Карта сайта Версия для слабовидящих

Музыкальное путешествие в неведомое

Регион:Северо-Западный ФО
Источник: Союз композиторов Республики Коми

В ближайшее время в Сыктывкаре (Республика Коми) состоится Первый фестиваль академической музыки современных композиторов «Традиция и классика авангарда». Статья председателя Союза композиторов РК Михаила Герцмана, арт-директора этого фестиваля, рассказывает о предстоящих в республике музыкальных событиях.

В ПРЕДДВЕРИИ КОНЦА СВЕТА

Вот-вот в Сыктывкаре произойдёт событие, которое по своей значимости и степени ожидания соотносимо разве что с концом света. Точнее сказать, это событие начнётся чуть раньше, но продолжится аккурат до «роковой» даты. Я говорю о Первом фестивале академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда», намеченный на 17 – 21 декабря 2012 года.

Мы долго готовились к нему и ещё дольше ждали. Ожидание это длилось не один год, и те, от кого зависело выделение денег на его проведение (будем справедливы!), ни разу нам не отказали нам в них. Ни разу! Но в последнюю минуту, когда фестиваль становился, казалось, неотвратимым, возникали непредвиденные обстоятельства, отменявшие его проведение. Один раз, помнится, некое безответственное лицо из вредности не подписало приказ о проведении фестиваля, в другой раз деньги, выделенные на «наш» фестиваль «бросили» на другой фестиваль, показавшийся кому-то важнее, в третий… в четвертый… в пятый… Чуть не сказал: «И так продолжалось до тех пор, пока не стала известна точная дата конца света».

Но на этот раз, фестиваль всё-таки состоится, невзирая на календарь майя – Колледж искусств выиграл грант Главы республики на проведение фестиваля под названием «Традиции и классика авангарда».

«Что за странное название?» – спросите вы. Действительно, музыкальных фестивалей такой направленности в нашей республике никогда ещё не было.

НЕОБХОДИМАЯ ИНФА

Всё очень просто. «Авангардный», значит, «идущий впереди». Не всегда, но часто художники, идущие впереди, становились классиками. С этой позиции, те, кого позже назвали венскими классиками – Гайдн, Моцарт и Бетховен – были для своего времени, безусловно, авангардистами. Хотя само слово «авангард» в применении к искусству – не военному, а музыкальному – стало применяться лишь на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета так называемой «новой венской школы» – А. Шёнберга, А. Берга и А. Веберна.

Ныне термин «авангард» применим практически к любой экспериментальной академической музыке, несущей в себе достаточно радикальную стилистическую новизну по отношению к господствующей сегодня музыкальной эстетике. Правда, по каким критериям оценить сегодняшнюю эстетику и как определить радикальность противостоящего ей авангарда, точно нам не скажет никто.

И тут надо отметить, что мировая авангардная музыка в большой мере уже «перебродила» поисками новизны. Во всяком случае, радикальных музыкальных новаторов, пришедших в 50 -70 годы – таких, за которыми бы устремлялась композиторская молодёжь – давненько не появляется. И музыка, которую мы когда-то считали крутым авангардом (того же К. Штокхаузена или А. Пярта), ныне выглядит достаточно респектабельно.

Впрочем, отношение к музыкальному авангарду во многом зависит от личного и коллективного слухового опыта. И если говорить именно о коллективном слуховом опыте, то в последнее время мы незаметно для себя начинаем находить нечто общее в музыке даже очень далёких друг от друга авангардистов. Более того, у нас формируется к ним уже более целостное отношение – как «эпохе». Как, к примеру, к «эпохе венских классиков», «романтизму», «нововенцам», «старинной музыке» – а ведь и те музыкально-исторические эпохи создавались очень разными по стилю композиторами!

КАК ЭТО БУДЕТ

Начнётся наше музыкальное действо с торжественно-печальной ноты – фестиваль мы посвятили памяти классика коми музыки Якова Сергеевича Перепелицы, 85-летие которого отмечается в этом году. Возможно, в 60-годах его «Яг-Морт» (первый национальный балет!) кем-то воспринимался как авангард, а сегодня это произведение уже давно стало классикой традиционной музыки…

Потому-то мы и назвали наш фестиваль «Традиции и классика авангарда». Нам дорог любой слушатель, пришедший в зал, независимо от его слухового опыта. Я уверен, что интересно будет всем – и тем, кому традиционная музыка покажется авангардной, и тем, кому и крутой авангард покажется вполне привычным. А значит, каждому из слушателей музыка подарит ту радость, которую он сможет или захочет воспринять.

Очень интересными и информационно насыщенными станут концерты 17 и 21 декабря – концерты открытия и закрытия фестиваля (они состоятся соответственно в Академическом театре драмы и Театре оперы и балета). В первом концерте прозвучит «дайджест» лучшего, что создано в жанре хоровой и оркестровой музыки нашими коми композиторами. Сыктывкарцы услышат не только музыку, удостоенную государственных наград и нашей республики, и России, но и новые произведения, которые прозвучат впервые. Авторами оркестровых премьер предстоит стать Наталье Осиповой и Сергею Носкову (дирижёр А. Ледовский). Хоровое же исполнение музыки наших композиторов будет обязано титаническим усилиям хормейстеров Ольги Рочевой и Владимира Цыганкова.

В заключительном (как и в первом концерте фестиваля) вновь будет исполняться хоровая и оркестровая музыка. В хоровом блоке прозвучат произведения Е. Подгайца, М. Герцмана и В. Гаврилина (хормейстер Наталья Масанова). Инструментальный блок составит музыка Арво Пярта («Tabula rasa») и Софии Губайдулиной («Семь слов»). И вновь (повторюсь!) дирижёром сводного оркестра Колледжа искусств и театра оперы и балета выступит Антон Ледовский.

НЕОБХОДИМАЯ ИНФА

«Tabula rasa» – музыка для двух скрипок, струнного оркестра и «препарированного» рояля (на его струны будут положены оговорённые автором предметы). «Tabula rasa» в переводе с латыни значит «чистая доска». Так ещё в Древней Греции назывались покрытые воском дощечки, на которые наносился текст. Но в данном контексте такой «дощечкой» станет наше воображение. Нанести информацию на эту «дощечку» предстоит самим слушателям. Добавлю: это сочинение минималиста Пярта мастерски передаёт зыбкое, пограничное душевное состояние – в музыке почти ничего не происходит, оно по определению эмоционально «закрыто». Поэтому нам потребуется совершить некое духовное усилие навстречу музыке. Раскрыть её. И мы, слушая её, всякий раз будем по-разному заполнять свою «дощечку», как бы «дополняя», «досочиняя» автора…

В исполнении Партиты для баяна, виолончели и струнного оркестра «Семь слов» композитора Софии Губайдулиной примут участие наши гости – выдающиеся музыканты, которым, кстати говоря, композитор и посвятила это произведение – народные артисты России Фридрих Липс (баян) и Владимир Тонха (виолончель). Партита (буквально «разделённая на части») Софии Губайдулиной «Семь слов» это не что иное, как воплощённые в музыке те самые последние семь слов, которые, согласно Евангелию, произнёс Иисус на кресте. Именно такие названия и носят части партиты. Это произведение принесло композитору всемирную известность.

ЧТО ЗА ГАМ?

Много нового и интересного подарит нам московский камерный коллектив «ГАМ-ансамбль» (сразу советую запомнить имя композитора Олега Пайбердина – создателя этого коллектива). Обращаю ваше внимание на «многоликость» названия коллектива. По-русски «ГАМ» это всего лишь «шум», английское «GAME» означает «игру», а имя нашего коллективного гостя расшифровывается уже как «Галерея Актуальной Музыки».

В программы ГАМ-ансамбля включены, разумеется, произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Главное, что особенно интересует коллектив, это музыка, созданная за последние 15-20 лет. То есть музыка, скажем так, «первой свежести». А поскольку музыкантов интересуют проекты, связанные с пересечением музыкального и визуального аспектов в искусстве (то есть, для исполнения музыки им нередко требуется экран), их выступления приобретают и некий интригующий элемент.

НЕОБХОДИМАЯ ИНФА

Нам будут представлены две непохожих, а в чём-то даже противоположных программы (мы отдаём «ГАМ-ансамблю» два вечера – 18 и 19 декабря). Первый из концертов, который состоится в "Югоре" и рассчитан на достаточно искушённого слушателя («Молодая Европа – Молодая Россия») познакомит нас с музыкальной панорамой сегодняшнего российского и европейского авангарда. Второй, в филармониии («Старый-старый авангард»), позволит нам узнать такие не слишком известные композиторские имена, как Джочинто Шелси, Антонио Агостини, Марк Андре, «тот самый Штокхаузен» и другие. Прозвучат в их исполнении произведения и наших композиторов – Натальи Осиповой и Татьяны Харитоновой. Будет исполнена также музыка и самого Олега Пайбердина. Наверняка для большинства слушателей музыка перечисленных авторов окажется открытием. Хочу верить – приятным.

ДРУГОЙ БАЯН

Особо следует сказать ещё об одном вечернем концерте – вечере баянной музыки «Баян XXI века», который состоится 20 декабря в зале Колледжа искусств. Слушатели, соприкасающиеся с баяном нечасто, будет весьма удивлены тем, каким стал сегодня этот инструмент по сравнению со временем, скажем, двадцатилетней давности. И исполнительская техника, и (главное!) репертуар стали совсем другими. Теперь баянисты играют авторов, находящихся на самом пике современных музыкальных тенденций. И студенты, и преподаватели народного отделения Колледжа искусств докажут это, исполнив музыку не только недавно ушедших А. Репникова, В. Золотарёва и А. Кусякова (памяти которых посвящён этот концерт), но и произведения ныне здравствующих Е. Подгайца, С. Беринского, С. Губайдулиной.

А В ТЕ ЖЕ ДНИ

Мы говорили пока лишь о вечерних концертах, но поверьте – не меньший интерес любителей современной музыки должны вызвать и дневные (бесплатные) концерты. Все они будут происходить в разных залах в 14 часов и в те же дни, что и вечерние.

Так, 17-го декабря (в день открытия фестиваля) в Колледже искусств состоится концерт, где будет звучать музыка для детей самых разных композиторов (от Якова Перепелицы до Дариуса Мийо) в исполнение учащихся музыкальной школы, Гимназии искусств и Колледжа искусств. В 14 часов следующего дня там же прозвучит серьёзная камерная музыка А. Шнитке, А. Пярта , Ф. Мартена, С. Губайдулиной и других композиторов в исполнении студентов и преподавателей Колледжа искусств, а также музыкантов города.

В череде дневных концертов я бы особо выделил авторский концерт нашего композитора Ирины Блинниковой 19 декабря (она единственная из нас решилась на такой подвиг). В её авторском концерте примут участие самые известные солистки нашего оперного театра Альфия Коротаева и Ольга Сосновская, а также молодая талантливая солистка Алёна Лодыгина. Концертмейстером этого концерта будет замечательная пианистка Ребекка Магомедова. И, наконец, 20-го декабря всех любителей современной музыки приглашает Концертный зал Гимназии искусств – на этот раз продемонстрируют своё чувство современности учащиеся и этого учебного заведения, исполнив музыку коми композиторов.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ

Я обращаюсь ко всем, кто неравнодушен к музыке. К любой. Главное – к Музыке.

Как бы вы ни относились к современной музыке академического направления, мы приглашаем вас на ВСЕ девять концертов нашего фестиваля. Мы (как и вы) не можем предсказать впечатлений, которые вы получите от услышанной музыки. Потому что вам (как и нам) предстоит сделать шаг в Неведомое.

Но мы, устроители фестиваля, гарантируем одно – вы станете участниками самого неповторимого интеллектуального и художественного приключения, которое когда-либо происходило в Республике Коми.
А это, уверяю вас, поинтересней конца света, который обещают уже в 101-ый раз…


Дата создания: 03.12.2012 10:13
Дата изменения: 11.03.2013 18:07
Опубликовать в социальных сетях:

Последнее обновление на сайте: 14:46 29.06.2017