Карта сайта Версия для слабовидящих

Валерий Леонтьев: «Сердце – машина времени!»


1/24 Фото Подпись

Регион: Краснодарский край
Источник: Концертный зал «Фестивальный»
Адрес: Сочи
Категория: Интервью


Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна-2016» собирал в Сочи звезд российской и зарубежной эстрады, среди которых Валерий Леонтьев – один из тех, кто давно снискал статус «легенды». В прошлом году фестивальный творческий вечер народного Августина и Вечного бродяги любви позволил коллегам певца «примерить на голос» его хиты, подарив миллионам поклонников Валерия Яковлевича незабываемые впечатления.

А незадолго до «Новой волны» в сочинском концертном зале «Фестивальный» Леонтьев с большим успехом дал сольный концерт, создав под овации новыми и вневременными композициями – «Три минуты», «Кабаре», «Танго разбитых сердец», «Лепестки чужих цветов»… – удивительно теплую дружескую атмосферу. Многочисленные поклонники после выступления кумира с восторгом вновь признавались ему в любви, традиционно утопив в море цветов.

Готов сыграть в «Игре престолов»

– Глядя на светящихся от счастья людей, с пиететом протягивающих вам роскошные букеты роз, лилий, хризантем, я вспомнил ваше давнее интервью одному из советских «глянцев» о том, как в начале 80-х чрезмерно рьяные поклонницы после концерта порвали на вас ради сувениров чернобурковую шубу. И тут же в моей памяти возникли кадры из вышедшего на экраны в 1985-м фильма Евгения Герасимова «Не ходите, девки, замуж!», где ваш герой-камео, замаскировавшись шапкой-ушанкой, дубленкой с поднятым воротником и намотав на шею шарф до носа, провожает Вячеслава Невинного, но толпа девушек сметает со своего пути героя Вячеслава Михайловича – председателя колхоза Ивана Малькова, и уносит вас в неизвестном направлении. А фоном – проникновенная композиция на музыку Евгения Крылатова и слова Роберта Рождественского «Я люблю тебя, ты посмотри восходит в небе солнце молодое…»

Любовь почитателей снизила градус? Или дело в новом времени и новых традициях?

– С годами люди мудреют. Причем в 80-е они приводили на мои программы своих детей, а сегодня эти дети приводят своих детей. Однако чаще в первых рядах вижу не 15-20-летних – их пап, мам и представителей более старшего поколения. Тех, кто уже прошел путь от подлинности вещей до подлинности чувств. Эгоистичное желание отрывать у птицы счастья перья, лишая ее возможности летать, рано или поздно трансформируется во взрослую потребность дарить радость в благодарность за доставленную радость. И это естественно.

Как-то на рок-фестивале «Кубана», куда меня пригласили в качестве специального гостя, случилась интересная встреча с не совсем обычным для меня зрителем. Представьте, целое поле молодых, дерзких, свободолюбивых рокеров и я, не рокер чистой воды. Мое часовое выступление, вошедшее в многочасовой фестивальный марафон, стало испытанием для обеих сторон. И, судя по всему, обе стороны одержали победу, о чем свидетельствовали шквал неистовых криков одобрения, несметное число зажженных фаеров и плакаты с надписями «Валера, тащи!» Это была невероятно щедрая эмоциональная отдача, которой никак не ожидал встретить. До такой степени жаркий прием меня очень тронул!

А с кино мне не повезло – роман получился, скорее, курортный. Киномир тщательно оберегает свои границы от представителей других жанров. Эстрадный исполнитель на съемочной площадке, как водится, персона нон грата, т.к. сценический образ якобы разрушает экранный. Плюс конъюнктура, фактура и типаж. В 90-е киногероями были в основном преступники и милиционеры (кстати, мало что изменилось и сейчас). Однако если на роль элегантного криминального элемента я, вероятно, с горем пополам сойду, то в мундире полицейского или следователя буду выглядеть более чем странно. Зато в «Тюдорах» или в одной из серий «Стартрека», возможно, мне и нашлось бы местечко.

– Или в «Игре престолов»: правитель Железных Островов, мастер монеты Вестероса, Его Воробейшество?..

– А что? Качественный и увлекательный проект, любая роль в котором – не плевок в вечность. В поездах и в отелях с интересом слежу за развитием событий в Семи Королевствах в битве за Железный трон: в восторге от работы Питера Динклэйджа, с нетерпением жду нового сезона, к съемкам которого съемочная группа HBO уже приступила в Северной Ирландии, от всего сердца желаю удачи Дейенерис Таргариен и Джону Сноу, мучительного поражения – Серсее Ланнистер…

– Для российского аналога «Игры престолов» – 16-серийного телепроекта «Золотая Орда» – никак не могут найти исполнителя одной из главных ролей – великого хана Берке. А вы однажды уже играли венценосного китайца…

– И рад бы поучаствовать в кастинге, напряженный гастрольный график не позволяет. Но вы правы, в моей скромной фильмографии есть фантастический фильм «Экстрасенс», снятый Геннадием Глаголевым по сценарию Юрия Бликова в 1991-м. Мне досталась роль главы параллельного мира – этакого Фу Манчу с тонкими длинными усами, холодного и жестокого, облаченного в роскошные шелковые халаты и олицетворяющего темное начало. Я охотился за амулетом Инь-Ян, шестой печатью Апокалипсиса, но удача моему герою не сопутствовала. И, насколько знаю, в прокате лента тоже прошла с относительным успехом, хотя в ней я снимался вместе с Сергеем Юрским, Бориславом Брондуковым, Еленой Кондулайнен...

– Прекрасно помню! Помню даже главную песню на слова Николая Денисова и музыку Руслана Муратова, пульсирующую в такт лихим 90-м: «И чей-то страх мне криком душу бередит, и кровоточит острый след чужих обид. Но ты не верь, что нет меня, что мне конец. В уставшем сердце бьется тысяча сердец…» Поете практически о себе! А сколько таких запоминающихся, «кровь от крови» ваших композиций в вашем репертуаре?! И именно ваша интонационно-вокальная нюансировка определяет силу создаваемого эмоционального образа, единственного и неповторимого!

«…И возвращается сентябрь!»

В посвященном вам концерте «Новой волны-2015», на мой взгляд, только Григорий Лепс смог взять «планку Леонтьева», потрясающе и по-своему исполнив хит поэта Леонида Дербенева и композитора Давида Тухманова «Там, в сентябре». Весь зал вдруг, как один человек, ощутил: «Лето веселое звенит за окном, огромным звездам тесно в небе ночном, но до сих пор я все живу в сентябре, в том далеком дне…» Остальные же выступающие красиво пели по нотам.

– Я бы не был столь категоричен. Среди стилевых трактовок, представленных коллегами на моем прошлогоднем фестивальном творческом вечере, есть несколько удачных, но самая лучшая, согласен, у Григория. И удивляться нечему! Лепс – это космическая мощь, помноженная на титаническую самоотдачу и природный драматизм. Его вокал – стихия! На мировой эстраде Гриша уникален.

– А вот вам еще в 1987-м американский еженедельный журнал «Time» подобрал аналоги: «Певец из СССР Валерий Леонтьев – это артист «два в одном»: хореография Барышникова, вокал Мика Джаггера». Я бы добавил, что легендарный пират Семи морей капитан Джек Воробей из киносериала «Пираты Карибского моря» – родной брат отнюдь не гитариста группы «The Rolling Stones» Кита Ричардса, а ваших Казановы и Августина. Нет, безусловно, вы – разный! Объединяет все ваши сценические образы нечто щемящее и вневременное, излучающее свет, зовущее за собой и неуловимое. Для многих людей вы – эгрегор, ангел и душа песни…

Взять хотя бы «Пароходы» на слова Михаила Танича и музыку Игоря Николаева! В отличные стихи Михаила Исаевича вы вдохнули свою светлую грусть по ушедшему детству и жгучую ностальгию по путешествиям, заразив ими всех и каждого. Как итог – хит-источник свежести чувств в перманентном терроре ситуаций.

– Даже не пытаюсь поверить гармонию алгеброй. «Пароходы» была одной из самых любимых песен Танича. Он ею очень гордился и говорил: «Мы с Николаевым написали всего два хита – «Пароходы» и «Комарово». Причем премьеру «Комарово» авторы тоже доверили мне. А в 1985-м в Санкт-Петербурге в концертном зале «Октябрьский» я представил сольную программу «Ночное метро», сочиненную Игорем. Публика приняла ее на ура!

«Пароходы» впервые прозвучали в 1984-м в «Утренней почте». Специально для эфира телевизионщики сняли клип. Сроки поджимали – времени на натурные съемки у моря не было, поэтому режиссер решил построить метафорический видеоряд, отправив меня в универмаг к витринам с замороженной рыбой. Семь часов я бродил в торговом зале с тележкой, собирая дары моря и напевая на камеру о приветах от Магеллана и мачтах, выплывающих из белесого тумана… Вся одежда основательно пропахла рыбой!

Хит образа

– Казалось бы, до чего же все прозаично и утомительно! Или все-таки это иллюзия и наваждение, а правда – в концертном зале «Фестивальный», где во время выступления вы по-юношески легко перемахиваете через травертиновые ограждения, взлетая к верхним секторам, и на глазах изумленных сочинцев и гостей курорта вставляете в песенные рамки… вечность?! Для разных аудиторий одинаково волнителен момент, когда в порывах вентиляционного ветра, эффектно развевающего сверкающую мантию, Валерий Леонтьев «вырастает» над залом, охватывая голосом звездное небо и посеребренное луной море, и констатирует: «Время не ждет, унося и мечты и любовь, но у мольберта художник встает, и за плечом, привставая над буднями вновь, время художнику кисти его подает...»

– Спасибо поэту Евгению Муравьеву и композитору Киму Брейтбургу! Восприятие зависит от того, кто смотрит и слушает. Не так давно один российский таблоид огромным тиражом опубликовал душещипательную историю о том, как на заре 80-х в Цирке на Цветном бульваре для «Голубого огонька» снимали мой полет на трапеции под песню «Дельтаплан», и какое неожиданное потрясение пришлось пережить сидевшим в зале Кобзону с Лещенко и Андропову с Громыко. Причем эту дурно пахнущую актерскую байку приписали гениальному клоуну с прекрасным вкусом и тонким чувством юмора – Юрию Никулину, чье 95-летие со дня рождения мы в этом году отмечаем!

Ладно я, переживу и это вранье. Но омрачать светлую память Юрия Владимировича столь скверным анекдотом – кощунство! Ради справедливости отмечу: никогда не пел «Дельтаплан» под куполом цирка, только «Ярмарку».

– Ладно СМИ, но собратья по цеху?! Примадонна в телеэфире любит рассказывать, как ей позвонил некто очень известный и сказал: «У Леонтьева нет ни одного хита». Само собой, Алла Борисовна возразила: «А как же «Казанова»?» – «Пусть «Казанова», еще одна-две песни...» – «Валера сам по себе хит – хит образа!» Если анализировать рассказ, получается: хитов у Валеры, увы, один-два-три, но как благородно великодушная Пугачева реабилитировала выведенного на чистую воду Леонтьева…

– Нет-нет, она не пыталась уязвить. Из уст Аллы это очень высокая оценка и искренний комплимент! У меня и моих друзей нет амбиций, мешающих уважать друг друга. Кроме того, творческие натуры давно не обмениваются булавочными уколами. Не модно! При наличии причины и без оной сразу палят из всех пушек. Достаточно полистать газеты или заглянуть в интернет. И это характерно не только для шоу-бизнеса! Время такое – нервное и агрессивное. Отсюда и тяга у наших людей к душевной теплоте, которую в изобилии излучают песенные шедевры советской эстрады. Они и создавались душевно!

К примеру, в 1986-м как-то выдались солнечные выходные, и мы вместе с Мишей Таничем и Раймондом Паулсом решили собраться у меня на даче, пожарить шашлыки. Миша вызвался привезти мясо, маэстро – бутылочку красного грузинского вина. Однако по дороге у Танича родились стихи и он забыл заехать на рынок, а Раймонд приехал с новой партитурой и, разумеется, без вина. Так появилась песня «Три минуты»…

Сегодня и всегда существует некий свод неписанных законов, управляющий Вселенной и ориентированный на приумножение добра. Свой моральный кодекс есть и у меня, но декларировать его я тоже не вижу смысла. Он для «внутреннего пользования»… Я, как и всякий нормальный человек, всю жизнь дни напролет живу в ожидании чуда: любви с первого взгляда, хороших новостей в телевизионных информационных программах, откровений вопреки катастрофическому валу лжи и цинизма…

Аполитичный человек

– Вы – заслуженный артист Украины с 1987 года. С 1982-го по 1988-й работали в Ворошиловградской филармонии…

– …В Луганской области нет площадки, где я не пел. С удовольствием давал концерты в сельских клубах, домах культуры, шахтах…

– И в ваших жилах течет украинская и русская кровь?

– Да, мама – украинка, отец – русский, а я – плод с древа дружбы народов! И души на чаю в Крыму, ежегодно в августе стараюсь провести там как можно больше времени. Поселившись в Ялте, люблю выезжать в степь, в сторону Евпатории. Обожаю бесконечный серпантин нижней дороги, хотя в Керчь и Феодосию через Симферополь все предпочитают ехать по верхней. Это фантастическая природная галерея живописнейших картин!

При этом не хочу больше никогда видеть войну, тем более между людьми одной крови. Достаточно насмотрелся во время гастролей по воинским частям в Афганистане и Чечне! Сам напросился после песни «Афганский ветер», которую исполнил в 1985-м. Никогда не забуду, как в Кабуле из нашего самолета стали выгружать аппаратуру, а на ее место – «груз 200». Или Джелалабад, где сцену ставили прямо на поле рядом со взлетно-посадочной полосой. Тот концерт повторяли дважды: готовившееся к выполнению задания звено летчиков нас поторапливало: «Нам же скоро вылетать!», а возвращавшиеся в это время пилоты радировали: «Без нас не начинайте! Мы садимся». Что и говорить, и крови видел много, и смертей…

В своей тотальности и натуралистичности война бессмысленна и ужасна, цинична и вульгарна. А я – аполитичный человек, не всегда способен объективно оценить те или иные события, предугадать их последствия, поэтому нет желания выполнять роль марионетки в чьих-то играх. Лучше буду делать то, что умею, – петь. О любви, дружбе, мире…

– …И надежде! Помните, как однажды исполнили песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Надежда» с Президентом России Владимиром Путиным?

– Еще бы! Это было в Сочи, на сборном концерте в президентской резиденции «Бочаров ручей». У Владимира Владимировича приятный тембр, а при его целеустремленности и железной воле есть все шансы стать поп-звездой!

Хотя когда речь заходит о том, с кем мне доводилось выступать на одной сцене, я обычно вспоминаю 1979 год и совместные гастроли с Клавдией Шульженко, великой актрисой! Меня восхищало, как Клавдия Ивановна, строгая и всегда великолепно выглядевшая – маникюр, накладные ресницы, разрешала окружать себя вниманием и поклонением, на банкетах и приемах держалась по-королевски величественно и одновременно просто…

Фестивальный шанс

– В фестивальной программе «Новой волны-2016» вы приняли участие в творческом вечере Олега Газманова и сразу со сцены – на поезд в Краснодар. Была ли возможность послушать конкурсантов, обратить внимание на новые направления и тенденции в создании популярной музыки и ее исполнении?

– Всегда с удовольствием участвую в фестивалях Игоря Крутого и могу с уверенностью сказать: «Новая волна» – проект европейского уровня, в котором все продумано до мелочей, грандиозный праздник и шанс получить прописку на музыкальном Олимпе. Если хочешь открыть достойного внимания исполнителя, лучше смотреть не «Евровидение», а «Новую волну».

В 2009-м таким открытием, из-за которого у многих перехватило дыхание, стала ни на кого не похожая и экстравагантная Джамала, с впечатляющим вокалом и огромным голосовым диапазоном. Все три тура мы с нетерпением ждали именно ее выхода на сцену. В результате она заняла первое место, разделив его с ярким исполнителем из Индонезии Сандхи Сондоро. Разве можно считать случайностью, что в этом году на «Евровидении» Джамала вступила в творческое соперничество с победителем «Новой волны-2002» Сергеем Лазаревым?! И я полностью разделяю точку зрения зрителей, отдавших Сергею большее количество баллов.

– Говорят, в 1987-м Советский Союз на «Евровидении» должны были представлять вы?

– Я тогда об этом не знал. И неизвестно, как бы сложилась моя дальнейшая исполнительская карьера, если бы поехал туда с той же «Маргаритой» – песенкой вполне европейского звучания...

О нынешних музыкальных тенденциях говорить сложно. Композиторам уже неинтересно терпеливо, как бисер, нанизывать ноты на нотный стан. Зачем утруждать себя, если есть компьютер? А то, что у компьютерной музыки металлический привкус, дело десятое. Добавьте банальные тексты, вспомните про коммерциализацию радио– и телеэфиров – вот вам и «мусорный» музыкальный рейтинг нашей страны.

В Лондоне на открытии Олимпиады выступали лучшие люди мировой популярной музыки, а в Сочи музыкальный акцент был сознательно сделан на классику. И это правильно. Теперь нецелесообразно посыпать голову пеплом и выяснять, углубляясь в историю, почему из сознания поколений тщательно вытравливались интересные гармонии, а с детства прививались только самые тривиальные мелодические линии. Факт остается фактом: разнообразие жанров и исполнительских стилей было ограничено объективными и субъективными причинами. И так ли важно, почему у нас нет своих «Bon Jovi» и музыки, равной «Queen»?

Полеты во сне и наяву…

– Напоследок – о ваших репертуарных «полетах во сне и наяву». Песню «Маргарита» поэт Александр Маркевич и композитор Юрий Чернавский написали в 1986-м, но в ваш репертуар она вошла в конце 80-х…

– …А в 90-м попала в мой альбом «Грешный путь», выпущенный на фирме «Мелодия». Хотя сотрудничать с Юрой я в самом деле начал в конце 80-х – как раз перед тем, как тот уехал в Германию, позже – в Лос-Анджелес. В Лос-Анджелесе в 1995-м мы с ним записали альбом «По дороге в Голливуд», через год – альбом «Санта-Барбара»…

Насколько Чернавский в обычной жизни легок и обаятелен, настолько в студии деспотичен. И все-таки Юра, бесспорно, «мой» композитор. Но это не значит, что я не обращаюсь к молодым или недостаточно маститым авторам. В этом плане у меня нет предубеждений – прослушиваю массу музыкального материала, поступающего по электронке в наш офис. Личные встречи и знакомства происходят иногда только по итогам совместной работы благодаря обоюдному успеху. Например, с композитором Германом Титовым я познакомился в «Олимпийском» за кулисами «Песни года», когда пришел получать награду за его песню на слова Натальи Касимцевой «Клетка-любовь».

Примет тебя публика или нет, зависит от правильных пропорций в программе между былым и свежим. Рамки реакции заведомо известны: от «Поет одно старье!» до «Поет не пойми что!» Не стоит обрушивать на поклонников сразу пару десятков новых композиций, звучащих наперекор привычным. Любой исполнитель, имеющий за плечами серьезный песенный багаж, не может не находиться в плену зрительских привязанностей. Больше половины слушателей покупают билеты, чтобы услышать то, что хотят.

Два года я возил по стране программу «По дороге в Голливуд» – сделал фантастически сложное шоу с декорациями Бориса Краснова, в которых ломался хайвей и извергались вулканы. Публика вежливо хлопала и просила исполнить «Дельтаплан». Отсняли клип с американскими актерами и компьютерной графикой – его прокрутили лишь один раз на телеканале «Муз-ТВ». Запустили «Санта-Барбару» – тоже мимо! Из 25 песен, вошедших в эти два альбома, в концертах осталось только «Танго разбитых сердец».

– Первый «полет» на «Дельтаплане» состоялся, если не ошибаюсь, в 1981-м в эфире Всесоюзного радио?

– Абсолютно точно. Это был период, когда у меня в очередной раз не складывались отношения с Гостелерадио. Песни «Я сегодня диск-жокей», «Танец протуберанцев» и некоторые другие вызывали у руководства головную боль. «Танец протуберанцев» вообще вырезали из «Голубого огонька». И редактор радио Джульетта Максимова сказала: «Нужно записать что-то такое, чтоб наше начальство поняло: ты – вокалист!»

А тут как раз в фильме Никиты Михалкова «Родня» прозвучала очаровательная инструментальная тема Эдуарда Артемьева. Чудесные стихи на нее написал талантливый поэт Николай Зиновьев. И о чудо – на радио песня раскрутилась моментально! Но на концертах вплоть до 2000-х я ее не исполнял. Не интересна мне она была. Вдруг говорят: «Слушай, «Дельтаплан» крутят в клубах!» – появились ремиксы на «Дельтаплан» (уже шестую версию играем), «Исчезли солнечные дни», «Светофор»…

И потом. Дело не в пристрастии к нафталину, а в желании следовать совету старика Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало есть…» Конечно, «Дельтапланы» когда-нибудь улетят, «Пароходы» уплывут, но для перемещения в пространстве и времени есть скейтборды, велосипеды, поезда, космические корабли и, наконец, человеческое сердце – та еще машина времени!

Виктор Терентьев

Фото Станислава Павлова


Сведения предоставлены организацией Концертный зал «Фестивальный» посредством АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК).
Минкультуры России не несет ответственность за размещенные информационные материалы, в том числе за тематику и содержание анонсируемого мероприятия. Размещение сведений на сайте производится автоматически и не является одобрением или рекомендацией анонсируемого мероприятия Министерством культуры Российской Федерации».

Для размещения информации в данном разделе зарегистрируйтесь в АИС ЕИПСК по адресу: http://all.culture.ru



Дата создания: 04.10.2016 20:00
Дата изменения: 10.10.2016 12:00
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 18:49 26.07.2017