Карта сайта Версия для слабовидящих РусEng

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

1. Программа учебного предмета разрабатывается детской школой искусств по различным видам искусств (далее по тексту – ДШИ) по каждому учебному предмету самостоятельно с учетом рекомендуемых Министерством культуры Российской Федерации примерных учебных планов, при этом по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональные программы) в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации (далее по тексту – ФГТ) и учебными планами ДШИ.

Программы учебных предметов являются частью предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Программы учебных предметов должны пройти обсуждение на заседаниях отделений (отделов) и методического совета ДШИ.

Программа учебного предмета разрабатывается педагогическим работником или группой педагогических работников ДШИ.

Программа учебного предмета выполняет следующие функции:

- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

2. Программа учебного предмета должна содержать:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);

- содержание учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, систему оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.

3.Титульный лист программы учебного предмета должен содержать:

полное наименование ДШИ;

наименование учебного предмета с указанием наименования предпрофессиональной или общеразвивающей программы;

год разработки программы.

4. Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать сведения о разработчике (разработчиках) программы и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух из числа педагогических работников, один из которых может быть представителем другой образовательной организации, в том числе среднего профессионального или высшего образования, в которой реализуются профильные образовательные программы в области искусств.

На оборотной стороне титульного листа программы должны содержаться сведения о рассмотрении данной программы на заседании отделения (отдела) и методического совета, а также ее утверждении с указанием даты.

5. Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения, в котором дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

В пояснительной запискепрограммы учебного предмета также указываются:

- срок реализации учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, при необходимости объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия);

- форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная);

- цели и задачи учебного предмета.

В пояснительной записке могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана ДШИ (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др.

6. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося (при необходимости), а также аудиторных занятий.

В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.

Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

максимальная учебная нагрузка

самостоятельная работа (при необходимости)

аудиторные занятия

7. Разделпрограммы учебного предмета«Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. При реализации предпрофессиональных программ устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части предпрофессиональной программы должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ.

Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам предпрофессиональных и общеразвивающих программ, в том числе:

создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

выявления одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.

Раздел «Содержание учебного предмета» должен отражатьраспределение учебного материала погодам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета, а также сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии).

Сведения о затратах учебного времени отражаются с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия (при необходимости).

При реализации предпрофессиональных программ аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части предпрофессиональной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых могут входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ. Согласно ФГТ в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.

8. При реализации предпрофессиональных программ в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»программы учебного предмета формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета.

9. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции вне зависимости от реализации ДШИ предпрофессиональных или общеразвивающих программ.

Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета.

Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.

При реализации предпрофессиональных программ оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ.

При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо руководствоваться Рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации по организации промежуточной аттестации обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств.

В соответствии с ФГТ ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые ДШИ критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета.

В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается ДШИ самостоятельно.

10. Программа учебного предмета включает в себя раздел «Методическое обеспечение учебного процесса»,содержащий методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся (при необходимости), способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала.

11. Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоении учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания. Приложение 1

Примерная форма титульного листа программы учебного предмета.

Полное наименование образовательной организации

Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной общеобразовательной программы в области искусств (предпрофессиональной или общеразвивающей)

год разработки программы

Приложение 2

Примерная форма оборотной стороны титульного листа программы учебного предмета.

«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательной организации

____________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор – ФИО

______________

(подпись)

______________________________

(дата утверждения)

Разработчик(и) – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность

Приложение 3

Примерная структура программы учебного предмета.

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).

3. Содержание учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

5. Формы и методы контроля, система оценок.

6. Методическое обеспечение учебного процесса (в том числе методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся).

7. Список литературы и средств обучения.


Дата создания: 11.01.2013 16:12
Дата изменения: 11.01.2013 16:12
Опубликовать в социальных сетях:

Последнее обновление на сайте: 16:10 30.10.2014
Наверх