Карта сайта Версия для слабовидящих

Художественные учебные заведения Министерства культуры России. Зива В.Ф.

Министерство культуры РСФСР имело достаточно обширную и разветвленную сеть учебных заведений художественного профиля, которая сформировалась в основном к середине 60-х годов ХХ века. Она была представлена детскими школами (внешкольное образование), средними специальными и высшими учебными заведениями. Сузы и вузы готовили кадры для искусства и культуры. При подготовке кадров для искусства устойчиво определилась преемственность обучения: школа – училище – вуз. Наряду с учебными заведениями, Министерство культуры располагало научно-исследовательскими институтами и центрами по повышению квалификации работников культуры и педагогических кадров.

Для управления этой системой в структуре Министерства культуры РСФСР существовало структурное подразделение, которое в разные годы носило различные названия, но основной функцией этого подразделения было управление учебными заведениями и научными учреждениями отрасли. Проблема управления системой профессионального художественного образования всегда являлась одной из важнейших составляющих частей государственной культурной политики. Это связано с тем, что Министерство культуры, территориальные органы управления культурой являются учредителями отраслевых учебных заведений, и за ними закреплены функции управления и методического руководства сложившейся сетью образовательных учреждений.

В период советской власти принципы управления базировались на:

– единой централизованной адресной системе финансирования (в которой чётко были определены источники и объёмы финансирования по статьям);

– единой государственной нормативной базе, которая во многом определяла развитие народного хозяйства. Нормативы, были едины и обязательны для всех территориальных образований (республик, краёв и областей) СССР, «директивно» определяли стратегию развития отраслей;

– единой системе материально-технического обеспечения учреждений и организаций;

– единой системе обеспечения учреждений и организаций отрасли культуры профессиональными кадрами (подготовка и распределение, переподготовка, повышение квалификации);

– единой функциональной модели (для каждого типа учреждений и организаций, в т. ч. и идеологической) деятельности, как по форме, так и по содержанию работы.

Текущее перспективное планирование, финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение, оперативный контроль за деятельностью учебных заведений и научных учреждений осуществляло Главное управление, которое определяло и регламентировало все связи между этими блоками. Вопросами создания типовых учебных планов, программ по каждой дисциплине, учебной и методической литературы занимались методические службы. Всесоюзный методический кабинет разрабатывал типовые учебные планы, программы по каждой дисциплине, учебники и учебные пособия для вузов, а для средних специальных учебных заведений и школ подобную работу проводил Всероссийский методический кабинет Министерства культуры РСФСР совместно с вузами. Вузы культуры и искусства осуществляли методическое руководство средними специальными и детскими учебными заведениями.

К 80-м годам прошлого века кадровый корпус ректоров вузов культуры состоял из людей, имевших в своем арсенале опыт партийной работы. Среди них: Зазерский Е.Я. (Ленинградский государственный институт культуры), Богданов Л.П. (Московский государственный институт культуры), Воробьева З.Е. (Пермский государственный институт культуры), Никифоров С.И. (Восточно-Сибирский государственный институт культуры), Кузьмин И.М.(Куйбышевский государственный институт культуры), Грай А.П.(Челябинский государственный институт культуры).

В творческих вузах кадровый состав ректоров в эти годы уже был представлен профессиональными деятелями искусств: народный артист СССР Этуш В.А. (Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина), доктор искусствоведения Демин В.П.(ГИТИС им. А.В. Луначарского), заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения С.С. Клитин (Ярославский государственный театральный институт), народный артист РСФСР, академик Российской академии образования С.М. Колобков (Российская академия музыки им. Гнесиных), народный артист РФ, лауреат государственной премии РСФСР им. Глинки В.А. Чернушенко (Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова), народный артист РСФСР А.А. Нестеров (Горьковская государственная консерватория им. М.И.Глинки), доктор философских наук Е.Г. Гуренко (Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки) и др.

В начале 90-х годов начинает формироваться новое законодательство страны. Выход в свет в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании» радикально изменил принципы управления учебными заведениями и научными учреждениями. В первую очередь это коснулось ректорского корпуса, который уже не назначался, а избирался трудовым коллективом вуза. Необходимо отметить, что этот процесс проходил по-разному, он мог быть кипучим и спокойным, но он не был формальным. В этот период в ряде вузов культуры произошла смена прежних руководителей, многие из которых перешли работать на кафедры педагогами.

Новая плеяда ректоров состояла уже, как правило, из профильных специалистов этих учебных заведений, состоявшихся к этому времени как научно-педагогические кадры, овладевшие серьезными навыками управленческой и организационной работы, проявившие себя, как правило, в должностях проректоров. Среди них М.Г. Вохрышева (Самарская государственная академия культуры и искусств), И.И. Горлова (Краснодарский государственный университет культуры и искусств), Т.Г. Киселева (Московский государственный университет культуры и искусств), Е.Л. Кудрина (Кемеровский государственный университет культуры и искусств), Н.А. Паршиков (Орловский государственный институт искусств и культуры), Р.И. Пшеничникова (Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств), Р.Р. Юсупов (Казанский государственный университет культуры и искусств) и др.

Несмотря на то, что время было бурное, ректорам предстояло решать как масштабные, так и мелкие, рядовые вопросы. В эти годы значительно активизируется деятельность всех видов учебных заведений. Творческие вузы совершают прорыв на международную арену, проводя конкурсы студенческих работ в области музыки, театра, кино, хореографии. Вузы культуры открывают новую для себя страницу подготовки кадров. Если раньше они выпускали специалистов по культурно-просветительной и библиотечной работе, то новое законодательство позволяло им получить лицензию на подготовку кадров для сферы искусства. Многие из них в результате процедуры лицензирования и аккредитации смогли повысить свой статус и стать академиями и университетами. Средние специальные учебные заведения начинают вести подготовку учебно-методической литературы для себя, что раньше было закреплено только за вузами. Они также как и вузы проходят комплексную проверку (аттестация и аккредитация), и достаточно большое их количество становятся колледжами, учебными заведениями, которые осуществляют повышенный уровень среднего профессионального образования.

Возникла потребность в стратегии сохранения и развития образования, в политике подготовки и переподготовки отраслевых кадров как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Важным представляется то, что руководители учебных заведений предполагают свою работу в первую очередь как нормативную, потому что старые правовые акты и нормы требуют значительного усовершенствования в контексте нового законодательства. Ревизии и переработке подвергаются государственные и локальные акты, изменения требуют Положения об отдельных видах деятельности учебных заведений. Ректоры вузов культуры и искусств, осознавая значимость этого направления, большое внимание уделяют формированию научной базы, которая бы способствовала обновлению научной, учебной и методической литературы. Они лично активно включаются в эту работу. Выходят в свет монографии, учебники, учебно-методические пособия, защищаются диссертации, авторами которых являются сами ректоры.

В этом ряду необходимо выделить работы: В.П. Демина «Молодой режиссер приходит в театр», «Формирование личности режиссера», которые посвящены методологии подготовки режиссеров; С.С. Клитина «Режиссер на концертной эстраде», «Эстрада. Проблемы теории и методики», «Эстрадные заведения». Автор этих работ один из первых комплексно исследует эстрадное искусство. Е.Г. Гуренко написал учебник «Эстетика», в котором особое место уделил вопросам музыки. В. Б. Бабенко – ректор Екатеринбургского театрального института занимается исследованием творчества маркиза де Сада. Он издал книгу «Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад. Жизнь. Страсти. Творчество».

В вузах культуры активно продолжается формирование региональной научной школы. Научные работы М.Г. Вохрышевой «Библиографическая деятельность: структура и эффективность», «Теория библиографии», «Художественное образование в вузе культуры и искусств», «Современные стратегии культурологического образования» позволяют считать, что автор создал определенную научную школу. Ее основными направлениями является научное исследование специфики и тенденций развития вузов культуры и искусств, синтезирующих в себе собственно культурологическое, художественное и информационно-культурологическое направления. Особое внимание уделяется проблеме формирования человека культуры, способного не только усваивать образцы культуры, но и производить их, транслировать и оказывать воздействие на социально-культурные процессы общества. Под ее руководством в вузе была открыта аспирантура и Совет по защите кандидатских диссертаций.

Монографии и книги И.И. Горловой «Культурная политика в современной России: региональный аспект», «Художественная культура и художественное образование» также являются базовыми исследованиями региона как культурного объекта. Научно-исследовательские интересы И.И. Горловой связаны с получением новых знаний в области культуры, искусства и применение их в учебном процессе, развитие инновационных образовательных технологий. В период ее руководства вузом он сформировался в научно-образовательный комплекс, имеющим в своей структуре широкий спектр факультетов, ведущих подготовку исполнительских и научно-педагогических кадров для культуры и искусства для всех регионов Северного Кавказа.

Становление специальности – социально-культурная деятельность тесно связано с именем Т.Г. Киселевой, которая приняла непосредственное участие в научной разработке этого направления, о чем свидетельствует первое учебное пособие для вузов культуры и искусств, педагогических институтов и средних специальных учебных заведений – «Основы социально-культурной деятельности». Она возглавила работу по созданию первого поколения государственных образовательных стандартов по этой специальности.

Вопросами диверсификации образования, планирования и менеджмента в отрасли культуры занимается ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е.Л. Кудрина. Эти актуальные вопросы нашли свое отражение в ее учебных пособиях: «Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы», «Энциклопедия кадрового дела».

Системным подходом к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств занимается Н.А. Паршиков – ректор Орловского государственного института культуры и искусств. Проблемами культурологического образования, методологическими вопросами интеграции интеллектуально-творческих ресурсов, возрождения традиционных культур занимается ректор ВСГАКИ – Р.Я. Пшеничникова. Научно-теоретическая деятельность ректора Р.Р. Юсупова связана с исследованием фундаментальных проблем истории зарубежных стран Европы, он является признанным специалистом в области теории политической власти и интеллигенции, политических партий и партийных систем, политической культуры.

Вопросы молодежной субкультуры глубоко изучены и изложены в научных трудах В.Я. Суртаева – директора Ростовского на Дону филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Его книги «Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности», «Социология молодежного досуга», учебное пособие «Миры культуры глазами молодых» предназначены не только для вузов культуры и искусств, но и для всей системы образования нашей страны.

Книга первого ректора Пермского государственного института искусств и культуры З. Е. Воробьевой «Институт в моей судьбе» – является не только мемуарами, написанными ярко и образно, но и историческим документом формирования системы художественного образования.

Новые экономические условия потребовали изменить традиционные принципы управления системой художественного образования, необходимо было вводить новые формы и методы управления, направленные на проведение реформ по модернизации художественного образования. Такой инновационной формой работы Министерства культуры стала Федеральная целевая программа «Культура России».

Наиболее значимым достижением Управления науки и образования Министерства культуры стала «Концепция развития художественного образования в России», созданная совместно с Министерством образования и утвержденная Правительством РФ (2002 г.). Установление стипендий Министерства культуры юным дарованиям, организация работы по проведению конкурсов грантов на лучшие научные исследования в сфере культуры и искусства, а также конкурсов на присуждение премий за выдающиеся научные достижения было значительным шагом в культурной и образовательной политике государства. Создание государственных образовательных стандартов совместно с педагогической общественностью и ведущими учеными – есть пример социального партнерства.

Зива Валентина Федоровна,
работала в Министерстве культуры РСФСР на разных должностях (1984-2000 гг.),
Начальник управления науки и образования Министерства культуры РФ
(2000-2004 гг.).
Доктор педагогических наук, профессор


Дата создания: 20.02.2013 12:33
Дата изменения: 20.02.2013 12:33
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017