Карта сайта Версия для слабовидящих

Крутой поворот. Фрагменты из книги воспоминаний Александра Юльевича Любицкого

Львиную долю моего служебного времени в Министерстве культуры занимала работа, которую принято называть чиновничьей – работа над документами, деловые контакты с организациями, учреждениями, творческими коллективами, участие в различных совещаниях в Министерстве и вне его, служебные командировки и т.д. и т.п. Но была и деятельность, что называется для души, творческая, до которой я всегда был жаден – работа в Министерстве культуры давала мне возможность участвовать во многих интереснейших художественных проектах, причем в двух качествах – и как одного из организаторов, и как сценариста.

В подготовке и проведении тех или иных художественных акций очень важную роль играет настоящее сотрудничество* с людьми, участвующими в ее осуществлении. Поэтому для реализации почти всех проектов я привлекал Николая Федоровича Лактионова в качестве режиссера-постановщика и Николая Ивановича Бутова как директора, отвечавшего за их организационно-техническое обеспечение. С ними у меня сложились не только отличные профессиональные, но и по-человечески добрые, дружеские отношения. Н. И. Бутов, более двух десятилетий возглавлявший Российскую государственную концертную компанию «Содружество», которая стала правопреемницей одной из крупнейших в советское время концертных организаций – «Союзконцерт», имел огромный опыт в проведении фестивалей, гастролей коллективов и исполнителей в масштабах всей страны. Вместе со своими сотрудниками, порой в трудных, экстремальных условиях, он отлично осуществлял организационно – техническую работу по проведению наших акций, в которых участвовало иногда более тысячи человек. А в лице Н.Ф. Лактионова, много лет работавшего режиссером Государственного академического Большого театра и Кремлевского Дворца съездов, а также на Центральном телевидении, я приобрел соавтора многих моих сценариев концертных программ, представлений и режиссера-постановщика – скажу без преувеличения – широкого профиля. Он отлично владел искусством постановки массовых сцен, обладал незаурядным даром художника, хорошо знал балет. Склонный к поискам необычных театрализованных форм, он постоянно предлагал по-настоящему новаторские решения. Поэтому работать с ним было интересно и легко, так как он умел выслушать оппонента и принять во внимание его позицию по тому или иному вопросу.

Я часто вспоминаю концерт «Звезды России», который состоялся в * (Здесь и далее – авторский курсив) Варшаве, в Театре Народовы (Teatr Narodowy – Национальный театр) 18 января 1998 года. Предыстория этого концерта такова.

В начале осени 1997 года меня пригласил к себе в кабинет Константин Александрович Щербаков и рассказал следующее: к нему обратился Посол России в Польше Леонид Драчевский с просьбой провести благотворительный концерт в Варшаве в фонд помощи пострадавшим от ужасного стихийного наводнения, которое повлекло за собой гибель людей и нанесло огромный материальный ущерб стране.

Константин Александрович предложил мне взяться за подготовку и проведение этого концерта и предоставил полную свободу в решении кадровых и художественных вопросов. Финансовую поддержку проекта осуществлял «Газпром».

Я искренне поблагодарил Константина Александровича за такое необычайно интересное творческое предложение – это была реальная возможность создать драматургически цельный концерт, в котором бы выступили выдающиеся исполнители с лучшими концертными номерами. Через некоторое время состоялась встреча с представителем «Газпрома» Алексеем Кедровым: мы обсуждали ряд вопросов, связанных с проектом; я также рассказал ему об исполнителях, которые принимают участие в концерте, о том, что организационно-технической стороной занимается «Содружество», а режиссером-постановщиком является Николай Федорович Лактионов.

Главным, правильнее сказать, единственным критерием для приглашения того или иного артиста в этот концерт был высочайший исполнительский уровень, ярчайшее художественное мастерство. Привожу имена и фамилии тех, кто принял участие в концерте: Николай Петров, Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили, Владимир Маторин, Татьяна Ерастова, Максим Федотов, Василий Лановой, Ренат Ибрагимов; солисты балета Большого, Мариинского театров, музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Надежда Грачева, Галина Степаненко, Мария Александрова, Алтынай Асылмуратова, Татьяна Чернобровкина, Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Юрий Клевцов, Дмитрий Забабурин, Евгений Керн; Государственный симфонический оркестр «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна, Московский камерный хор, возглавляемый Владимиром Мининым, дирижер Георгий Жемчужин.

Менее всего мне хотелось, чтобы это был просто сборный концерт пусть самых замечательных мастеров искусств. Как я уже говорил, хотелось, чтобы была выстроенная драматургия. Поэтому, вопреки традиционному построению сборного концерта, предполагающему обязательное чередование разножанровых номеров, где вокальный номер, например, сменяется инструментальным, а тот, в свою очередь – хореографическим, я решил первое отделение сделать вокально-инструментально-симфоническим, а второе – только хореографическим. Как показал ход концерта, расчет оказался верным. Второе отделение стало пиршеством классического балета, где прекрасные мастера балета не соревновались, не конкурировали друг с другом, а вместе создавали своего рода хореографическое ожерелье. Первое же отделение делилось на две половины: в первой половине чередовались выступления оркестра и певцов; во второй – участвовали солисты-инструменталисты с оркестром, были литературно-чтецкий и хоровой номера.

Большое значение я придавал программе. Размышляя о ее направленности, стремился в первую очередь к тому, чтобы основную часть составляли произведения русских композиторов – ведь мы представляли Россию. Но поскольку концерт проходил в Польше, важно было, чтобы произведения польских авторов занимали достойное место в программе концерта. Это также удалось осуществить. Так, Николай Петров поразил поляков исполнением «Вариаций на тему Паганини», созданных замечательным польским композитором Витольдом Лютославским. Его выступление было завершающим в первом отделении, но, несмотря на то, что отделение продолжалось почти два часа, польские слушатели своими бурными, долго несмолкающими аплодисментами «упросили» его сыграть это сочинение на бис. В том же отделении Василий Лановой читал произведения двух величайших поэтов – друзей: Адама Мицкевича и Александра Пушкина. А во втором отделении Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин исполнили знаменитый Седьмой Вальс Шопена; Николай Федорович использовал для этого номера слайд с изображением памятника Шопену в парке Лазенки в Варшаве, который зрители видели на экране во время исполнения Вальса. Святослав Бэлза вел концерт на русском и польском языках.

В этот вечер в зале Театра Народовы находились президент Польши Александр Квасьневский с супругой Иолантой, Премьер-министр Ежи Бузек (проект был под его патронажем), члены правительства, депутаты Сейма, представители дипломатического корпуса, жители Варшавы, некоторых других польских городов… А 24 января, когда польское телевидение транслировало этот концерт, его слушательской аудиторией стала вся Польша. И для каждого из нас, кто принимал в нем участие, было очень радостно, что он прошел с огромным успехом и имел большой резонанс не только в Польше и России, но и во многих странах мира.

Любицкий Александр Юльевич,
Музыковед, композитор, пианист.
Заслуженный деятель искусств РФ,
Член Союза композиторов России,
Член Союза театральных деятелей РФ


Дата создания: 20.02.2013 12:46
Дата изменения: 20.02.2013 12:47
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 08:06 26.03.2017