арта сайта ¬ерси€ дл€ слабовид€щих

¬ладимир  ехман: "»нвестиции в культуру - самые выгодные"

"Ћента", 12 июл€ 2017 года

¬ладимир  ехман прошел путь от основател€ и гендиректора Joint Fruit Company, импортировавшей фрукты и обанкротившейс€ в 2012 году, до руководител€ сразу двух театров Ч ћихайловского (бывший ћјЋ≈√ќ“ Ч ћалый Ћенинградский государственный оперный театр) и Ќовосибирского (Ќќ¬ј“). ¬ отношении предпринимател€ —бербанк запустил процедуру личного банкротства, по завершении которой он не сможет работать директором или художественным руководителем театра. –ассмотрение дела состоитс€ 13 июл€. ЂЋента.руї поговорила с ¬ладимиром  ехманом о судьбе регионального театра, цензуре и давлении на учреждени€ культуры, а также о личном конфликте с √ерманом √рефом и св€зи наркотрафика с фруктовым бизнесом.

ЂЋента.руї: ћы сейчас находимс€ в ћихайловском театре или все-таки в ћјЋ≈√ќ“е?

 ехман: ћне не нравилось в принципе название ћјЋ≈√ќ“, потому что он начинаетс€ с Ђмалыйї. » это несправедливое отношение к этому театру Ч он никогда не был малым. «десь происходили грандиозные событи€: истори€ театра св€зана с ƒмитрием Ўостаковичем, —ергеем ѕрокофьевым, ‘едором Ћопуховым, ¬севолодом ћейерхольдом. «десь начинали и отсюда уходили потом в ведущие театры —оветского —оюза грандиозные личности Ч такие, например, как дирижеры Ѕорис ’айкин или —амуил —амосуд. Ќе может такой театр быть малым, поэтому конкуренци€ между этими названи€ми никогда не существовала дл€ мен€. Ётот театр Ч ћихайловский. ќн был исторически так назван, и € считаю, что нарушать традиции нельз€.

Ёто императорский театр, который создавалс€ дл€ того, чтобы показывать лучшее, что было в ≈вропе. ƒо революции здесь работали французска€ и немецка€ труппы, а также различные антрепризы. ¬ 1930-е, уже под названием ћјЋ≈√ќ“, театр стал экспериментальной площадкой.  огда € возглавил его, то решил вернутьс€ к истокам и переименовать его в ћихайловский. ќн был исторически так назван, и € считаю, что нарушать традиции нельз€.

Ёто императорский театр, который создавалс€ дл€ того, чтобы показывать лучшее, что было в ≈вропе. ƒо революции здесь работали французска€ и немецка€ труппы, а также различные антрепризы. ¬ 1930-е, уже под названием ћјЋ≈√ќ“, театр стал экспериментальной площадкой.  огда € возглавил его, то решил вернутьс€ к истокам и переименовать его в ћихайловский.

явл€€сь городским театром, мы работаем дл€ петербуржцев, которые имеют приоритет перед туристами, хот€ у нас одинаковые цены. ¬ ћариинском театре иностранцам, например, билеты обход€тс€ дороже. я считаю, что это огромна€ ошибка и унижение.

ј от идеи переименовывать Ќовосибирский театр оперы и балета в Ѕольшой театр —ибири отказались?

 ак он был Ѕольшим театром, так и осталс€ Ч самым большим театром в ≈вропе.  огда € хотел его переименовать, то не знал, что Ѕольшой театр так защищает свое название. ћариинский театр так не делает: по€вилс€ ћариинский театр во ¬ладивостоке, будет во ¬ладикавказе, сейчас еще в јстрахани по€витс€ Ч они правильно идут по пути развити€ современного театра. Ѕольшой театр за использование названи€ требует ро€лти.  огда € хотел театр в Ќовосибирске официально назвать ЂЅольшой театр —ибириї, ¬ладимир ”рин написал мне письмо, и пришлось отказатьс€ от этой идеи.

 ак сейчас дела у Ќќ¬ј“а?

ћы совершили огромный прорыв за эти два с половиной года с точки зрени€ получени€ публики. «а первое полугодие 2017-го к нам пришли 158 тыс€ч зрителей, а в деньгах это около 120 миллионов рублей. «а год мы идем на 250 миллионов рублей, за три года мы увеличим на 100 процентов внебюджетные доходы театра. Ќаша задача теперь заключаетс€ в том, чтобы превратить театр из регионального в федеральный, чтобы все вокруг в него ехали Ч не только —ибирь, но и  азахстан, ”рал, чтобы он стал центром прит€жени€ дл€ публики. ѕока он федеральным скорее числилс€.

„то вам дл€ этого нужно?

“олько врем€. ¬се остальное есть: коллектив, финансирование, точное понимание, куда нам двигатьс€ с точки зрени€ репертуара и привлечени€ публики. ≈сть поддержка со стороны ћинкульта, где понимают, как важно вывести театр, имеющий огромный потенциал, на федеральный уровень. —ледующие три года будем следовать выверенной стратегии по привлечению недостающих 300 тыс€ч зрителей. Ѕольше мы физически прин€ть не сможем на одной площадке. Ќо мы также работаем над концертным залом в театре. я как раз встречалс€ с министром [культуры ¬ладимиром ћединским], запланировали открыть новый зал в сент€бре. Ёто будет молодежна€ площадка, сейчас ищем дл€ нее музыкального руководител€.

”чреждени€ культуры в –оссии должны выходить на самоокупаемость и приносить прибыль или же существовать на субсидии государства?

–епертуарный театр в принципе не может приносить прибыль. ” него есть две формы существовани€: перва€ Ч как в √ермании, ‘ранции и –оссии, а втора€ Ч американска€. “ам существует полна€ независимость театра от государства, при этом власти освобождают от определенных налогов те компании и тех граждан, которые жертвуют на культуру. Ёто серьезнейша€ форма благотворительности. Ќо такую систему в –оссии, € считаю, практически невозможно реализовать.  ак сказал наш президент, всегда найдутс€ люди, которые придумают, как через это уклон€тьс€ от налогов. ѕоэтому у нас существует справедлива€ форма отношений между государством и театральным сообществом. Ёта система имеет прочную историческую базу. —егодн€ мы видим, как государство и лично президент, понима€, насколько важна сфера культуры, в том числе дл€ развити€ регионов, наполн€ют эту традиционную дл€ нас форму отношений новым содержанием. ћы чувствуем поддержку Ч и поэтому даем результаты. я могу судить и по —ибири, и по другим субъектам.

—егодн€ внебюджетные доходы в ћихайловском театре Ч 550 миллионов. ј субсидии Ч 800 миллионов. √рубо Ч 35 на 65 процентов. ¬ Ѕольшом театре и в ћариинском, скорее всего, цифры гораздо больше. » такой дисбаланс с точки зрени€ конкуренции должен нивелироватьс€. »сторически и ћариинский, и Ѕольшой имеют колоссальные субсидии.   тому же у них по две, по три сцены, они могут давать по 550, по тыс€че спектаклей в год. √осударству необходимо развивать другие учреждени€ либо изменить саму форму управлени€ ими, вернутьс€ к дирекции императорских театров. я считаю такую методику правильной. ≈сли по€витс€ личность, котора€ объединит всех нас в этой дирекции, он сможет выстраивать политику, при которой не придетс€ сражатьс€ ни за артистов, ни за дирижеров, ни за режиссеров. ћы все хотим заполучить отечественных звезд, а им, пон€тно, хочетс€ выступать в Ѕольшом.

¬ы предлагали такую инициативу ћединскому?

Ќет, пока рано.   этой идее можно будет приступить после 2020 года. ¬ ћинкульте многие не вид€т всей ситуации. » ведомство, и министр лично делают неверо€тные усили€ дл€ увеличени€ финансировани€ отрасли. Ќо необходимо, чтобы премьер-министр и президент в первую очередь прин€ли решение об изменении самого принципа финансировани€ культуры. ” нее должен быть бюджет минимум 200-250 миллиардов. ј сейчас Ч чуть больше 100 миллиардов. ѕри этом бюджет московского департамента культуры Ч 55 миллиардов. ”величить минимум в два раза Ч и тогда можно будет говорить об изменении структуры.

 ак бывший бизнесмен могу сказать: инвестиции в культуру Ч самые выгодные. “от фидбек, который получаешь на каждый рубль, Ч тыс€ча, п€ть тыс€ч, дес€ть тыс€ч процентов, посчитать даже невозможно.

Ќу да, эмоции в цифры перевести трудно.

ƒа невозможно! ѕрезидент это хорошо понимает, и потому помогает классическому искусству, сохранив президентские гранты, Ч они в свое врем€ спасли огромное количество творческих коллективов, у которых в ином случае могли быть серьезные проблемы.

Ѕольшой театр нан€л международную консалтинговую компанию McKinsey дл€ разработки новой бизнес-модели. ѕривлечение сторонних консультантов дл€ развити€ экономики театра, по-вашему, хороша€ иде€?

Ѕольшой театр может делать что угодно Ч он стоит особн€ком. ” него бюджет п€ть с лишним миллиардов от государства, плюс доходы Ч еще, наверное, 2,5 миллиарда, итого семь с половиной миллиардов. ќни могут и космический корабль запустить. я не знаю, что дл€ них может сделать консалтингова€ компани€. ”правление театром Ч сложна€ вещь. Ќужно соблюдать баланс между исполнением социальной функции, участием в мировом процессе формировани€ культурной повестки (а Ѕольшой Ч один из главных брендов –оссии, как  алашников) Ч чего, € считаю, √јЅ“ не делает Ч и получением внебюджетных доходов. ѕоследнее у них получаетс€ блест€ще. ”рин это делал в театре —таниславского, теперь здесь.

ƒругой вопрос, кому нужны эти лишние 500 миллионов, когда ни один нормальный человек не может просто вз€ть и попасть туда. ћен€, например, попросили купить несколько билетов в ћариинский театр, € зашел на сайт и купил. Ќа премьеры в Ѕольшом, как мне говорили, купить билеты невозможно. ” √јЅ“а прекрасна€ экономика, и € не знаю, что McKinsey им с этой точки зрени€ сможет сделать. »м только со спекул€нтами нужно боротьс€.

ј вы поддерживаете введение уголовной ответственности в отношении перекупщиков билетов?

”головна€ ответственность не решит проблему. —пекул€нты убираютс€ на раз-два Ч нужно просто не принимать билеты в день показа спектакл€. »ли за три дн€. —делать это Ч и не будет ни одного спекул€нта. ќни существуют только из-за того, что в день спектакл€ можно сдать все нераспроданные билеты.

÷ензура в театре существует?

 онечно. ÷ензура у нас очень проста€: приходит ко мне режиссер, рассказывает, о чем будет делать спектакль. ћы договариваемс€, подписываем документы, и дальше он делает все, что считает нужным дл€ реализации. Ќа этом цензура заканчиваетс€. Ќо историю он мне должен об€зательно рассказать. я что Ч идиот, чтобы платить деньги, гонорары, не зна€, что он будет делать? “акого нет ни в одном театре мира.

— давлением извне из-за спектаклей вы сталкивались?

“олько один раз такое было, когда Ђзаминировалиї театр на опере Ђ»удейкаї. ѕоступил телефонный звонок, и мы как государственный театр не имели права проигнорировать его. ѕришлось отменить премьеру, но на следующий день показали.

”читыва€ скандал вокруг Ђ“ангейзераї, как вы относитесь к инициативе ввести об€зательные предпоказы премьер дл€ экспертных комиссий, особенно если спектакль св€зан с религиозной темой?

я категорически против этой идеи. Ќе существует никаких предпремьер. ¬се, что касаетс€ Ђ“ангейзераї, Ч это полна€ ответственность Ѕориса ћездрича (бывший директор Ќовосибирского театра оперы и балета Ч прим. ЂЋенты.руї) и драматурга –омана ƒолжанского. “о, что эти двое сделали Ч абсолютное богохульство, € на этом настаиваю. “акого не было никогда, даже в —оветском —оюзе, который был полностью атеистическим. ƒаже Ћев “олстой себе такого не позвол€л, а он вообще был отлучен от церкви.

Ќа этапе создани€ спектакл€ драматург ƒолжанский предложил это ћездричу, а тому как государственному служащему Ч это ведь не его частна€ лавочка Ч нельз€ было брать в производство этот спектакль, потому что он реально задевает чувства верующих людей.

Ќо суд не нашел никаких оскорблений и оправдал ћездрича.

ћы не знаем, что нашел суд. ћен€ лично оскорбл€ет, и тех, кому € показывал этот постер, атеистов и неатеистов. ј те люди, которым это понравилось, Ч не буду называть их фамилии Ч увы, либо умерли, либо заболели. Ёто происходило на моих глазах, и € об этом вам говорю с полной ответственностью.

Ѕожь€ кара?

я считаю Ч да. ѕотому что это не может понравитьс€. Ёто чистой воды богохульство.

—итуаци€ с Ђ“ангейзеромї как-то повли€ла на посещаемость Ќовосибирского театра?

Ќикоим образом. “еатр за те годы полностью потер€л свою зрительскую аудиторию. —итуаци€ т€желейша€. ѕривлечение зрителей Ч труднейша€ наша работа. ¬ы не представл€ете, сколько усилий мы прилагаем каждый день. ћы уже помен€ли п€ть директоров по маркетингу, они не справл€ютс€. ¬се знали, что есть здание, что есть конфеты с его изображением, но что там театр, в котором став€т 300 спектаклей в год, никто не понимал. ¬ нем фиктивна€ заполн€емость составл€ла 65 процентов, а реальна€ Ч меньше 50.

‘иктивна€ Ч каким образом?

Ёто отчеты, которые они отправл€ли в ћинкульт.

¬ы обсуждали с ћединским, продолжите ли вы руководить театром, когда в отношении вас завершитс€ процедура банкротства?

 ак раз на дн€х об этом говорили. ћое руководство четко понимает, что сначала нужно дождатьс€ решени€ суда Ч мы не знаем, что там будет написано. ≈сли суд постановит, что € должен покинуть театр, то € уйду.

≈сли вам запрет€т занимать руковод€щие посты, не найдетс€ никакого компромисса?

Ёто уже другой вопрос. Ёто будет нова€ конструкци€, мы ее обсудим отдельно. ј сейчас, как сказали бы президент и его пресс-секретарь, дожидаемс€ решени€ суда. Ѕезусловно, как ответственный человек € к этому готовлюсь: у нас есть кандидатуры на пост гендиректора, с ћинкультом их будем рассматривать. ≈сли министр захочет, чтобы € осталс€ в каком-то качестве, € это, конечно, сделаю. Ќо это будет решение ведомства и нового директора. ” мен€ простой принцип Ч Ѕог дал, Ѕог вз€л, за все слава Ѕогу.

¬ы хотите остатьс€ в театре?

я приму любое решение, к которому придут новый гендиректор и ћинкульт. ” мен€ очень много дел в ћихайловском театре. Ёто абсолютно несправедливо, что € стал здесь за два с половиной года меньше по€вл€тьс€. ¬се-таки € 85 процентов времени проводил в Ќовосибирске, и очень много сил коллеги из ћихайловского театра трат€т на то, чтобы Ќќ¬ј“ достиг успеха. я на них оказываю непрерывное давление, чтобы Ќовосибирскому театру помогали.

я считаю, что эта форма управлени€ себ€ оправдывает: потенциал любого дополнительного учреждени€ культуры всегда очень кстати. ≈сли бы у нас был, например, еще ≈катеринбургский театр, было бы гораздо легче. ѕрекрасный —лава —амодуров мог бы у мен€ ставить любое количество балетов в —анкт-ѕетербурге или в Ќовосибирске. ¬ „ел€бинске есть великолепный музыкальный руководитель ≈вгений ¬олынский Ч посто€нно работает у нас, дирижирует многими спектакл€ми.

Ќе трогаю сейчас “еодора  урентзиса, потому что к нему у мен€ есть вопросы. ѕосле его ухода в Ќовосибирске не осталось ни одного его спектакл€. ≈сли бы он отработал, как јйнарс –убикис, год или дваЕ Ќо он работал в Ќовосибирске почти дес€ть лет, ничего не оставил театру и очень много оттуда забрал. Musica Aeterna, хор Ч все это сделано там. ѕоэтому он должен нам. ћожет, договоримс€, пусть бы он нам бесплатно открыл концертный зал.

28 июн€ депутат горсовета Ќовосибирска Ќаталь€ ѕинус за€вила, что вы ушли в декрет и на три года уехали во ‘ранцию, а вчера вы€снилось, что вы вышли из отпуска через дес€ть дней. „то случилось?

—лучилось то, что ѕинус, как всегда, врет. я не уехал на три года и никаких отпусков не брал. ¬о-первых, не существует отпуска на три года. —уществует отпуск на полтора с возможностью продлени€ еще на полтора. ¬о-вторых, € договорилс€ с ћинкультом, потому что мне нужно было помочь жене Ч
получилось так, что она рожает во ‘ранции. Ёто произошло абсолютно случайно: она показалась там доктору, и ее просто не отпустили уже. ќна оказалась там одна, у мамы не было визы, и мне нужно было поехать. я сказал: Ђ ак только по€витс€ необходимость Ч € сразу вернусь, но дайте мне возможность побыть с ребенкомї. ” мен€ до сих пор вис€т чуть ли не восемьдес€т дней отпуска. я в него практически не выходил за эти два с половиной года в Ќќ¬ј“е. я попросил министерство, и там пошли мне навстречу. “еатр показывает без мен€ феноменальные результаты. ’от€ € присутствовал только виртуально, все было хорошо.

„то касаетс€ ѕинус: отец лжи Ч это дь€вол. “о, что администраци€ Ќовосибирска подтвердила ее слова, это чиста€ ложь. “о, что € убежал от следстви€, Ч тоже чиста€ ложь. “о, что мои дети и бывша€ жена €вл€ютс€ гражданами »зраил€, Ч тоже чиста€ ложь. ћы написали письмо в Ђ оммерсантъї, чтобы они опровергли эту информацию. ≈сли этого не произойдет Ч мы подадим в суд. я все равно собиралс€ возвращатьс€: 12 июл€ мы собираемс€ крестить дочку, 13 июл€ у мен€ суд, 16-го Ч прогон Ђ«олушкиї в ћихайловском.

ѕресса бурно отреагировала на новость о вашем отпуске Ч в частности, потому, что следователи за€вили, что вы их не уведомили об этом.

“оже чистой воды вранье. —о следовател€ми € вообще нахожусь в посто€нной переписке, и € не об€зан был их ни о чем уведомл€ть. я об€зан уведомить их только в том случае, если у мен€ мен€етс€ место жительства.  ак было у мен€ место прописки Ђћихайловский театр, ѕлощадь искусств, дом 1ї, так и осталось.

¬ы говорили, что свой отпуск используете также дл€ переговоров с европейскими лидерами театрального процесса. ¬ам удалось чего-то добитьс€?

 онечно. я провел финальные переговоры с немецким режиссером ёргеном ‘лиммом по новой постановке, обсудил наши планы с испанским хореографом Ќачо ƒуато, который покинет Ѕерлинский балет. я также посмотрел огромное количество премьер, а мне это необходимо дл€ того, чтобы видеть, что происходит в европейских театрах. ѕереговорил о новой постановке ЂЌормыї дл€ Ќовосибирского театра, постановке ЂЌабуккої дл€ ћихайловского. –ежиссеров не назову пока, чтобы их не спугнуть. —оставлены планы на 2018 год, уже обсуждаем 2019-й и 2020-й.

»з-за банкротства —бербанк теперь взимает с вас половину вашей зарплаты или оставл€ет вам прожиточный минимум?

— мен€ никто ничего не взимает. “еатры перечисл€ют финансовому управл€ющему всю мою зарплату, а он передает мне прожиточный минимум на двоих несовершеннолетних детей.

» что это за сумма?

Ёто около 25 тыс€ч рублей, что-то такое.

¬ы живете только на эти деньги?

Ќа какие деньги € живу Ч € не комментирую, потому что это мой личный вопрос. ” мен€ всегда было и будет некоторое количество людей, которые мне по жизни помогают. » как бы ни пыталс€ —бербанк и все другие банки мен€ поставить в определенное положение, это никому не удастс€. ‘амилии этих людей € не раскрываю. »х даже английский суд не раскрывает, хот€ мне пришлось ему рассказать об этих люд€х.

” вас правда серьезный личный конфликт с √ерманом √рефом?

» не только с ним. ’орошо написано в ≈вангелии, √осподь сказал: Ђ¬се тайное становитс€ €внымї. я уже точно знаю имена всех людей, которые участвуют в моем преследовании. я их всех простил, поэтому у них, в моем понимании, только один путь Ч остановитьс€. »наче их остановит √осподь.

ћожете их назвать?

Ќет. «ачем? Ётого не нужно.

¬ы утверждали, что √реф предупредил всех руководителей предпри€тий в –оссии не давать вам ни копейки.

ƒа, так и было.

¬ы не пытались как-то решить конфликты со —бербанком, с –айффайзенбанком, с Ѕанком ћосквы?

ƒело в том, что в этих организаци€х не с кем решать. Ёто обезличенные структуры. ” нас было несколько встреч, так называемых собраний кредиторов. Ќа них € предлагал всем банкам простой план: компани€ сразу выплачивает 150 миллионов долларов, и в течение дес€ти лет она бы рассчиталась со всеми. я не просил скидки по долгу. ƒес€тилетн€€ официальна€ реструктуризаци€ Ч и мы полностью рассчитываемс€.  огда € сделал такое предложение, Ѕанк ћосквы, например, попыталс€ вручить мне повестку в английский суд.

ѕоэтому дальше диалог € начал строить с каждым банком по отдельности. » все равно никто из них не прин€л мое предложение, потому что —бербанк Ч не знаю, лично это делал √реф или через своих представителей Ч обвинил мен€ и моих менеджеров в том, что мы эти деньги украли, что €вл€етс€ ложью. Ќевозможно украсть такое количество денег в современном мире. 150 миллионов долларов были в компании, которую разорили сами банки, а оставшиес€ деньги либо не вернули наши зарубежные партнеры Ч а зачем возвращать, когда компани€ не работает, Ч либо контрагенты, которые получили предоплату. Ћибо в компанию не вернулись активы Ч наши плантации, которые стоили 75 миллионов, были проданы, например, за п€ть миллионов долларов.

Ёто беспрецедентный случай: —бербанк не хотел получить деньги, его интересовало только одно Ч найти того, кто их украл. “олько вот их никто не крал. ћожет быть и така€ неожиданна€ истори€. Ёто тот первый случай, когда вообще никто не крал. Ёто подтверждаетс€ тем, что на сегодн€шний день ни одной копейки у мен€ не найдено. » про недвижимость мою Ч тоже вранье. Ќо € не занимаюсь опровержени€ми того, о чем писала пресса, мне это неинтересно. я точно знаю, что невозможно получить деньги с человека, если у него их нет. ” мен€ лично денег нет. я из компании не вз€л ни копейки.

 акова судьба уголовного дела в отношении вас, бывшего гендиректора Joint Fruit Company јндре€ јфанасьева и председател€ совета директоров JFC ёлии «ахаровой по мошенничеству с 18 миллиардами рублей кредитов, выданных компании?

Ёту тему € тоже не комментирую. я это рассматриваю как давление на следствие. » комментарии банков о том, что происходит со следствием по делу, € считаю давлением.

–асскажите про крах JFC.  огда вы пон€ли, что у компании большие проблемы?

Ёто был €нварь 2012 года. ¬ ћихайловском театре проходило меропри€тие, посв€щенное столетию –оссийского футбольного союза. Ќа нем присутствовал ¬ладимир ¬ладимирович, который тогда был премьер-министром, и когда мы прощались, он мен€ спросил: Ђј что у теб€ там с бананами?ї я был, конечно, поражен. ќн мне сказал: Ђќбрати вниманиеї. » вот с этого момента € реально обратил внимание. ѕотому что до этого, безусловно, € понимал, что что-то происходит, но мен€ успокаивали менеджеры, завер€вшие, что вырул€т ситуацию, что все будет нормально. » € начал очень быстро и серьезно действовать, поэтому в марте € стал гендиректором JFC.

ј до этого вы чем занимались?

“олько театром. ћне эта компани€ была уже неинтересна. — 2010 года € не получал ни копейки дивидендов. я ведь двадцать лет занималс€ бизнесом. ¬ 2008-2009 годах € еще им помогал, потому что это был кризис. ћы со —бербанком работали с 2000 года, заплатили им 200 миллионов долларов процентов за использованные деньги. ј весь долг на сегодн€шний день Ч 4,5 миллиарда рублей. Ёто был наш основной банк, и √реф, пришедший в него в 2007-м, лукавит. ѕо большому счету они вообще ничего не потер€ли.

ѕоэтому Ч увы, € действительно очень сильно доверилс€. ћо€ ошибка. я всегда признаю, что € подвел в том числе и √рефа, но нельз€ было так обращатьс€ с компанией. ћое мнение: менеджеры ничего не украли, но они неправильно оценили обстановку, котора€ сложилась на рынке.  ак бы ни хотелось, им нужно было остановитьс€, вз€ть пример с мен€: в 1998 году, когда € не понимал, что произойдет, € собрал в июле все деньги, и мы ни одной копейки в кризисе не потер€ли. “о же самое было в 2004 году. я всегда воврем€ останавливалс€, брал паузу.

Ђ оммерсантъї пишет, что, по словам јфанасьева, вы никогда не отходили от управлени€ компанией и все важные решени€ принимали сами.

¬ранье. ¬о-первых, мы не знаем, говорил он это или нет, но это не имеет значени€. ƒаже если говорил, ему это казалось. Ќе € потер€л в декабре 2011 года 77 миллионов долларов, а он как гендиректор. Ёто как если бы € вз€л отпуск Ч и не звонил все три мес€ца, пока мен€ не было, в Ќовосибирск. ј потом там что-то произошло Ч так ведь € виноват, что не звонил. ¬ последние годы € просто не понимал, что происходит с компанией. я мог даже принимать те или иные решени€, но понимани€ этого у мен€ не было, мен€ не было в процессе. Ќевозможно принимать решени€, когда теб€ нет в процессе.

 ак вы прокомментируете обвинени€ бывшего топ-менеджера JFC ƒмитри€ ћартинеза в св€зи с контрабандой наркотиков в Ёквадоре?

ћартинез? ѕолностью оправдан, работает и живет в Ёквадоре. Ќикогда этих обвинений в наркотиках у него не было.

ќн никогда не был в бегах?

Ѕанк ¬“Ѕ пыталс€ сделать так, чтобы он вз€л на себ€ какой-то долг, он отказалс€, и они начали его преследовать через эквадорских полицейских. ќн был в бегах, но теперь оправдан.

Ќо наркотики у вас в бананах все-таки находили?

¬есь наркотрафик идет через бананы. Ёто основа мирового наркотрафика. »спользуют кого-то из команды торгового судна, делают закладки в коробках из-под бананов Ч не в самих бананах, конечно же. ¬ јмерике сколько наход€т, иногда людей живых в бананах наход€т! ћало кто знает, но ‘идель  астро был работником банановой компании в далекие годы. ¬се, что св€зано с бананами, € надеюсь, после 13 июл€ ко мне не будет иметь никакого отношени€.

¬о фруктовый бизнес не хотите возвращатьс€?

я вообще не хочу возвращатьс€ в бизнес. ” мен€ огромное количество великолепных предложений, которые € немедленно начну реализовывать, как только мне это позвол€т наши законы.

 огда в 2010 году в ваших бананах нашли 120 килограммов кокаина, как вы с этим боролись?

Ёто знает ‘—Ѕ –оссии. ћы с ними всегда взаимодействовали, поэтому все незаконное находилось. Ќаша компани€ была примером по взаимодействию с нашими спецслужбами. ј как боролись Ч это секрет.


ƒата создани€: 12.07.2017 14:13
ƒата изменени€: 12.07.2017 14:30
ќпубликовать в социальных сет€х:
ѕоследнее обновление на сайте: 16:42 20.07.2017