Карта сайта Версия для слабовидящих

Заключение. О некоторых уроках из истории Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры Российской Федерации

Пройденный более чем девяностолетний путь культурного развития в РСФСР и Российской Федерации, как и всей истории государства, был сложным, успешным и противоречивым. Было всякое – периоды взлетов, процветания культуры, падения и запретов, трудностей роста, поиска нового.

В истории государственного управления культурой накоплено немало поучительного. Извлекать уроки полезно не только из успехов, ставших нашим достоянием, но и из неудач, чтобы не повторять ошибок.

Россия вступила в новый этап своего развития – непростой, она стремится совершить скачок в социально-экономическом развитии, в модернизации страны, к сбережению народа, сохранению мощи великой державы.

Как говорит исторический опыт, роль культуры в решении этих задач первостепенная, мобилизующая народные массы, регулирующая общество и устойчивость государства. Было бы глубокой ошибкой недооценить этот важнейший урок прошлого.

К сожалению, пока в стране отсутствует национальный государственный проект о культуре в виде крупной общегосударственной программы на определенные годы, на перспективу, или проработанный закон о культуре. К этому обязывает развивающийся кризис мировой культуры в ее духовно-нравственном измерении (литература, наука, идеология, искусство, философия, религия и пр.), по большому счету, утрата духовно-нравственных ориентиров, забвение того, что культура – важнейший, может быть, решающий в нынешнее время рычаг консолидации народа, бесценный государственный ресурс в решении вставших перед страной судьбоносных задач.

Творческая интеллигенция, объединенная в учреждениях культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, обладает огромной энергией, великой духовной силой. Она способна, опираясь на богатый опыт периодов Великой Отечественной войны, 50-70-х годов XX века, традиции прошлой российской истории, стремление к добру, правде, справедливости осуществить новый культурный рывок, внести свой достойный вклад в модернизацию России, расшевелить, подвигнуть народы России на новые свершения во имя Отечества.

Без модернизации у России нет будущего. А она невозможна без интеллектуального прорыва, без интеллигенции – одной из главенствующих сил модернизации. Как никогда, ныне востребована творческая интеллигенция. Модернизация невозможна без духовного единения народа, без символов героического прошлого, без патриотизма – главной составляющей духовности, без героизации сегодняшней повседневной жизни, без мыслей о будущем, о сохранении нации, без единения самой интеллигенции, которого в настоящее время очень недостает.

Одна из важных задач государства и Министерства культуры найти более действенные способы, подходы к творческой интеллигенции в целях более активного включения ее в жизнь страны. Интеллигенция остро нуждается ныне в поддержке, в защите, в консолидации с властью. Она, как никогда, востребована государством. Очевидна необходимость совета власти с интеллигенцией на общероссийских съездах, форумах, соборах или иных собраниях. «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» (Д.С. Лихачев).

Новые условия предполагают и новые приоритеты в работе Министерства, всех органов культуры: направление на дальнейшую демократизацию всех сфер культурного развития, преодоление монополизма и чрезмерной централизации, признание свободы творчества и многообразие стилей и жанров в искусстве, непротивоборство «официальной» и «неофициальной» культур, а состязательность, взаимодействие, диалог, выявление новых проблем и своевременную, настойчивую работу по их решению на государственном уровне.

На первый план вышла острая проблема – объединение всех творческих сил (левых, правых, консервативных и пр.) Важны не взаимные удары, не развенчивание всего и вся, не возрождение «современного пролеткульта», отрицающего все, что было при Советах, а сосредоточение всех сил на решение главной задачи – сохранение России, всего лучшего, наработанного культурой в царскую и советскую эпохи, улучшения позиций культуры, завоеванных в прошлом, и приумножение их. Первостепенная забота всех творческих сил и сферы культуры – отразить в литературном и художественном творчестве современную эпоху, ее идеалы, все процессы, происходящие в стране (жизнь, устремления, пороки и пр.), как это сделали предшествующие поколения творческой интеллигенции (XVIII, XIX и XX веках). Нельзя допустить недооценки решающей роли культуры, как основы национального бытия в строительстве Будущего России!

На государственном уровне следовало бы упорнее и настойчивее защищать ведущую роль большой культуры, особенно великой русской национальной культуры, содержащих в себе вечные морально-нравственные принципы: коллективизм, справедливость, совестливость, сострадание, чистоту человеческих чувств и взглядов, любовь и гармонию, живущих в глубинах народной души и воспитывающих народ на этих идеалах. Большую культуру нельзя поставить на стихийный рыночный поток, на остаточный принцип финансирования, ибо рыночная идеология в сфере большой культуры – убийца высокой культуры. Помнить известные принципы «культуру легко развеять, но трудно собрать» и «настоящая культура дорого стоит». Важно постоянно помнить завет Д.С. Лихачева «Культура беззащитна. Ее надо защищать всему роду людскому».

В истории российской культуры известны замечательные примеры просветительства, подвижничества, меценатства, особенно в конце XIX – начале XX веков. Их вклад в культуру значителен. Во многих зарубежных странах большая культура поддерживается благотворительными фондами, системой дотаций и налогообложения, благотворительность в культуре считается благородным, общественно-полезным делом. Имеются примеры поддержки культуры отдельными личностями в последнее время и в России. Но это явление пока редкое. Нужны новые подходы, система мер, чтобы привлечь состоятельных людей, организации к меценатству, подвижничеству в сохранении и развитии культуры.

Нельзя не признать, что определенные круги на Западе и внутри России упорно навязывают нашей стране чуждые нашему народу духовные стереотипы западной масскультуры, особенно американской, в основе которой лежит индивидуализм, прагматизм, культурный ширпотреб, насилие, что во многом способствует возникновению антирусских национальных идей, нравственному падению, деградации, оставляют за собой духовную пустыню, манипулируя сознанием и поведением людей, особенно молодежи, проповедующим идею личного обогащения. Всему этому надо ставить серьезный заслон.

Особенно остро нуждается в защите сельская культура с ее культурными родниками, глубокими многовековыми традициями, понесшая в конце прошлого века значительный урон. За 20 лет на селе уничтожено 17 тысяч деревень, а в 9 тысячах проживает по 20-30 человек, закрываются школы, клубы, библиотеки. За годы «реформ» в селах закрыто 16422 школы, 15400 Домов культуры и клубов, 4700 библиотек. Крестьянство, деревня всегда сохраняли устойчивость государства, истоки культуры, рождали выдающиеся таланты, поддерживали традиции, обычаи, обряды, промыслы, лежащие в основе высокой духовности, нравственности нашего народа. С легкой руки некоторых «деятелей», в государственной культуре многое было уничтожено на селе, требуются невероятные усилия на государственном уровне, чтобы восстанавливать утерянное и развивать дальше.

В стиле деятельности Министерств культуры РСФСР и РФ, местных органов культуры были свои достижения и упущения, положительные и отрицательные стороны. Не всегда на пользу шла частая смена министров, ломка структур аппарата Министерства, всевозможные объединения и разъединения сфер культуры. Чрезмерная централизация, администрирование не давали возможности развернуться творческой инициативе, не приносило пользы полное или частичное самоустранение Министерства от решения остро назревающих проблем, за общими успехами иногда не замечались большие территориальные и социальные различия в пользовании культурными благами, порой, за успешными количественными показателями не замечались качественные параметры деятельности учреждений культуры и искусства, не приносила пользы как чрезмерная идеологизация, запреты, так и вседозволенность в культурном процессе. Достоинство Министерства культуры в том, что почти всегда оно имело значительную силу притяжения к себе как государственному, организующему, координирующему и сплачивающему центру, представляло огромный творческий, художественный потенциал всех деятелей и работников культуры.

Чрезвычайно важно Министерству не утрачивать, не ослаблять, а наращивать, развивать притяжение к себе творческой интеллигенции, государственных и региональных руководителей, бизнес, работников культуры. Оставаться организацией, где можно получить полезный совет, нужное решение, помощь и поддержку, а если нужно, то и справедливое замечание. Министерство должно быть демократичным, доступным, незабюрократизированным, уважаемым, требовательным органом государственной власти.

Полезно помнить и другие важные уроки: «остаточный принцип» финансирования культуры в начале ведет к застою, а потом и к распаду культуры. На фундаменте 1% Федерального бюджета возможно лишь как-то поддержать, не дать полностью развалиться культуре.

Опасен «остаточный принцип» не только в финансировании, но и в кадровой политике в культуре. От руководителей Министерства, департаментов, комитетов, управлений, отделов – как на федеральном, так и местном уровнях требуется высокая образованность, интеллигентность, чуткость, организаторские способности, знание финансов и конкретный опыт работы в низовых звеньях культуры или иной государственной службы, общительный характер, терпимость, деликатность, требовательность, дипломатичность.

Важнейший урок из истории культуры – культура должна всемерно содействовать гуманистическим началам в жизни общества. Культура отвечает за сохранение исторической памяти, за положительные образы прошлого и сегодняшнего, на которых только и можно воспитывать молодые поколения. Недопустимо извращение исторической истины, безудержное развенчивание прошлого и откровенно тенденциозный подбор фактов искусственного подтягивания из истории, литературы, культуры и искусства (особенно крупных исторических личностей) к идеям спекулятивного либерализма, равно, как и спекулятивного антилиберализма. Можно критически анализировать прошлое, но отношение к прошлому должно быть благодарным даже за возможное наше существование сегодня.

В стране широкое распространение получила так называемая «неформальная культура». В нее вовлечены многие сотни различных негосударственных, общественных и частных организаций, объединений, учреждений, отдельных лиц. Их культурной продукцией пользуются миллионы граждан. В значительной мере предлагаемые ими населению культурные услуги высокохудожественны, качественны, служат нравственно-патриотическому воспитанию людей и отвечают интересам государства. Вместе с тем, нередки примеры халтуры, распространения антикультуры, не способствующие художественному и нравственному воспитанию населения, более того, порой наносящие вред, сеющие насилие, безнравственность.

Услуги «неформальной культуры», в большинстве своем, не учитываются статистикой культурного строительства, поэтому государственная статистика не дает возможности достоверно оценить подлинное состояние культурных процессов, происходящих в стране. В государственных органах, регулирующих культуру, порой отсутствуют подразделения или специалисты, отслеживающие эти процессы в интересах более полного и плодотворного использования этого огромного ресурса, каким является «неформальная культура».

Российская культура остро нуждается ныне в новых идеях, в прорывных мыслях, в новых столпах культуры, авторитетных культурологах, философах, социологах, признанных народом, задающих нужный тон в культуре, соответствующий времени.

Министерство культуры со своими многочисленными научно-исследовательскими институтами, научными центрами, десятками высших учебных заведений, с огромной армией ученых, по существу, должно быть мозговым центром культуры, которому по силам возродить, разбудить, выдать, как говорится, «на гора» новые идеи, мысли, проекты, подсказать научно-обоснованные пути решения стоящих перед страной задач нового возрождения духовной и культурной жизни народа.

Где крупные научные конференции, симпозиумы, на которых бы обсуждались перспективы нового возрождения российской культуры, вырабатывались новые подходы и пути решения назревших, а порой и перезревших проблем?.. Вряд ли справедливо сужать роль Министерства культуры лишь к театрам, библиотекам, музеям, памятникам. Подлинную культуру должны волновать проблемы строительства нового гражданского общества свободных и ответственных граждан, взаимоотношения культур всех народов России, спасения культуры провинции, культура – школа и дети, культура и нравственность, культура и терроризм, наркомания, алкоголизм, культура и экология, культура и пресса и многое другое.

Наиболее актуальными являются вопросы активизации участия культуры в экологическом воспитании народа, в сохранении и восстановлении Природы, состояние которой в результате погодных аномалий становится все более угрожающим.

В развивающейся России возникает немало острых болевых проблем, носящих порой системный характер, например, северокавказская проблема. Естественно, разрешение этой проблемы, как показывает жизнь, невозможно лишь силовыми и экономическими методами. Чрезвычайно важны и комплексные меры культурного, нравственного, идеологического порядка. Словом, требуется неординарная, хорошо разработанная, масштабная конкретная программа активного участия культуры в разрешении этой проблемы.

В результате резкого сокращения и даже ликвидации объектов культуры, бывших в ведении профсоюзов крупных государственных промышленных комплексов, предприятий, заводов и фабрик, серьезной болевой проблемой стали вопросы культурного обслуживания, организации свободного времени, развития народного творчества, художественной самодеятельности трудящихся этих предприятий, в т.ч. таких крупнейших, как нефтегазовый комплекс, атомная и оборонная промышленность, транспорт, крупные стройки и др. Местным органам культуры, постоянно испытывающим недостаток финансовых средств, зачастую не по силам восполнить некогда мощную, действенную культурную структуру профсоюзов. Требуются тоже неординарные решения с учетом наработанного положительного опыта прошлых лет.

Важной проблемой, требующей более пристального внимания отрасли культуры, является участие культуры в осуществлении миграционной политики в России. Ныне Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству трудовых мигрантов. Упоминается о 6-10 млн. трудовых мигрантов в стране (точной статистики нет). Это почти 10% трудового населения нашего государства. В перспективе вряд ли будет сокращаться число мигрантов, т.к. в России происходит резкое сокращение своего трудового потенциала. Необходима научно-выверенная, конкретная программа повышения роли культуры в решении миграционной проблемы.

Острой проблемой в культурной жизни страны, возникшей в последние десятилетия, является проблема воспитания молодежи, формирования ее нравственных и социально значимых позиций, противодействия негативным явлениям в молодежной культуре, стимулирования развития ее позитивных элементов, приобщения молодежи к традиционным национальным и мировым культурным ценностям, развития духовных потребностей молодежи.

Молодежь оказалась под активным воздействием масскультуры, утрачивает многие национальные черты и традиции. Допущено значительное сокращение государственных учреждений культуры в процессе воспитания молодежи. В условиях культурного плюрализма с трудом налаживаются взаимоотношения государственных учреждений с субкультурами молодежных объединений. Недопустимо медленно разрабатывается и внедряется теория и методология организации культурного воспитания молодежи в условиях развития информационного общества, слабо изучается и учитывается истинная культурная ситуация и тенденции в молодежной среде и в сфере молодежной культуры.

Требуется специальная научно-обоснованная государственная программа по значительному улучшению воспитания нового поколения, в которой следует уделить больше внимания патриотическому и нравственному воспитанию молодежи. В качестве одной из первоочередных мер в программе является ускорение создания широкомасштабного цифрового художественного контента на основе материалов отечественной культуры и обеспечение его масштабного размещения на всех ресурсах Интернета. Решение этой задачи создает реальную доступность отечественных культурных ценностей для молодежи, повысит привлекательность и эффективность имеющихся отечественных культурных богатств.

Почти 20 % населения страны составляют дети и подростки. Велика роль культуры в их полноценном воспитании. Чтобы они стали достойными гражданами нашей страны, необходима эффективная государственная культурная программа в области детства. Важно предусмотреть в ней дополнительные конкретные меры по созданию условий для более полного раскрытия способностей детей, поиска и поддержки юных талантов.

Одним из крупных пока не решенных вопросов является отсутствие законодательного акта, регулирующего отношение государства и творческих работников литературы и искусства и творческих союзов. В государственных органах есть понимание того, что основой развития и совершенствования государства является творческий человек и его положение в обществе, что первейшей задачей для инновационного развития, модернизации страны является стабильная финансовая поддержка культуры государством.

Однако многие годы проект закона обсуждается в Государственной Думе, но его принятие тормозится. Ведутся многочисленные дискуссии о приоритете творческого труда и творческого человека, их социальной поддержке, трудовом регулировании, социальном страховании, пенсиях, о творческих объединениях и союзах, их создании, ликвидации и реорганизации, формах поддержки творческого труда, правовых механизмах их защиты и т.п. В Государственной Думе ведется обсуждение и проекта нового базового Федерального закона по культуре, о внесении изменений и дополнений в имеющийся закон, принятый еще в начале 90-х годов XX века.

Вполне очевидно, что торможение с принятием Государственной Думой этих чрезвычайно важных законов, регулирующих культурное строительство в стране, не лучшим образом сказывается на развитии культуры в Российской Федерации, стремящейся провести модернизацию страны. Писатели, художники, музыканты, архитекторы – все творческие люди, призванные оберегать, развивать и укреплять, украшать и совершенствовать наше общество, не должны чувствовать себя лишними, оставаться без должного и вполне заслуженного внимания со стороны государства. Только через раскрытие творческих способностей человека возможна полная модернизация страны.

Российская отечественная культура признана во всем мире как явление уникальное, цельное, как высшее художественное достижение народа, имеющее устойчивую тенденцию к непрерывному поступательному развитию, к новациям, к прогрессу.

Россия осуществила в XX веке значительный скачок в создании материального обеспечения объектов культуры. И вместе с тем, мы еще в этом существенно отстаем.

В России обеспеченность театрами составляет 3,2 театра на 1 млн. жителей. В Австрии – 24, в Швеции – 13,6, Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Японии – 8,7, в Италии – 5,9. В это количество не учитываются театральные труппы, которые дают представления, не имея собственного помещения.

Не лучше обстоит дело с музеями. В России 11,6 музеев на 1 млн. жителей, в Нидерландах – 35, в Швеции – 34,1, в Чехии – 33,6, во Франции – 29, в Италии – 20, в Японии – 15.

В России – 368 библиотек на 1 млн. жителей, в Хорватии – 586, в Чехии – 708, в Финляндии – 2500. Даже в столице России Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, галереями, библиотеками существенно ниже, чем в столицах Германии, Австрии, Великобритании, Франции. В Москве на 1 млн. жителей – 8 музеев, в Риме – 36, Париже – 39, Лондоне – 41. В Москве на 1 млн. жителей – 20 театров, в Париже – 44, в Вене – 63.

Еще большие различия в финансировании культуры в России и западных странах. Доля затрат на культуру в государственных расходах составляет – 4,8% в Швеции, 4,65% в Исландии, 3,9 % в Дании, 3,58% в Норвегии и Финляндии, 3,16% во Франции, 2,52% в Бельгии, 2,51% в Германии. У нас же – в пределах 1%.

Несмотря на значительное развитие радио, телевидения, других информационных средств, способствующих расширению доступа населения к выдающимся культурным и духовным ценностям, они никогда не заменят непосредственного общения слушателя, зрителя с «живым» действием, предметом искусства. Поэтому дальнейшее развитие сети театров, концертных залов, музеев, библиотек, выставочных залов, обеспечение их хорошими помещениями, оборудованием по-прежнему задача задач.

Если проследить структуру аппарата Министерства культуры за все перестроечные 20-25 лет, то она хотя и несколько менялась, но все-таки носила преимущественно привычный, устоявшийся многими десятилетиями отраслевой характер. Между тем, новое время требовало существенных перемен, в том числе и в структуре аппарата, исходя из возникающих новых задач, перехода к программному управлению регулированием культурных процессов в стране. На первый план вышли вопросы разработки и реализации стратегических задач в области развития социально ориентированной культуры, пересмотра реальных культурных потребностей и возможностей их удовлетворения, деятельности в условиях множественности источников финансирования и т.д. Нужны были кадры, хорошо знающие как закономерности развития культуры, так и новые способы ее регулирования. В новых условиях важно было организовать социологическую службу для глубокого изучения всех процессов, происходящих в культуре. Порой управляемость в культурном строительстве давала сбои( утрата памятников истории и культуры, объекты культуры передавалась рынку, где вытеснялись псевдокультурой, библиотеки не обеспечивались новой литературой, временами задерживалась даже нищенская заработная плата работникам библиотек и клубов).

Вряд ли правомерно, что нынешний аппарат Министерства в значительной мере занят оформлением различных многостраничных договоров, отчетов. Поэтому у сотрудников порой не хватает времени для глубокого анализа состояния развития культуры, происходящих в ней процессов, разработки научно-обоснованных программ и способов их наиболее эффективной реализации.

Министерство культуры РФ – мозговой центр развития культуры, регулятор, координатор и организатор государственного управления культурным строительством в Российской Федерации. Важно, чтобы главные идеи, острые проблемные вопросы повышения роли культуры во всех сферах нашей жизни, во всех непростых обстоятельствах существования нашего будущего сообщества рождались в недрах Министерства культуры, смело и доказательно ставились как в соответствующих инстанциях, так и перед обществом. При этом, нужно иметь в виду, что практикой прошлых лет в нашей стране и других странах доказано, что вклад в культуру и образование – самое высоко рентабельное дело, дающее наиболее высокий экономический эффект.

Празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, Парад на Красной площади, многочисленные праздничные концерты, на которых во всю мощь звучала великая патриотическая песня, музыка, художественное слово со всей очевидностью продемонстрировали тягу нашего народа к единению. Это массовое действие, охватившее всю страну, вновь подтвердило, какой огромной силой воздействия на народ обладает культура.

Наше государство, кроме значительных природных богатств, больших территориальных пространств имеет еще и великий духовный, культурный ресурс – нашу гуманистическую литературу, нашу дивную поэзию, прекрасную, одухотворенную, зовущую к справедливости и оптимизму, нашу великую музыку, раздольную песню, поднимающие дух нации, вселяющие энтузиазм, веру в будущее.

Состояние страны, ее будущее всегда определяется состоянием духа народа, уровнем его культуры. Поэтому главный урок, извлекаемый из прошлой истории, особенно из Великой Отечественной войны – следует всемерно расширять сферу культуры, изыскивать достаточное количество средств на развитие литературы, искусства, раскрытие творческого потенциала. Культура, литература, искусство воспитывают мужество и стойкость народа, его нравственность, его величие, жизнестойкость, способность сохранять, защищать и развивать великое государство.

Жизнь настоятельно требует от литературы, искусства, от культуры более пристального внимания к утверждению художественными средствами базовых духовных, православных, нравственных ценностей, глубоких многонациональных традиций народов России, являющихся основой нашей цивилизации, недопущения утери идентичности русского мира, собственной исторической и культурной государственности. При всем многообразии взглядов и предпочтений первенство должно отдаваться человеку, как личности и гражданину, консолидировать народ вокруг национальных приоритетов – свободы, справедливости, человеческого достоинства и благополучия, защиты семьи, Отечества, единства многонационального государства.

За всю историю советского и постсоветского времени в центральном аппарате государственного управления культурой (Комиссариаты, Госкомитеты, Министерства) возникла новая специальность управленцев в сфере культуры (чиновничество государственного регулирования культурой). Если в среднем государственные служащие в центральном аппарате работали по 10–15 лет (точной статистики нет), то за эти годы сменилось 7-8 поколений служащих. В штатном расписании центрального аппарата было от 500 до 1000 человек (в т.ч. в Министерствах культуры РСФСР и Российской Федерации с 1953 г. по настоящее время от 350 до 600 чел.), таким образом, в центральном аппарате трудились за все эти годы около 5000–6000 чел., в т.ч. в РСФСР и РФ около 3000–3500 человек. Большинство сотрудников имели хорошее образование, опыт работы в учреждениях культуры и искусства, становились профессиональными аналитиками, администраторами, организаторами. Накоплен большой опыт управленческой деятельности, выработаны и сохраняются традиции: профессионализм, широта кругозора, принципиальность, инициативность, высокая нравственность, преемственность. В Министерствах и комитетах выросла целая плеяда крупных государственных управленцев в сфере культуры, каждое новое поколение сотрудников вносило что-то новое, полезное в стиль, формы и методы работы.

Важно не утратить преемственность в работе аппарата, продолжать обобщение опыта работы. К этому следовало бы шире привлекать ветеранов Министерства, расширять ветеранскую организацию Министерства, вовлекая в нее не только ветеранов войны, но и других сотрудников, работавших в Министерстве продолжительное время (по 10-15 лет и более). Необходим Музей истории Министерства культуры, в котором бы собирался, сохранялся и обобщался опыт деятельности центрального аппарата Министерства. Опыт старших поколений, ветеранов – «седых» голов – ресурс Министерства, более широкое использование которого, может быть полезным в решении современных проблем.

Почти в каждой стране мира имеются государственные органы, занимающиеся вопросами культурного строительства. Структуры, функции их различны, но везде они играют важную роль в развитии культуры. У них имеется огромный и полезный опыт работы. Изучение и распространение опыта культурного строительства в прошлой истории России и других странах мира – одна из задач наших ученых и практиков.

В разных аудиториях, в печати, по радио и телевидению нередки ныне высказывания отдельных лиц, что культура в России «находится в упадке», «деградирует», «лежит на боку». Эти оценки культуры, как правило, произносятся с сожалением, озабоченностью, обостренно, чтобы привлечь внимание общественности и руководителей государства к «спасению гибнущей культуры».

«Упадок», «деградация»? Так ли это? Действительно, в России создалось ныне не лучшее время для развития культуры. Происходит смена поколений творцов культуры. Уходят из жизни многие выдающиеся, весьма авторитетные деятели литературы и искусства. Отсутствуют признанные народом лидеры культуры, такие, как М. Горький, Вл. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, М.А. Шолохов, Д.Д. Шостакович, С.Д. Лихачев. Не определились четко идеалы культурного развития страны. Имеются трудности с государственным финансированием большой культуры. В культуру пока не приходят крупные меценаты, бизнес, подвижники. Не всегда имеется полное понимание в правительственных кругах, особенно управляющих финансами, роли и значения культуры в сохранении прочности самого государства, как цементирующего фундамента общественного развития.

Тем не менее, на основе глубокого анализа, трезво, непредвзято оценивая развитие культуры в настоящее время, нельзя не признать, что большая культура, при всех имеющихся издержках и трудностях, имеет устойчивую тенденцию к поступательному развитию. Авторитетность, популярность учреждений культуры и искусства в обществе сохраняются, востребованность досуга и услуг, предлагаемых населению сферой культуры, продолжает расти. Сфера культуры, объединенная в системе Министерства культуры, является ведущим государственно-образующим институтом, обладающим более 120 000 учреждений культуры, с более 850 000 сотрудников. Несмотря на бурное развитие средств массовых коммуникаций, возрастающее их влияние на духовную и культурную жизнь населения, государственные учреждения культуры и искусства продолжают оставаться мощным и все возрастающим средством воздействия на умонастроения населения, организацию их свободного времени. Идет активный процесс подготовки новых ысококвалифицированных творческих кадров, отбор, обучение и воспитание юных талантов. В правительственных программах и проектах на перспективу предусматриваются новые меры по созданию благоприятных объективных условия для развития культуры, реализация которых станет новым крупным шагом в развитии большой культуры, духовной и культурной жизни населения страны. Важнейшим рычагом повышения роли Министерства в развитии российской культуры и ее влияния на культурную и духовную жизнь населения является настойчивое внедрение в сферу культуры информационно-коммуникационных средств и технологий.

Ныне, как никогда, возрастает организующая роль Министерства культуры, его инициативность, последовательность, позитивный настрой, умение найти главное звено в работе многотысячного коллектива органов и учреждений культуры и искусства, в сосредоточении их усилий на решении главных задач, на объединение творцов культуры, общественности, бизнеса. Повышается роль Министерства культуры особенно в области экспертизы новых явлений в культурной жизни в стране, в связи с все набирающим силу маркетинговым менеджментом в сфере деятельности учреждений культуры и искусства, индустрии досуга и развлечений в условиях рыночной экономики.

В современном мире нарастает политическая, экономическая и техногенная неустойчивость жизни человечества. Одной из причин этого является нарушение принципа справедливости устройства мира – главного рычага управляющего всей земной жизнью. Культура веками обращалась к пониманию человеком справедливости, помогала присущими ей средствами сохранять и развивать справедливость, предупреждать об опасностях ее ущемления, ведущих, как правило, к войнам, революциям, взрывам, катаклизмам, нравственному падению людей…

Культура обладает силой, способной содействовать регулированию и гармонизации человеческих отношений: человека с человеком, человека с политикой, с экономикой, с техникой, живой и неживой природой, со всеми процессами, происходящими на матушке-земле. К культуре, вольно или невольно, прислушиваются политики и военные, технократы и ученые.

А отсюда важнейший урок для современной культуры, для деятелей литературы, искусства, всех причастных в той или иной мере к современной культуре: повышать свою ответственность за судьбы страны, мира, человечества, возвышать свой голос во имя справедливого устройства мира, создавая романы и стихи, симфонии и песни, художественные полотна, философские и религиозные трактаты, практическими делами существенно расширять культурное пространство в обществе, свое активное присутствие в современном мире в защиту бытия человека, недопущения попрания справедливого устройства мира, предотвращения войн, катастроф, растления и разложения людей, вселения надежды на процветание Человечества.

Деятель культуры – активный борец за будущее человека, Отечества!

В заключение еще раз подчеркнем, что на первый план ныне вышла задача активного участия культуры в объявленной Президентом модернизации страны. Культура не должна занимать периферийное место в начавшихся процессах модернизации, а обязана выработать и предложить обществу свой хорошо проработанный суперпроект повышения роли и значения культуры в модернизации страны. От культуры в настоящее время требуются не только отдельные мероприятия поддержки, поощрения тенденций, созвучных развитию модернизации, а нечто новое, которое могло бы побуждать к активности народа в процессе созидания, способствовать развитию энтузиазма людей на общий труд. Модернизация не может быть осуществлена без массового, осознанного участия в ней всего общества. Роль культуры во всенародном движении за обновление страны – весьма значительна.

Размышляя о суперпроекте в области культуры, вероятно, следовало бы выделить три основные практических задачи:

1. Принять более решительные меры к возвращению из загона русской классики, многоплановой культуры советского и досоветского периодов, которые полны примерами мощного положительного воздействия на общественное сознание, существенно потеснить псевдокультуру, сеющую пошлость и насилие.

2. Требуются современные способы влияния на воспитание, образование общества, в сочетании с традиционными методами. Нужны новые пьесы, театральные постановки, музыкальные сочинения, живописные полотна, литературные произведения, зовущие к обновлению, так ожидаемому народом, к переходу общества с одного уровня развития на другой, выраженному емким словом – модернизация.

3. Государство призвано обеспечить благоприятные условия для творчества. Должно увеличиваться количество государственных заказов, улучшаться социальная защита творцов, а также осуществляться помощь органами и учреждениями культуры и искусства по доведению продукции творцов до потребителей. Бытующая у некоторых деятелей точка зрения, что культура не нуждается в регулировании, что она сама себя отрегулирует – опасна. Государство обязано проявлять волю и здравый смысл, настойчивость в поддержке культуры, основных приоритетных ее направлений.


Дата создания: 20.02.2013 17:03
Дата изменения: 20.02.2013 17:04
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 08:06 26.03.2017