арта сайта ¬ерси€ дл€ слабовид€щих

 уратор ¬олго-¬€тского филиала √÷—»: Ђќбращение к местным темам создает доверие к современному искусствуї

¬ московском √÷—» 11 марта открылась перва€ выставка из серии региональных проектов музе€ Ч Ђ∆изнь живыхї.  орреспондент The Art Newspaper Russia  поговорил с куратором ¬олго-¬€тского филиала √÷—» јлисой —авицкой, котора€ первой показала в ћоскве своих художников.

¬ыставка ¬олго-¬€тского филиала открывает череду региональных проектов в московском √÷—». ј вы знаете, почему в ћоскве решили начать именно с Ќижнего Ќовгорода?

¬ыставочную программу региональной площадки разрабатывает јлиса ѕрудникова, наш непосредственный руководитель, глава дирекции регионального развити€ √÷—»-–ќ—»«ќ.  огда еще только возникла иде€ переформатировани€ √÷—», € сразу как один из возможных вариантов предложила ей нашу выставку Ђ∆изнь живыхї. ѕо нескольким причинам. ¬о-первых, это выставка, котора€ полностью готова, ее в любой момент можно привезти. ¬о-вторых, она довольно репрезентативна. Ќа ней есть и коллекци€ √÷—», и проекты нижегородских арт-резиденций, и собственно нижегородские авторы, например јлександр Ћавров, јндрей ƒружаев или команда Ђ“ойї, которые живут в городе. ¬ыставка дает широкий срез разных типов художественного взаимодействи€ с конкретной локальной темой. ¬ нашем случае это тема города, городской среды и экологии.

¬ этом есть что-то от краеведени€.

ƒействительно, мы считаем одним из своих приоритетных направлений работу с локальным контекстом. » мы вынуждены с этим работать, поскольку €вл€емс€ одной из крупнейших институций в регионе, располагаемс€ в самом центре Ќижегородского кремл€ и работаем дл€ очень широкой аудитории. ѕомимо людей, интересующихс€ искусством в целом, к нам ход€т туристы. » нам при отсутствии полноценной краеведческой экспозиции важно рассказать им что-то о городе.

“о есть функци€ краеведческого музе€ плавно перетекла к центру современного искусства?

Ќе совсем. ћы всегда работали прежде всего с современным искусством. ћы не делаем историко-краеведческих экспозиций, но с помощью €зыка современного искусства мы можем рассказать о городе. ѕричем о его актуальных проблемах, животрепещущих образах. » здесь есть Ђвоенна€ хитростьї: когда художники высказываютс€ на локальную тему, а зритель что-то не пон€л, это значит, что он не современное искусство не понимает, а, скорее, не знает собственного локального контекста. Ќаша практика показала, что обращение к местным темам создает кредит довери€ аудитории к современному искусству.  огда мы работаем с местной средой, мы создаем Ђдомашнююї ситуацию Ч на своем €зыке обсуждаем наши проблемы. »нтересно, что за последние п€ть-шесть лет у нас сформировалось поколение молодых художников, которых называют представител€ми Ђнижегородского уличного искусстваї, хот€, строго говор€, их де€тельность € бы стрит-артом не назвала. —корее, это паблик-арт. ’удожники работают в городе, взаимодействуют с местными жител€ми, договарива€сь о работе на фасадах их домов. » нет никакого фактора нелегальности.

 ак приспосабливали выставку к залу в ћоскве?

ћы увидим камерные вещи. ¬ каких-то случа€х это эскизы. ƒокументаци€ ленд-арт-проекта, например. ¬ажную роль играют подписи к работам. ћы постарались максимально подробно прокомментировать все. Ѕудут раздаватьс€ бесплатные брошюры.

јлиса, а как вы вообще отнеслись к тому, что будете делать выставки на месте своих московских коллег?

≈сли мы говорим про судьбу институции как чего-то целого, а не отдельных людей, которые в ней работали и ушли по пон€тным причинам, € считаю, что по€вление региональных проектов на площадке московского √÷—» логически продолжает де€тельность в целом. ћы всегда были сетью с офисом в ћоскве и филиалами, и то, что происходит сейчас, если смотреть на сверхзадачу, есть переформатирование де€тельности и смещение акцентов. я не считаю это Ђпл€ской на кост€хї. » мне, и јнне ћарковне √ор (директор ¬олго-¬€тского филиала √÷—». Ч TANR) важно участвовать в судьбе московской институции.

ј о каких-то уже ощутимых изменени€х в работе филиалов можно говорить?

»зменени€ есть, мы включились в совершенно другую структуру. ¬ смысле бюрократической де€тельности уже ощущаютс€ перемены. ќценить их пока сложно: процесс реструктуризации только-только заканчиваетс€, мы еще в ситуации стресса, когда нужно все перезапустить, все переделать.

ѕро самые интересные будущие выставки в Ќижнем Ќовгороде расскажете?

ћы будем показывать проекты, которые сделали партнеры, например ћультимедиа јрт ћузей или √ете-институт. » запланированы, конечно, собственные проекты. ¬ этом году их два: первый Ч выставка Ђ—вежий слойї, ее курирует јнна Ќистратова. Ёто нижегородское уличное искусство и декоративно-прикладное народное искусство нижегородского региона. ¬ыставка проводит пр€мые аналогии между работами и объектами прикладного творчества. Ѕудет создано пространство, где они смешаютс€, чтобы было непон€тно, что есть что. ¬тора€ выставка, которую делаю € вместе с коллегой јнастасией ѕолозовой и с ¬алентином ƒь€коновым, Ч Ђѕростые чувстваї. Ѕудем пытатьс€ создать антивыставку, точнее, поствыставку. ћы хотим попробовать сн€ть те преграды, которые существуют между искусством и зрител€ми, путем создани€ совершенно нового пространства, которое бы не имело признаков выставки. ¬ этом нам помогут нижегородский архитектор ћиша ћаслов и московский художник јлексей  орси. ѕространство будет с отдельными павильонами дл€ коммуникации с искусством.

„то-то мультимедийное?

Ѕольше уклон будет в архитектуру, создающую альтернативные модели поведени€. ћы хотим отказатьс€ от идеи выставки как сложного кураторского высказывани€. ѕридетс€ отказатьс€ от экспозиционных моделей, которые мы в јрсенале уже обкатали, откажемс€ и от традиционного этикетажа. ’очетс€, чтобы у зрителей выстраивались новые способы взаимодействи€ с произведени€ми. ѕример из недавних практик јлексе€  орси Ч проект Ђ”льтимативный акт искусстваї, когда на входе на выставку зрител€м рассказывали, что такое плацебо, давали заполнить анкету, где они писали, что хот€т пережить от диалога с искусством, и после консультации им выдавали запа€нную медицинскую бутылочку с обычной водой. Ќо силой самовнушени€ человек, выпив эту воду, должен был испытать те самые переживани€, на которые он рассчитывает. Ђѕростые чувстваї станет заключительной частью нашей трилогии о современном искусстве дл€ и по поводу локального контекста. —ледующий вектор развити€ будет св€зан с отношени€ми в широком смысле: партисипаторные практики, инклюзивные, всевозможные виды работы с сообществами.

ј что стало с женской премией Ђ ариатидаї, одним из учредителей которой вы были? ѕочему она исчезла?

¬ силу зан€тости крупными проектами мы решили пока прервать эту инициативу. ѕреми€ была частной задумкой друзей ќльги Ћопуховой и Ћюбови —апрыкиной, которые объединились, чтобы поощр€ть начинани€ молодых арт-менеджеров. ¬се участники этой самоорганизованной в 2011 году структуры предлагали варианты, а затем выбирали победительницу, котора€ делала выставку в нижегородском јрсенале. “ак родилс€, например, проект Ђ вантова€ запутанностьї ƒарьи ѕархоменко. ѕобедительница получала небольшую денежную премию и произведение современного художника (участвовали »горь ћакаревич, —ергей Ўутов, ƒмитрий ÷ветков) на тему кариатиды. —ейчас вспомнила о ней и теперь вот думаю: а может быть, попытатьс€ ее возродить?

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4202/


ƒата создани€: 14.03.2017 13:35
ƒата изменени€: 14.03.2017 14:23
ќпубликовать в социальных сет€х:
ѕоследнее обновление на сайте: 18:09 24.07.2017