арта сайта ¬ерси€ дл€ слабовид€щих

»нтервью генерального директора киностудии "ћосфильм"  арена Ўахназарова


√енеральному директору киностудии "ћосфильм", режиссеру, сценаристу и продюсеру  арену Ўахназарову 8 июл€ исполн€тс€ 65 лет. ¬ преддверии юбиле€ он рассказал “ј——, как политика вли€ет на оценку его картин, какие фильмы "ћосфильма" пользуютс€ наибольшим спросом на ”краине и что делать дл€ защиты российского кинорынка. 

Ч ѕервый вопрос такой. ѕрошла премьера вашего фильма "јнна  аренина. »стори€ ¬ронского" Ч и на телевидении, и в прокате он был, и на " инотавре".  то-то в восторге от картины, кто-то абсолютно не прин€л... 

Ч Ёто совершенно нормально. √лавное, что обсуждение было, и, насколько € понимаю, очень бурное. Ёто уже показатель. —ам не очень слежу, но знаю Ч дискуссию люди вели активно, в том числе в интернете. √овор€т, давно и не было таких обсуждений. “ак это хорошо! Ќами была проделана больша€ работа над картиной. 

Ч ƒл€ вас в чем успех заключаетс€? ¬ам прежде всего важна оценка зрителей или главное Ч самовыразитьс€? 

Ч ƒл€ мен€ самое главное Ч показать свою картину зрител€м. » чем больше людей ее увид€т Ч тем лучше. Ќо в данном случае еще и телепоказ был, причем с хорошим рейтингом. ƒа и просто видно, что многие смотрели.

Ётого дл€ мен€ достаточно. Ќо пон€тно, что кому-то нравитс€, кому-то нет. ≈сть поклонники, есть те, кто не прин€л концепцию, актеров, Ч это уже личное дело каждого. —читаю, что премьера прошла громко Ч это самое основное. Ќо также понимаю, что играют роль в оценке фильма и мои политические высказывани€. “а часть аудитории, котора€ не приемлет мои взгл€ды, переносит это и на картину. 

Ч —уд€ по всему, кинорынок ”краины мы потер€ли? –оссийские фильмы же там не выход€т? 

Ч —оветские фильмы на телевидении по-прежнему идут, "ћосфильм" продолжает продавать права. ” нас с телеканалами св€зи как были, так и есть.

Ч Ќо вы сами попали во все возможные "черные списки"... 

Ч ƒа, мои картины на ”краине запрещены. “ем не менее крупнейшие украинские интернет-ресурсы их по-прежнему показывают. Ќа телевидении моих картин, конечно, нет, но картины "ћосфильма" есть, мы заключаем договоры с разными каналами. 

ќни не показывают военные картины, фильмы авторов, которые у них под запретом, а таких уже много собралось, спектр авторов сузилс€. Ќо Ћеонида √айда€ показывают, Ёльдара –€занова показывают, их картины на "ћосфильме" хорошо покупают. ” нас нормальные деловые отношени€ с телеканалами. ј кинопроката дл€ российских картин на ”краине нет, это правда.

Ч ¬ы сказали, что очень важно иметь возможность показать свои фильмы зрител€м. —ейчас обсуждаетс€ инициатива, котора€ предполагает нар€ду с госпошлиной ввести об€зательное отчисление в размере 5 млн рублей с каждого фильма. ѕри этом дл€ российского кино эти 5 млн будут возвратные. Ќикита ћихалков инициативу поддержал, но сказал, что необходимо четко прописать механизм возврата денег. 

Ч ќн прав. ƒолжны быть гарантии, что деньги вернут. Ќо пока это на уровне инициативы, ничего не прин€то, и, как мне кажетс€, вр€д ли будет прин€то. ѕока обсуждать нечего. ћысль пон€тна Ч надо защитить рынок.

Ќасколько именно эта форма нам нужна Ч пока не знаю. ƒовольно успешна€ защита рынка действует во ‘ранции, но у нас не хот€т это брать. “ам, например, запрещена реклама фильмов на телевидении. ” нас телевидение категорически против.

Ќо это правильна€ иде€, потому что она идет на пользу французскому кино. ” него нет денег на рекламу на “¬, а у американских кинематографистов Ч есть. ‘ранцузы делают проще: запрещено всем. “аким образом, американские компании к ним не могут предъ€вить претензии, что они демпингуют, нарушают правила ¬“ќ. ¬ результате это уравнивает шансы: билборды, внешн€€ реклама Ч это все гораздо дешевле, французы способны это делать. Ќа мой взгл€д, эти моменты можно было бы примен€ть и у нас. ¬о ‘ранции нет "входа" за 5 млн, там есть наценка на билеты.

» оп€ть Ч на все билеты, не только на американские, но и на французские. » эта наценка идет в национальный фонд развити€ кино. ѕоскольку там, как и везде, рынок захвачен американцами, получаетс€, что именно американцы и субсидируют в французское кино. 

Ч ≈сть еще один вопрос, он у мен€ очень давно возник. ¬ы практически на каждой публичной встрече озвучиваете одну идею Ч у российского кино должен быть единый центр, как √оскино в советские годы. ѕочему вы так на этом настаиваете? 

Ч ћне кажетс€, иде€ очевидна. Ќигде в мире нет двух центров, которые бы распредел€ли госфинансирование (в –‘ ћинкультуры поддерживает авторские, экспериментальные проекты и фильмы дл€ детей, ‘онд кино Ч кассовые картины. Ч ѕрим. “ј——).

Ќепон€тно, почему есть отдельное финансирование ћинкульта и отдельно Ч ‘онда кино. ƒругое дело, что мою идею не поддерживают, потому что, видимо, всех все устраивает.  онечно, лучше сосредоточить все в одних руках. Ќо € не настаиваю, это просто мое видение как гендиректора "ћосфильма" и человека, который 40 лет работает в кино и сн€л пор€дка двадцати картин. 

Ч ¬ €нваре вышло распор€жение президента –‘ о предоставлении ќќќ "јльтера ѕарк" земельного участка дл€ создани€ многофункционального производственно-культурного центра на базе "ћосфильма".

¬ы тогда говорили, что уже весной может начатьс€ строительство первого из двух новых павильонов киноконцерна "ћосфильм", где размест€тс€ киноконцертный комплекс и новое здание дл€ хранени€ костюмов и реквизита. Ќа каком сейчас это этапе? 

Ч —троительство первого павильона уже началось, там расположитс€ новое помещение дл€ реквизита и костюмов. ѕотом будут возводить киноконцертный комплекс с выходом на ћосфильмовскую улицу. 

 Ч ѕон€тно, когда все работы завершат? 

Ч ќни обещают за год построить, планы наполеоновские, говор€т, что к лету 2018 года. 

Ч Ќа ваш взгл€д, в целом "ћосфильм" сейчас как себ€ ощущает? Ќасколько киностуди€ хороша? 

Ч "ћосфильм" себ€ нормально ощущает. Ёто единственное предпри€тие в сфере культуры, которое не получает никаких бюджетных денег, платит налоги и при этом сохран€ет рентабельность.

ѕравда, похуже стало в последние два года, но мы развиваемс€, посто€нно мдернизируемс€. —ейчас переоснащаем цифровые серверы, поскольку цифра становитс€ серьезным делом.

ћы не ощущаем каких-то проблем. ” государства денег мы по-прежнему не просим.

Ч я правильно понимаю, что в основном "ћосфильм", как и раньше, существует за счет производства сериалов и телешоу? 

Ч  онечно, это так. Ќо подобна€ ситуаци€ существует во всем мире. —ейчас на "ћосфильме" идет работа над трем€ фильмами. Ѕывает и так, что режиссер снимает где-то в другом месте, а у нас пишет музыку или делает перезапись.

“ак или иначе Ч большое количество фильмов проходит через "ћосфильм", но статистику вывести сложно. ƒумаю, что процентов 30 наших мощностей Ч это фильмы.  огда сравнивают с советским периодом, надо понимать, что в ———– поддерживали кино через студии, а сейчас через продюсеров, это разные вещи.

“о есть в советские годы средства давали киностуди€м, и они производили кино. —ейчас продюсеру дают деньги, а он Ч хочет, пришел на "ћосфильм", хочет Ч в частную компанию, на студию √орького или на "Ћенфильм". —ейчас рыночна€ система, это все непросто. 

Ч —ловом, хоз€йство у вас большое. Ќе забирает ли у вас должность гендира "ћосфильма" врем€ от собственного творчества? ћожете ли себе позволить сказать коллегам: "¬се, реб€та, извините, € работаю над фильмом". 

Ч Ќе знаю, € к этому привык.  онечно, когда снимаю, все равно должен заниматьс€ студией. ” мен€ хороша€ команда, но есть вопросы, которые требуют внимани€. ћен€ это не напр€гает, честно говор€.

Ѕытовые вещи не отвлекают. Ќе могу сказать, что бывают моменты, когда хочетс€ сказать: "ќй, оставьте мен€ в покое, € весь в кино".  огда € и не был гендиректором, снимал кино, это не означало, что ничем, кроме работы, не занималс€. 

Ч ¬рем€ на что-то другое остаетс€?  

Ч  онечно. Ќе могу сказать, что живу только кинематографом, есть и что-то свое. » потом € достаточно давно работаю в кино, опыт мне помогает распределить силы. ≈сть вещи, которые € лучше понимаю, чем 20 лет назад, мне не надо прикладывать лишних усилий. 

Ч —ейчас есть какие-то мысли, что будете снимать дальше? 

Ч ѕока нет. ћы сделали большую картину, надо остановитьс€ и почувствовать, что мне действительно может быть интересно. ѕросто снимать ради процесса Ч не хочу. „ем старше становлюсь, тем меньше кино мен€ увлекает и цепл€ет.  ино не отвечает на те вопросы, которые у мен€ есть. 

Ч Ёто какое-то серьезное разочарование в кинематографе? 

Ч ћне кажетс€, что у кино есть пределы, за которые невозможно перейти. Ћитература, на мой взгл€д, гораздо более богата. ћожет, это и разочарование в кино, не знаю. –аньше было ощущение, что из кино можно сделать искусство, но современное кино, особенно цифровое, это ощущение, на мой взгл€д, убивает.

ƒавно не встречал фильмы, которые бы мен€ впечатлили. ¬озможно, это в силу опыта: смотрю картину и в 99% знаю, что это будет. ћне достаточно посмотреть 10 минут, и все пон€тно. 

Ч Ќасколько корректно будет сказать, что " арен Ўахназаров разочарован в кино и хочет сделать перерыв в режиссуре"? 

Ч Ќет, это не верно. «адачи сделать перерыв у мен€ нет. ≈сли бы у мен€ была сейчас тема, котора€ сформировалась, € бы снимал. »деи есть, но они пока не оформлены.  ино сейчас достаточно эфемерное, в нем все меньше искусства с приходом цифры. я вырос в пленочное врем€, сейчас сам снимаю на цифру, понимаю, что это неизбежно, но ощущение, что это все какое-то...

Ч »скусственное, но не от слова "искусство"? 

Ч ƒа. ¬озьмите операторскую работу. ќн может как угодно сн€ть, а на цветокоррекции сделать любое изображение. ≈сли дальше так пойдет, работа оператора станет условной профессией.  омпьютерной графикой ты можешь сделать все что угодно. 

Ч Ќо, с другой стороны, эта тенденци€ существует уже довольно давно Ч почти весь шоу-бизнес так живет: и голос, и все остальное корректируетс€ в студии. 

Ч   сожалению, в современной массовой культуре все меньше искусства и все больше бизнеса. » это, честно говор€, уже не очень мен€ интересует. 

Ч ≈ще раз хочу спросить про фильм " урьер-2", который хочет делать ‘едор ƒунаевский, исполнитель главной роли в вашем фильме 1986 года. 

Ч ќн, наверное, думает, что € буду это продюсировать? (—меетс€.) ѕродюсировать не буду. я ‘едору сказал, что, если он хочет снимать, отдам все авторские права. Ќаписан совершенно другой сценарий, но, наверное, могут возникнуть юридические вопросы.

—ам € не считаю, что надо делать продолжение, но не против. ≈сли хочет Ч пожалуйста. ≈сли у людей возникает такое желание, почему € должен запрещать? Ќа здоровье, пусть делают, просто сам участвовать не буду. 

Ч ” мен€ последний вопрос.  ак вы будете отмечать юбилейный день рождени€? 

Ч ƒа никак. Ќе считаю, что это событие вселенского масштаба. —ейчас стало прин€то чуть ли не 30 лет праздновать. 30, 35, 45. ≈сть насто€щие юбилеи Ч 50 и 70. 65 лет Ч кругла€ дата, но у мен€ нет пафосных намерений. ¬ очень узком кругу близких друзей отметим, выпьем по бокалу вина. Ќикаких меропри€тий не планирую. 

Ч Ѕыло бы логично устроить какую-нибудь ретроспективу, выставку, спецпоказы...

Ч  то-то устраивает, кто-то просит картины. «наю, что телевизионные каналы покажут мои фильмы, но это их желание. Ёта инициатива идет не от мен€. 

Ѕеседовала Ќаталь€ Ѕаринова



ƒата создани€: 14.07.2017 12:47
ƒата изменени€: 14.07.2017 13:04
ќпубликовать в социальных сет€х:
ѕоследнее обновление на сайте: 16:42 20.07.2017