Карта сайта Версия для слабовидящих

Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК). Нифонтов О.Н.

В январе 1987 г. мне было доверено руководством Министерства культуры РСФСР возглавить Центральный институт повышения квалификации руководящих и творческих работников этого ведомства. Следует сразу отметить, что тогдашний Министр культуры Ю. С. Мелентьев, его заместители придавали очень большое значение этой работе. И это объяснимо: жизнь динамична, новые правовые акты, новые возможности, новый опыт работы на местах и в центре. Естественно, все это должно было стать достоянием кадров культуры и искусства — от Прибалтики до Камчатки.

При этом, была выстроена достаточно действенная система повышения квалификации: в каждом крае, области и автономной республике действовали курсы данного профиля. Институт же функционировал в двух направлениях — был методическим центром по отношению к курсам (выпускал пособия по различным новациям в отрасли, а также обобщал и распространял передовой опыт работы на местах); кроме того, проводил обучение местных кадров непосредственно у себя, в стационаре.

Срок обучения длился от двух недель до месяца, в зависимости от категории слушателей. Через обучение проходило ежемесячно до двухсот человек из всех регионов России.

Вспоминается характерный эпизод: при моем утверждении на Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР (поясню ниже) члены Коллегии поинтересовались количеством категорий обучающихся. Ответ ошеломил всех: около восьмидесяти. Пришлось объяснять, что Минкультуры объединяет театры, музеи, выставочные залы, библиотеки различного профиля, реставрационные мастерские, филармонии, школы искусств, руководителей всех уровней и т.д.

На этой Коллегии со мной утверждался на должность ректора театрального вуза В. Этуш. Когда ему был задан этот же вопрос о количестве факультетов в вузе, он ответил, что «три» (режиссерский, актерский, художественно—выставочный) факультеты. Это к вопросу о широте охвата в системе повышения квалификации и в деятельности ЦИПК.

Институт имел двойное подчинение: был самым тесным образом подчинен Министерству культуры РСФСР и, соответственно, им финансировался, утверждались и подбирались кадры педагогов и слушателей, набор учебных дисциплин и т.д., т.е. все формы жизни и деятельности. А вот чисто методически, академически институт был подчинен Минвузу СССР, он же выдавал и бланки удостоверений об окончании курса повышения квалификации единого образца.

Большим преимуществом ЦИПКа было то, что в одном здании размещались и учебная база и общежитие для слушателей. Со временем, через полтора—два года моего ректорства в институте был оснащен концертный зал, компьютерный класс, учебное телевидение, значительно обогащена библиотека.

Важным подспорьем в обучении были базы практики слушателей, которыми являлись Дома культуры, библиотеки, музеи, театры, школы искусств. Естественно те, где был накоплен передовой опыт работы, инновации. Выходил институт и за рамки своей отрасли. Так, во исполнение совместного решения Коллегий Министерства культуры РСФСР и Министерства Внутренних Дел СССР было налажено ежемесячное обучение офицеров МВД из периферии.

Вот такой востребованной, насыщенной, полнокровной жизнью жил институт до июня 1992 г. А затем, на волне всяческих перестроек, ЦИПК был расформирован и ликвидирован. На его базе создали НИИ природного и культурного наследия. Всесоюзный Институт повышения квалификации, не имевший опыта работы с регионами России, был переименован в «Российский», а налаженная, отшлифованная система повышения квалификации руководящих и творческих работников – рухнула. Но это уже другая тема.

Нифонтов Олег Николаевич,
Заслуженный работник культуры России, профессор


Дата создания: 20.02.2013 12:40
Дата изменения: 20.02.2013 12:40
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017