Карта сайта Версия для слабовидящих

Видный деятель культуры России. Понько А.Д.

Более двадцати двух лет мне довелось работать вместе с Юрием Серафимовичем Мелентьевым. 15 лет из них – в Министерстве культуры РСФСР и 7 лет в Общероссийской общественной организации «Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей», которую мы создали сразу же после его ухода на пенсию, в начале 1991 г.

Не было дня, недели, чтобы мы не встречались на коллегиях, совещаниях, собраниях, в кабинете или просто в личных беседах, не обсуждали те или иные вопросы культурного развития России, разносторонней деятельности Министерства или Ассоциации. Вся его многогранная и кипучая деятельность, как Министра культуры, так и Председателя правления Ассоциации, с конца 1975 г. и по декабрь 1997 г., проходила на моих глазах. Мне, как члену коллегии и Начальнику Главного организационно-инспекторского Управления Министерства, а затем Заместителю председателя Правления Ассоциации приходилось реально организовывать исполнение многих его замыслов, идей, решений. Мне выпала честь все эти годы быть одним из его ближайших помощников, советчиков, а иногда и оппонентом, когда требовалось особенно четко выверять принимаемые важные решения.

Несомненно, Юрий Серафимович обладал незаурядным талантом руководителя большого масштаба, одновременно он был и творческим человеком, отлично владел пером, превосходно знал издательское, библиотечное и музейное дело, памятники истории, архитектуры и культуры, изобразительное искусство. У него был выработан хороший художественный вкус.

Меня всегда привлекали его человеческие качества – доброта, порядочность, уравновешенность, вдумчивость, целеустремленность и настойчивость в достижении намеченных планов, преданность нашему делу, Родине. Особенно привлекала его чуткость к людям и, прежде всего, к деятелям искусства. Он был противником скоропалительных решений, невыполненных обещаний, умело подбирал и сплачивал коллектив сотрудников-единомышленников, не менее умело в интересах культуры строил свои взаимоотношения с Правительством, Отделом культуры ЦК КПСС, местными партийными и советскими органами.

Как и у любого из нас, у Юрия Серафимовича были и свои слабости, если их можно назвать таковыми. Он был нередко увлекающимся человеком, у него было постоянно «громадье» планов, подчас, несовместимое с реальными возможностями их осуществления. При его хорошем отношении к театрам, концертным организациям, библиотекам, клубам – всем подотраслям культуры, он больше всего любил музеи, больше ими занимался. При личном его участии было создано немало новых музеев.

Наибольшего расцвета творческий талант и организаторские способности Ю.С. Мелентьева достигли на посту Министра культуры РСФСР, который он занимал шестнадцать лет. С приходом энергичного, молодого Мелентьева Министерство культуры стало постепенно превращаться в настоящий Главный штаб культуры России. Именно 70-е – 80-е годы можно смело назвать годами значительного подъема культуры России. Высокими темпами развивалась сеть учреждений культуры и искусства, укреплялась материальная база, создавались десятки учебных заведений культуры и искусства, которые выпускали тысячи хороших специалистов.

Юрий Серафимович приложил немало сил для укрепления делового сотрудничества Министерства с творческими союзами писателей, композиторов, художников России, Всероссийским театральным обществом.

Ю.С. Мелентьев хорошо понимал, что судьба российской культуры решалась не только в Москве и Ленинграде, а, прежде всего, в российских республиках, областях, краях, городах, российской глубинке, на новостройках. Министерство улучшило работу на местах. Мне, как руководителю территориального Главка Министерства, это было особенно заметно. Юрий Серафимович буквально исколесил всю Россию, от Дальнего Востока до Калининграда, от Мурманской области до республик Северного Кавказа, на месте оперативно решая многие вопросы.

Одним из рычагов влияния Министерства на местах стала подготовка совместно с местными партийными и советскими органами комплексных планов дальнейшего развития культуры отдельных территорий и рассмотрение их на коллегии Министерства. Реализация одного из таких планов в Красноярском крае в течение 7-8 лет дала возможность превратить Красноярск в важный культурный центр Восточной Сибири. Огромная заслуга в этом Министра Ю.С. Мелентьева, Первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Федирко и Председателя крайисполкома Татарчука.

Особое внимание Юрий Серафимович уделял Тюменской области, где в то время создавался и бурно развивался Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Жители Тюмени несколько раз подряд избирали Ю.С. Мелентьева своим депутатом в Верховном Совете РСФСР.

С прямым участием Министра ежегодно разрабатывались и осуществлялись планы развития культуры в областях Нечерноземья, БАМа, на других новостройках.

Российская культура многонациональная, она веками взаимно обогащалась. Как никто другой, Ю.С. Мелентьев остро чувствовал необходимость развития национальных культур разных народов, населяющих Россию, лично знал и много общался с видными писателями, художниками, композиторами, актерами Саха (Якутия), Башкирии, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Татарии, Чувашии, северных народов... Он хорошо знал и культуру народов всех союзных республик, входящих в СССР.

В подлинные народные праздники выливались Дни и Декады культуры автономных республик РСФСР и союзных республик в Москве, которые проходили систематически. Их значение для развития национальных культур чрезвычайно велико. Периодически проходили также Дни культуры РСФСР в союзных республиках и за рубежом. Министр лично занимался их подготовкой и проведением.

Мне дважды довелось выезжать с Министром на проведение Дней культуры РСФСР в Армянскую ССР и в Германию. В Днях культуры участвовали лучшие российские творческие коллективы и отдельные исполнители. Правительственные делегации возглавлялись руководством Российского правительства. Заместителем руководителя был Ю.С. Мелентьев. Дни проходили на высоком художественном и организационном уровне. Кроме торжественного открытия Дней, в которых участвовали несколько сотен наших артистов, музыкантов, художников, было еще не менее 15-20 концертов в городах, на предприятиях, в учебных заведениях, десятки творческих встреч. Роль Министра, его эрудиция, умение представить великую русскую культуру, была впечатляющей.

Мне не раз приходилось бывать с Ю.С. Мелентьевым в командировках на Дальнем Востоке, в Сибири, на Северном Кавказе, в Поволжье, территориях, так называемого, «Золотого кольца» и наблюдать его глубокий профессиональный интерес к деятельности всех учреждений культуры и искусства, участвовать в его многочисленных, продолжительных и очень поучительных беседах с разными категориями культработников – библиотекарями, музейщиками, актерами, художниками, педагогами. Эти беседы были взаимно полезны. Они заряжали Министра новыми идеями, новыми мыслями, раскрывали истинное положение дел. Не было ни одного случая, чтобы Юрий Серафимович, бывая на местах, не выступил с ярким, глубоким докладом перед партийным и советским активом.

Ю.С. Мелентьева постоянно волновало состояние культуры на селе. Все годы этот участок деятельности Министерства культуры был одним из самых важных. На село выделялось больше бюджетных средств, туда направлялись лучшие творческие силы. В Министерстве было учреждено Всероссийское соревнование за лучшее культурное обслуживание сельских жителей.

К несомненным достоинствам Ю.С. Мелентьева следует отнести его умение опираться на коллектив, на своих заместителей, членов Коллегии, партийный комитет Министерства, начальников управлений и отделов, ведущих специалистов. Он хорошо понимал, что один в поле не воин. Его, в какой-то мере, самолюбивый характер, некоторая, подчас, строптивость, особенно с работниками других ведомств и высших инстанций, не мешали ему налаживать добрые взаимоотношения с сотрудниками, тем самым, мобилизуя их на лучшую работу. Он очень тщательно подходил к подбору кадров в аппарат Министерства, обращая особое внимание на глубину их профессиональных знаний, ответственность, инициативность, способность самостоятельно вести и отвечать за работу порученного участка.

Основной руководящий состав Министерства был стабильным. Вместе с Министром по 15 и более лет работали Заместители Министра В.М. Стриганов, Е.Е. Милов, В.В. Кочетков, Начальники управлений и отделов Б.Ю. Сорочкин, С.М. Шишкин, Б.Н. Бачалдин, В.П. Демин, А.Н. Баданов, А.В. Бартковская, Н.Д. Рыжкова, В.М. Прямилов, В.В. Подгородинский и др.

Юрий Серафимович предельно внимательно и уважительно относился к решениям ЦК КПСС, Правительств СССР и РСФСР по вопросам культурного строительства, в выработке которых он и сам, как Министр, принимал участие. В Министерстве тщательно продумывались и составлялись планы реализации этих решений, осуществлялся постоянный контроль за их выполнением.

У Министра всегда были хорошие отношения и полное взаимопонимание с Министрами культуры автономных республик, начальниками управлений культуры обл(край)исполкомов, отделами культуры местных партийных органов. Все они были частыми гостями в Министерстве, считали его своим родным домом. Министр, несмотря на загруженность, всегда находил время для общения с представителями с мест.

Один-два раза в год проводился большой Совет, расширенная Коллегия с участием всех местных руководителей органов культуры. Министр придавал огромное значение этому важному событию, особенно он был требователен к своему докладу на расширенной Коллегии. Основная ответственность за подготовку и организацию работы Коллегии ложилась на организационно-инспекторский Главк. Поэтому мне, как Начальнику Главка, все годы моей пятнадцатилетней работы пришлось участвовать в подготовке материалов для докладов Министра. В этом принимал участие и старший помощник Министра А.Е. Сабельников. Он тоже был полковником запаса, как и я, десятилетия работал в армейских политорганах в сфере культуры. Мелентьев заранее определял основные направления своего доклада, и затем мы, с привлечением всех управлений Министерства, готовили варианты доклада. В заключение Министр сам его «шлифовал», «оттачивал». Доклад Министра получался ярким, деловым, установочным на весь год работы Министерства. На расширенной Коллегии присутствовали все руководители местных органов культуры, учреждений культуры и искусства непосредственного подчинения Министерству, представители творческих союзов – всего более 200 человек. В работе Коллегии участвовали, как правило, Заместитель Председателя Правительства, а иногда и Глава Правительства, ответственные представители других Министерств, ЦК КПСС, профсоюзов, комсомола. Это был действительно Большой Совет, на котором подводились итоги прошедшего года и определялись задачи на новый год.

Следует сказать, что Министр придавал большое значение и обычным коллегиям, которые проводились два раза в месяц, требовал тщательной их подготовки и выработки проектов конкретных решений.

Мелентьев был постоянно в кругу писателей, драматургов, художников, режиссеров, актеров. В рабочем кабинете, на премьерах спектаклей, на выставках, на коллегиях, в творческих Союзах, в поездках по России его всегда окружали деятели литературы и искусства. Работа с ними для него была первостепенным делом, на это он настраивал и весь аппарат Министерства. Главным его требованием было – создание максимально возможных комфортных условий для творчества деятелей искусства, всемерная их поддержка, поощрение, забота о них, естественно, творческие диалоги, дискуссии. Я был многократным свидетелем его встреч с М.А. Ульяновым, Г.А. Товстоноговым, С.В. Образцовым, Н.И. Сац, М.И. Кольцовой, В.С. Левашовым, Л.Г. Зыкиной, С.С. Гейченко, В.А. Чернушенко, В.Н. Мининым, Н.Н. Калининым, Е.Ф. Светлановым и другими. Все они завершались конкретными решениями и взаимным удовлетворением от встречи.

Юрий Серафимович был инициатором и организатором многих общероссийских культурных акций, посвященных выдающимся событиям героической истории, религии и культуры России.

Конец 70-х годов. Приближалось 600-летие Куликовской битвы. Министр предпринимает колоссальные усилия по созданию Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликовское поле». Многократно выезжает в эти места, где конкретно решает различные вопросы. В 1980 г. 600-летие было отмечено на высоком государственном уровне, как общероссийский народный праздник.

В 80-е годы принимается решение о создании Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», посвященного знаменитой Курской битве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Министр и Министерство совместно с администрацией Белгородской области проводят огромную работу по созданию Музея. К этому подключается также Председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков.

По инициативе Мелентьева и с его участием проводится в 1985 г. в городе Архангельске первый праздник – День славянской письменности и культуры. Возрождена церковная традиция чествования Святых Кирилла и Мефодия. Этот праздник стал государственно-церковным и вот уже многие годы проводится в мае торжественно и широко по всей стране.

Министр был одним из тех, кто активно содействовал созданию и развитию туристического маршрута «Золотое кольцо России» – через древнерусские города Загорск, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострому, Суздаль, Владимир. В этих городах Министерство совместно с местными органами проводило колоссальные реставрационные работы памятников истории и архитектуры, создавали знаменитые музеи, творческие коллективы, библиотеки… Юрий Серафимович был великолепным знатоком истории и культуры этих городов, увлеченно о них рассказывал. Он любил эти места и при первой же возможности стремился там побывать. В одной из таких служебных поездок мне довелось слушать его удивительный, глубоко эмоциональный и познавательный рассказ о старинных городах, где творилась героическая и, порой, трагическая истории древней Руси. Юрий Серафимович написал замечательную книгу о Золотом кольце.

Министр хорошо знал и любил народное творчество, особенно керамику, гончарное искусство. Он собрал богатейшую коллекцию изделий из глины. В ней представлены работы мастеров всех республик СССР и 23 стран мира. Вся квартира и служебный кабинет были заполнены, кроме книг, которые он тоже любил, многими сотнями изделий из керамики. Пятьсот работ из своей коллекции он подарил этнографическому музею в своем родном городе Нижнем Тагиле, где сейчас постоянно действует выставка.

Он очень много сделал для возрождения Палехской миниатюрной живописи. Многократно бывал в Палехе. С его помощью в Республиканской детской библиотеке в Москве художники-палешане оформили своими работами сказочную комнату, по существу, ставшую своеобразным музеем.

По проекту Мелентьева и с его предисловием издано «Евангелие в красках Палеха» (с первыми русскими иллюстрациями Евангелия). По инициативе Юрия Серафимовича палешане иллюстрировали «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова.

Ю.С. Мелентьев – суворовец, один из первых выпускников суворовских училищ, созданных во время войны для детей военнослужащих. Его отец – Серафим Павлович – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В Саратовском суворовском училище Юрий получил хорошее воспитание. Саратов, связанный с именами Степана Разина, Емельяна Пугачева, светочей русской культуры Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого, К.А. Федина, А. Петрова-Водкина, В. Борисова-Мусатова, первым оперным театром (1803 г.), первым русским национальным цирком не мог не оказать огромного влияния на впечатлительного юношу. Скорее всего, уже здесь у него зарождался огромный интерес к истории, философии, литературе, искусству. В Свердловске он окончил университет и защитил диссертацию кандидата философских наук. Именно Н.Г. Чернышевский, литературными и философскими работами которого он был увлечен, оказал влияние на выбор темы его диссертации. Ю.С. Мелентьев, уже как Министр, оказывал помощь музею Н.Г. Чернышевского. Мне пришлось вместе с Министром участвовать в работе Саратовского областного съезда работников культуры и, конечно же, посетить музей великого русского просветителя. Экскурсию по музею вел Мелентьев. Его восхитительный рассказ о Чернышевском покорил всех присутствующих, в т.ч. и сотрудников музея и областного управления культуры. Кстати сказать, совершая поездку по Якутии в 1986 г., мы побывали в музее Чернышевского в местах его северной ссылки.

В Свердловске началось становление Мелентьева, как гуманитарияученого, активного комсомольского работника, журналиста. Он всегда с гордостью говорил: «Я – уралец!» – подчеркивая этим уральскую твердость, закаленность, основательность в характере уральцев.

Оказавшись в ЦК ВЛКСМ в начале 60-х годов XX в., редактируя журнал «Молодая гвардия» и работая в отделе культуры ЦК КПСС, а затем в Министерстве, всю жизнь он не порывал связь с Уралом.

На уральской земле он родился, и так сложилась его судьба, что, будучи в командировке уже в 1997 г. в Екатеринбурге, там он и завершил свой земной путь.

Нет среди нас Ю.С. Мелентьева. Он, полный грандиозных планов, в расцвете своих творческих сил, безвременно ушел в иной мир. Не в полной мере в последнее время был востребован государством его талант, знания, опыт, о чем можно только сожалеть. Не его вина в этом... Может быть, его переживания из-за невостребованности в какой-то мере и ускорили его смерть...

Светлая память о видном деятеле российской культуры, отдавшем ей всю свою жизнь, Министре культуры Юрии Серафимовиче Мелентьеве будет всегда жить в сердцах тех, кто его знал, работал с ним. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник, венчаемый прижизненный бюстом Ю.С. Мелентьева, выполненным скульптором А.Бичуковым.

Лучший ему памятник – все то, что с его активным участием на посту Министра культуры РСФСР было создано на просторах России – театры, концертные залы, музеи, памятники, учебные заведения, библиотеки, дворцы культуры, все то, что ныне и в будущем будет долго служить духовному воспитанию жителей России.

Понько Алексей Дмитриевич,
Начальник Главного организационно-инспекторского Управления,
член Коллегии Министерства культуры РСФСР (1976–1991 гг.)


Дата создания: 20.02.2013 12:48
Дата изменения: 20.02.2013 12:48
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017