арта сайта ¬ерси€ дл€ слабовид€щих

»сполн€ющий об€занности главы Ђ—оюзмультфильмаї: Ђјнимаци€ сейчас Ч одна из самых быстрорастущих отраслейї


»сполн€ющий об€занности главы Ђ—оюзмультфильмаї √леб ƒавыдов в интервью RNS рассказал о перспективах создани€ Ђанимационного —колкової, совместном проекте с экс-главой —“— ёлианой —лащевой и о том, как студи€ избежала банкротства в мае 2016 года.

Ч  ак вы оцениваете состо€ние детской анимации в –оссии?

Ч јнимаци€ сейчас Ч одна из самых быстрорастущих отраслей. ƒаже если судить по количеству проектов, которые финансирует ‘онд кино, то если в позапрошлом году было два полнометражных проекта, в 2016 году таких проектов было 4‒ 5, в следующем году их будет≠ не менее 10. “акже п≠редставлено большое количество сериалов, короткометражного кино. ¬ сегменте короткометражного кино представлены в основном мы.

Ч √осподдержки хватает на новые проекты?

Ч ƒенег много не бывает, как говоритс€. ≈сли говорить о том, достаточно ли государственного финансировани€, чтобы зритель ощущал серьезное присутствие российской анимации в стране, то достаточно. ћинистерство культуры не может целиком и полностью нести на себе ношу финансировани€ всего, что производитс€. ¬се, что св€зано с анимацией, Ч это рынок за исключением авторских проектов, которые финансируютс€ спонсорами и меценатами, а также государственными организаци€ми. —ейчас работает 25‒ 27 детских телеканалов, и на них посто€нно что-то крутитс€. ѕлюс к этому в интернете вы можете найти все что угодно, и российского контента там очень много.

я всегда поражалс€ объемам китайской анимации Ч у них 100 тыс€ч выпускников аниматоров каждый год, выстроен целый анимационный город. ј анимаци€ в јмерике? Ёто колоссальный объем производства, сотни и тыс€чи часов анимации. ≈сли бы это не было востребовано, если бы это не смотрели, какие-то персонажи не уходили бы в коммерцию, этого всего бы просто не существовало. ќтвеча€ на вопрос, достаточна или недостаточна господдержка, Ч наверное, хотелось бы больше, но, мне кажетс€, министерство культуры и так делает достаточно много.

Ч –аздел€ете ли вы мнение, что дл€ успешной конкуренции российской анимации с мировой, в частности с американской, нужны протекционистские меры?

Ч –оссийска€ анимационна€ отрасль разрознена и не так сильна. ≈сть очень мощные конкуренты Ч Disney, Dream ≠Works, Pixar. ” нас пока не очень смотр€т азиатскую анимацию, хот€ огромное количество анимации производитс€ в  итае, японии и  орее. — этой точки зрени€ хотелось бы иметь такую систему защитных мер, которые позвол€ли бы производител€м снижать издержки Ч скорее всего, через налоговые механизмы, через льготы, возможно Ч через систему грантов дл€ мелких и средних студий.  онкуренци€ и раньше была жесткой, а сейчас стало совсем трудно зарабатывать. јнимаци€ вообще непредсказуемый продукт: вы можете думать, что ваш проект окажетс€ попул€рным, а на самом деле его никто не смотрит. ѕоэтому кто же откажетс€ от защитных мер? ƒругой вопрос Ч как это сделать. ќчень тонко нужно работать, потому что мы живем в открытом экономическом пространстве. » нельз€ просто так сказать, чтобы кинотеатры в какое-то врем€ показывали только российские мультики, а в такое-то врем€ Ч американские и другие. Ёто неприкрытый протекционизм, прокатчики на это не пойдут. –ешение проблемы должно быть взвешенным и дипломатичным.

Ч ¬ы упом€нули налоговые льготы. ќбсуждаютс€ конкретные варианты?

Ч ќбсуждаютс€, и эта дискусси€ не закончена. „еткой системы поддержки анимационных проектов сейчас не существует. Ќо в ближайшее врем€ мы выступим с предложением создать –оссийский дом анимации. Ёто может оказатьс€ именно тем инструментом, который поможет отрасли в целом.

Ч Ёто будет аналог советского √оскино, специализирующийс€ именно на анимации?

Ч Ќет. ¬о-первых, аналог √оскино у нас есть Ч это ‘онд кино. „асть финансировани€ идет через фонд, часть Ч распредел€етс€ непосредственно министерством культуры. »де€ заключаетс€ в том, что создаетс€ механизм, который позвол€ет отраслевым предпри€ти€м Ч российским студи€м Ч эффективнее работать с инвестиционными, а не государственными деньгами.

Ч √оскорпораци€?

Ч √оскорпораци€ Ч это мы, а –оссийский дом анимации, € полагаю, будет устроен как некое отраслевое объединение. Ћюба€ нормальна€ студи€, котора€ платит налоги и не скрываетс€ в офшорах, при наличии аккредитации –оссийского дома анимации сможет претендовать на поддержку.  ак вариант, государство может регулировать работу этого объединени€ отдельным законом по примеру Ђ—колкової. ≈го резидентам дали статус, который позвол€ет экономить на налогах, открывать доступ к системе грантов. ¬от эту систему следует продумать и прописать.

≠Ч Ќа каком этапе обсуждение проекта?

Ч ¬опрос поднимаетс€ в течение трех-четырех лет, но дело не сдвинулось по одной простой причине: –оссийский анимационный дом должен где-то физически быть. ¬ стране нет более подход€щего места, чем то здание, в которое мы собираемс€ переехать.

≠Ч ѕотребуетс€ ли дополнительное бюджетное финансирование на создание дома анимации?

Ч ћинимальное. —ейчас есть јссоциаци€ анимационного кино. ћы совершенно не планируем ее подмен€ть, мы с ней дружим. Ќо ассоциаци€ Ч это просто инструмент, который помогает решать юридические вопросы, представл€ть российские студии за рубежом и так далее. –оссийский дом анимации может стать более основательным образованием дл€ решени€ отраслевых проблем, в том числе через лоббистские механизмы в правительстве.

Ч ≠ћодель отраслевого аль€нса?

Ч ƒа. ≈сть же свои организации у банкиров и нефт€ников, почему у аниматоров не может быть аналогичной? јссоциаци€ анимационного кино Ч это, конечно, здорово, но, мне кажетс€, она не настолько сильна, чтобы на что-то вли€ть. –оссийский дом анимации, который физически будет работать и в него можно будет приехать, Ч это более фундаментальна€ истори€.

Ч ” мультфильмов сейчас есть идеологическа€ составл€юща€? √осударство часто инициирует создание патриотических проектов?

Ч √осударство в лице министерства культуры определ€ет основы культурной политики и дает рекомендации.  ак правильно и совершенно справедливо, буквально на дн€х сказал министр: у нас цензуры нет (министр культуры ≠¬ладимир ћединский. Ч RNS). √осударство Ч это мы с вами. ≈сли мы с вами, как налогоплательщики, и министерство культуры, как распор€дитель, решаем, что воспитание целесообразно проводить определенным образом, то, наверное, они, поскольку частично финансируют производство, вправе рекомендовать, что делать, а что не делать. ћы как самосто€тельный хоз€йствующий субъект вправе эти рекомендации принимать и выполн€ть, если нам это интересно и нужно. »ли мы можем не согласитьс€ и сказать, что нам этот проект не интересен. я за долгое врем€ нахождени€ в Ђ—оюзмультфильмеї никогда не испытывал никакого давлени€ по линии того, что нам ≠нужно производить.

–ыночна€ модель более жизнеспособна€. “очнее, она просто единственна€ возможна€ в нынешних услови€х. Ќе может Ђ—оюзмультфильмї бесконечно бегать с прот€нутой рукой. я совершенно не боюсь, чтобы нам рекомендовали или советовали, как лучше или интереснее снимать. Ќо € не знаю ни одного человека в министерстве, который может профессионально посоветовать Ђ—оюзмультфильмуї, что снимать. ћы работаем не просто с идеей, а с многообразием ее форм. ќдна иде€ может принимать самые немыслимые формы, и с каждой из них можно что-то делать.

Ч –ассматриваетс€ ли возможность партнерства с такими студи€ми, как Ђћельницаї и Ђјнимакордї? —оздани€ новых проектов или продолжени€ советских мультфильмов?

Ч ƒа, конечно. ” нас есть совместный проект со студией Ђ¬изортї. Ёто продолжение Ђ отенка с улицы Ћизюковаї, очень хороший зрелищный проект. ћы с ними же собираемс€ делать ЂЎелковый путьї Ч совместный проект с  итаем.

— јлександром √ерасимовым обсуждаем создание продолжени€ Ђ—ухаревской башниї. Ќо с Ђћельницейї мы не обсуждаем ничего. Ђћельницаї абсолютно самодостаточна, точно так же,≠ как и Ђћаша и ћедведьї (Ђјнимакордї. Ч RNS).≠ ќни уже далеко ушли от уровн€, когда Ђ—оюзмультфильмї чем-то может быть интересен, у них оборот под $300≠ млн.

Ч ¬ы были назначены руководителем Ђ—оюзмультфильмаї в апреле, почему вы до сих пор €вл€етесь исполн€ющим об€занности гендиректора, а не гендиректором?

Ч Ёто было решение министра культуры, что глава Ђ—оюзмультфильмаї определ€етс€ по результатам конкурса.

Ч ƒата конкурса определена?

Ч ƒа, 7 декабр€.

Ч  акую работу сейчас проводит Ђ—оюзмультфильмї по восстановлению библиотеки прав?

Ч Ќам не нужно восстанавливать библиотеку прав, она принадлежит нам. Ќо с 2011 года правами очень хорошо наторговали. Ќаторговали так, что возникло много некорректных контрактов, которые не удовлетвор€ют нас сейчас. ћы по всем этим договорам ведем работ у Ч претензионную, судебную, иную Ч по улучшению условий использовани€ этих прав.

Ч ѕравда ли, что вопрос выносилс€ на совещание в јдминистрации президента?

Ч —овещание в јдминистрации президента было в сент€бре, насколько там обсуждалась проблема возврата прав, мне неизвестно. ћы ведем плановую работу. ¬се задачи и приоритеты согласуютс€ с министерством.

Ч Ђ—оюзмультфильмуї требуетс€ дополнительное финансирование? ѕривлекаете кредиты?

Ч  редиты Ч точно нет, насчет субсидий Ч только плановые, чтобы довести стройку до конца, переехать, оснаститьс€ техникой, на все это у министерства зарезервированы деньги. я абсолютно сознательно не форсирую вопрос выделени€ нам субсидий на производство. „тобы что-то производить, нужно, чтобы было где производить и на чем производить. ¬озможно, что мы будем ходатайствовать перед министерством о том, чтобы они поддержали наши совместные проекты с существующими студи€ми, но это только по причине того, что пока самосто€тельно мы их делать не можем.

Ч  ак вы оцениваете перспективы создани€ онлайн-кинотеатра дл€ детей?

Ч јбсолютно востребованна€ и нужна€ вещь. ћы над этим работаем.

Ч ѕравда ли, что над этим проектом также работает ёлианна —лащева, экс-глава Ђ—“—-ћедиаї?

Ч ƒа, это совместна€ работа.

Ч  огда он может быть запущен?

Ч ѕока это преждевременный вопрос.

Ч —ейчас ведутс€ переговоры по переуступке прав в пользу этого проекта?

Ч Ђ—оюзмультфильмї заключает на использование лицензионных прав договоры. ≈сли онлайн-кинотеатр захочет купить лицензию Ђ—оюзмультфильмаї, добро пожаловать.

ѕродажа прав в принципе невозможна, потому что интеллектуальна€ собственность Ђ—оюзмультфильмаї Ч это госсобственность.

Ч  ак будет организовано партнерство между Ђ—оюзмультфильмомї и ёлианой —лащевой?

Ч ѕартнерство может быть в любом виде, главное Ч чтобы оно было интересно и той, и другой стороне.

Ч «а покупкой лицензии она пока не обращалась?

Ч «а покупкой лицензии Ч пока что нет. ƒумаю, что ёлиана —лащева будет очень активным членом попечительского совета, который мы сейчас формируем. я вижу, что она, как человек крайне активный и крайне профессиональный, может очень много дать Ђ—оюзмультфильмуї. ѕоэтому мы будем, конечно, поддерживать любые варианты развити€ совместных проектов с ней.

Ч Ђ—оюзмультфильмї должен переехать в новый комплекс на улице јкадемика  оролева.  огда может состо€тьс€ этот переезд, здание готово?

Ч —ам переезд должен состо€тьс€ в течение двух-трех недель. ћы, собственно, сидим на чемоданах, и у нас очень много уже запаковано. ∆дем команды, чтобы сесть в грузовик и поехать. —ейчас в новом здании заканчиваетс€ ремонт. Ёто будет большое п€тиэтажное здание, примерно 6 тыс€ч квадратов. ќно полностью приспособлено под анимационное производство. ѕ€тый этаж спроектирован как офисное помещение, а все остальное Ч это опенспейсы. ѕространство, разделенное на большие залы, специально спроектированное таким образом, чтобы там размещалось анимационное производство.

Ч Ќовое здание будет больше, чем то, где сейчас располагаетс€ Ђ—оюзмультфильмї?

Ч ¬ Ђ—оюзмультфильмеї сейчас 62 штатных сотрудника. “е, которые с нами останутс€, естественно, все туда переедут. Ќо это не решает проблему загрузки всех помещений, поскольку здание рассчитано минимум человек на 500. ѕоэтому мы будем начинать совместные проекты с разными студи€ми, € думаю, что уже к февралю там будет человек 150‒ 200 и Ч по нарастающей. ƒо конца следующего года мы это здание заполним.

Ч »звестно ли, что будет на месте существующего комплекса Ђ—оюзмультфильмаї?

Ч  ак этим зданием распор€дитс€ –осимущество, мне неизвестно.

Ч  акие новые проекты запланированы на 2017 год?

Ч ” нас сейчас в производстве 22 проекта, из≠ них 14 Ч короткометражки, вход€щие в цикл Ђ¬есела€ карусельї, который традиционно делает Ђ—оюзмультфильмї. ѕлюс к этому мы планируем запустить еще один сериал Ђ рыль€ победыї к чемпионату мира по футболу 2018 года, к весне 2018 года будет готово три-четыре серии. “акже у нас есть проект Ђ“анчикиї, совместно с министерством обороны. ќн будет св€зан с играми танков. Ќи в коем случае не надо это путать с World of Tanks Ч это будет наш собственный проект. ƒумаю, этот проект будет реализован уже к следующему лету. ќб остальных проектах € расскажу на форуме в —анкт-ѕетербурге (ћеждународный культурный форум, который пройдет в —анкт-ѕетербурге 1Ц3 декабр€. Ч RNS). ¬ любом случае, очень важно, чтобы студи€ была самодостаточной, могла сама финансировать свои проекты. ≈сли мы сейчас не развернемс€ лицом к широкому зрителю, мы этого просто не добьемс€. —оответственно, в основном все эти проекты ориентированы на то, что они способны приносить доход.

Ч  ак вы относитесь к возможной приватизации Ђ—оюзмультфильмаї?

Ч Ђ—оюзмультфильмї к приватизации не готов. ѕрава на Ђ«олотую коллекциюї с контрактной базой требуют большой и длительной работы. ѕриватизировать имущественный комплекс Ч это вообще не в моей компетенции. „тобы приватизировать, нужно, чтобы возникла серьезна€ добавленна€ стоимость. —начала студию нужно воссоздать. —ейчас, кроме имущественного комплекса, который находитс€ в хозведении, даже не в собственности, и коллекции, ≠нет ничего. —туди€ выпускает час мультиков, которые смотр€т на ≠фестивал€х. „то здесь приватизировать?

Ч ѕравда ли, что обсуждаютс€ предложени€ расформировать Ђ—оюзмультфильмї?  то с такими предложени€ми выступает?

Ч ћне это не известно. ћожет, кто-то на кухне это между собой это и обсуждаетЕ ћы Ч свободна€ страна, и каждый может обсуждать, что хочет.

Ч  ак сейчас структурированы источники доходов Ђ—оюзмультфильмаї?

Ч Ќа 90% доходы Ђ—оюзмультфильмаї составл€ют лицензии на Ђ«олотую коллекциюї, которые работают не очень хорошо по разным причинам: это и недоработки самой студии, и очень жестка€ конкуренци€. —тарые персонажи просто вымываютс€ временем, и если не вкладывать деньги в обновление этой линейки, то через два-три года ее вообще никто не вспомнит.≠ ћаленькие дети сейчас уже не знают, что такое Ђ—оюзмультфильмї.

Ч — чем св€зано то, что в 2013 году студи€ была прибыльной, 35 миллионов было чистой прибыли, а в 2015-м она уже была убыточной?

Ч  аков был поп, таков был и приход.

Ч  акие прогнозы по прибыли на 2016 год?

Ч ћы фактически вытащили студию из состо€ни€ банкротства. “о есть, если бы прошел еще мес€ц, если бы не сменилось руководство в апреле, в мае Ђ—оюзмультфильмї был бы банкротом без вариантов. —ейчас прогнозы нормальные: к концу года мы выйдем в ноль Ч это в худшем случае. я думаю, что даже в легкий плюс.

Ч ¬ августе сообщалось о конфликте с √осфильмофондом, был суд.  ак планируете урегулировать ситуацию?

Ч я бы не сказал, что это конфликт. —уд восстановил договор, который был заключен между √осфильмофондом и Ђ—оюзмультфильмомї в 2014 году. ѕросто бывший руководитель в одностороннем пор€дке из договора вышел, это очень сильно не понравилось √осфильмофонду, они подали в суд, суд признал тот договор действительным. —обственно, восстановлено то, что было. «десь ничего нового совершенно нет.

Ч ѕоэтому вы не стали обжаловать решение суда?

Ч ћы не стали его обжаловать, потому что √осфильмофонд Ч наш партнер и потому что между нами существовал договор. ¬се фонды наши наход€тс€ у них. ћы бюджетное учреждение, и они бюджетное учреждение. Ётот договор, точнее, права по этому договору выпадали из взаимоотношений двух бюджетных организаций в пользу нескольких частных компаний. —уд восстановил прежний договор между нашими компани€ми. ѕо услови€м договора Ђ—оюзмультфильмї не потер€л ничего.

Ч ” Ђ—оюзмультфильмаї есть сейчас право на распространение своих мультфильмов в интернете?

Ч Ёти права у √осфильмофонда, но по услови€м нашего договора от перемены мест слагаемых мы не потер€ли ничего. ћы просто восстановили наши хорошие отношени€.

Ч √лава –оспатента за€вл€л, что Ђ—оюзмультфильмуї надо создать реестр прав на мультфильмы.

Ч ƒа, это правда.

Ч Ёто сейчас обсуждаетс€?

Ч ¬ процессе.

Ч  огда может быть создан такой реестр?

Ч  огда по срокам, € пока не скажу, но эта работа ведетс€.

Ч ¬ 2015 году Ђ—оюзмультфильмї обращалс€ к ¬“Ѕ и —бербанку с просьбой о финансировании музе€ анимации.  огда ожидаетс€ открытие?

Ч Ђ—оюзмультфильмї ранее обращалс€ за кредитами, но на тот момент не существовало конкретных планов по ¬ƒЌ’, поэтому за€вки остались без ответа. ƒействительно, в 2017 году зарезервировано министерством культуры, насколько мне известно, 160 миллионов рублей на реконструкцию седьмого павильона, наход€щегос€ в ведении ¬ƒЌ’. ќбсуждаетс€ вопрос о передаче отремонтированного помещени€ в хозведение Ђ—оюзмультфильмаї, когда будет рассмотрена, утверждена и профинансирована концепци€ преобразовани€ этого павильона в музей.  огда этот процесс завершитс€, мне неизвестно. Ќе раньше, чем когда будет произведена реконструкци€ этого павильона. —о своей стороны могу утверждать, что Ђ—оюзмультфильмї, ¬ƒЌ’ и мэри€ в проекте заинтересованы. ≈сли исходить из того, что у нас все процессы очень не быстрые и непростые, какой будет исход, € не знаю. Ќо думаю, что к середине 2018 года возможно по€вление музе€.

 


ƒата создани€: 23.11.2016 10:29
ƒата изменени€: 27.11.2016 00:49

ѕоследнее обновление на сайте: 15:45 21.07.2017