Карта сайта Версия для слабовидящих

Былое и думы. Киселев Ю.М.

Нет, я не собираюсь изобразить нечто подобное великому творению Александра Ивановича Герцена. Моя задача значительно скромнее. Но за плечами столько всего, что хочется поделиться с читателем хоть чем-нибудь существенным. Духовным, конечно. Мне выпала весьма счастливая доля – более чем за полвека побывать в разных должностях на поприще культурно-просветительной работы, встречаться с интереснейшими и достойными людьми, внесшими большой вклад в копилку культуры нашей уникальной евроазиатской страны по имени Советский Союз, по отчеству – Россия.

А началось все с детских лет в стариннейшем подмосковном Зарайске, городе с богатыми культурными традициями. Моими великими земляками и знаменитостями родимого края являются такие известные люди, как: скульптор А.С. Голубкина, художники П.А Радимов и Ф.Д. Константинов, актриса В.А. Сперантова, академик В.В. Виноградов, Ф.М. Достоевский, М.А. Шолохов, Н.Н. Пушкина (жена поэта), маршал К.А. Мерецков, дважды Герой Советского Союза морской летчик В.Н. Леонов, а также Евпатий Коловрат, воевода Зарайска в 1610-1611 годах Д.М. Пожарский и другие.

Еще до революции в городе были открыты первая общедоступная библиотека и первый массовый кинотеатр. Перед войной и после войны в одном из профсоюзных клубов блистали серьезный народный театр, большой академический хор. Открытием и именем Московского театрального музея обязаны зарайскому купцу А.А. Бахрушину.

Среди нас, школьников, многие занимались хоровым пением, играли в спектаклях классического репертуара, осваивали музыкальные инструменты, писали стихи, рисовали.

Потом у меня был факультет культурно-просветительной работы Московского государственного библиотечного института (ныне университет культуры и искусств). В 50-е годы здесь студенты изучали многое: отечественную и зарубежную историю, литературу и искусство, эстетику, основы промышленности и сельского хозяйства, методику клубного дела, библиотековедение, осваивали практическую организацию работы домов и дворцов культуры, руководство художественной самодеятельностью и другое.

И теперь, оглядываясь на пройденный путь в избранной профессии, вот что хочу сказать Вам, дорогой читатель.

Много, очень много сделала советская власть для развития культуры в довоенное время – это читателю данного издания известно. Но у меня, начавшего трудовую жизнь в 50-е годы, все время было ощущение государственного недофинансирования некоторых отраслей культуры, в частности, культурно-просветительных учреждений. Да, после разрушительной войны надо было восстанавливать народное хозяйство, и средств на все не хватало. Однако считаю, была и недооценка значения КПУ. Конечно, результаты культурно-просветительной работы сразу не измерить – нужны время, исследования, наблюдения. Это обстоятельство всегда вызывало у недальновидного начальства неудовлетворенность и являлось одной из причин сдержанности финансирования. А вот кинотеатры и клубные киноустановки, как правило, сами приносили государственный доход, который, как говорили, обеспечивал зарплату учителей и врачей. И мне было смешно и грустно наблюдать пикировку заместителя начальника управления культуры Мособлисполкома (где я работал директором методического кабинета культпросветработы) по кино основательного, грузного П.П. Климентова с другим замом, моим куратором – Н.Н. Парубец. Она была энергичной, эмоциональной и всегда горячо защищала «свою» долю при распределении ассигнований. И все же вопрос хозяйственного содержания государственных клубов, домов культуры, библиотек, музеев в послевоенные годы всегда был острым и слабо решаемым, особенно на селе. Это вызывало душевную боль. И наоборот, клубные учреждения профсоюзов на промышленных предприятиях, стройках, в шахтах, совхозах, как правило, имели вполне удовлетворительную материальную базу, ибо традиционно с 30-х годов возводились, ремонтировались и оборудовались за счет социальных фондов предприятия. Больше того, в 1959 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление, согласно которому 0,15% от фонда заработной платы предприятия направлялось на культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, проводимую профсоюзной организацией. Вот и таким образом осуществлялась на деле декларируемая Коммунистической партией главенствующая общественная роль рабочего класса. (Заметим, в ряде крупных городов были построены и содержались великолепные дворцы культуры и на собственные средства профсоюзов). Но вернемся в Подмосковье. При совместном проведении смотров работы клубов, библиотек, художественной самодеятельности областной совет профсоюзов выделял львиную долю средств, в том числе на премирование победителей комплектами музыкальных инструментов, театральных костюмов, технических средств пропаганды и т.д.

Хочется еще вспомнить начальника управления культуры. Седовласого, лет 55, бывшего первого секретаря Краснопресненского райкома партии Николая Георгиевича Ликовенкова. «Оперативки» и заседания совета управления культуры он вел с неистовой убежденностью в своей правоте, старался развеять возникающие у кого-то сомнения агитационным напором. Однажды он пригласил меня к себе и говорит: «В Министерстве (культуры) Министр Алексей Иванович Попов тепло отозвался об открытии народного университета культуры в Балашихе. Не пора ли обобщить опыт работы этих очагов культуры? Поезжайте туда и туда, подключите методистов РДК, даю вам месяц сроку. Хватит?» Молча кивнул. Помню, тогда удалось активно «закрутить» дело, и в 1960 году нами была выпущена очень актуальная, как оказалось, брошюра под названием «Достояния культуры – трудящимся». В ней мы изложили опыт народных университетов Подмосковья, которых тогда насчитывалось около 120, в том числе 22 на селе, поместили методические рекомендации. Они явились новой формой культурно-просветительной работы, вызвавшей большой и неподдельный общественный интерес. Во многом это объяснялось тем, что в их работе принимали активное участие, причем на общественных началах известные деятели культуры. Например, композиторы А.Г. Новиков, С.С. Туликов, профессор консерватории В.Г. Соколов, поэт А. Твардовский, писатель Л. Кассиль, актер Б.А. Смирнов (исполнитель роли В.И. Ленина), художник Н.Я. Беляев и др. Вообще, поражали тяга к знаниям народа, очень серьезная организационно-методическая работа. Помнится, даже действовал Всесоюзный совет народных университетов. В целом, по стране в то время их, разных по тематике, насчитывалось около четырех тысяч, в которых занималось более 1 миллиона человек.

1962 г. Я работаю секретарем Московского областного комитета профсоюза работников культуры. М.А. Филатов, сменивший, к сожалению, умершего Ликовенкова, – член президиума обкома, поддерживает во всем профсоюз, старается работать с нами в контакте, а мы – с управлением культуры. Кстати, председателем обкома (неосвобожденным) был директор областного культпросветучилища, внешне по-мужски красивый и деловой человек Ю.И. Пашаев, который после профсоюза вскоре возглавил сектор культуры отдела пропаганды Московского обкома партии… В то время к нам пришла идея новой формы распространения передового опыта культпросветработы. Мы вместе с управлением культуры «разбили» все районы на 4 группы, и «запустили» в каждую из них большие планшетные альбомы с тем, чтобы райкомы профсоюза (а их председателями работали на общественных началах, как правило, директора районных библиотек или домов культуры) и райотделы культуры заполнили в них 2-3 страницы о своих успешных делах с размещением иллюстраций и передали альбом по установленному графику в соседний район. Помню, это вылилось в своеобразное соревнование, дружеские встречи на пограничных пунктах, за два месяца явилось эстафетой достаточно живой передачи опыта. Об этом тогда писала и печать.

… В 1965 г. меня пригласили на работу в Культурно-массовый отдел ВЦСПС старшим инструктором сектора массово-политической работы на производстве. В то время в компетенцию сектора входили вопросы работы цеховых красных уголков, наставничества над молодыми рабочими и работающими подростками, а также свободное время – досуг рабочих и деятельности рабочих общежитий, в которых в то время проживало более 6 млн. человек. Сложный, но жизненно важный и максимально конкретизированный участок работы. Возглавлял сектор неуемный, шумный и хорошо пишущий документы бывший секретарь одного из подпольных райкомов Москвы (на случай занятия ее немцами) Б.В. Емельянов. Руководителями других секторов были также замечательные люди: клубного – фронтовик Н.И. Тулупов, библиотечного – большой специалист своего дела Е.В. Олишев, художественного народного творчества – выпускник Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры Ю.М. Попов, по работе с детьми (профсоюзы имели десятки тысяч пионерских лагерей, в которых ежегодно отдыхало почти бесплатно 17-18 млн. детей и подростков) – бывший инструктор ЦК ВЛКСМ О.Н. Пушкина. Возглавлял отдел И.Н. Туркин, а вскоре его сменила первый секретарь Москворецкого райкома партии, очень деятельная, общительная и жизнерадостная Л.А. Землянникова. Она могла устроить и «разнос», но всегда поддерживала молодых. После отдела, который возглавил бывший заведующий сектором ЦК ВЛКСМ С.И. Крамаренко, Людмила Андреевна целых 15 лет проработала Секретарем ВЦСПС, почти до самой пресловутой перестройки и активно участвовала в работе коллегии Министерства культуры СССР.

Одной из первых моих командировок от ВЦСПС была поездка в Магаданскую область. Летели мы туда в начале августа бригадой представителей разных отделов на «Ил-18», кажется, более 20 часов. Для описания «снежных» полей и торосов внизу, бескрайнего солнечного света, невероятных просторов Сибири нужен писатель-художник. Я же здесь хочу сказать о другом. Магадан поразил благоустроенностью, великолепным дворцом культуры, оживленной культурной жизнью (уже тогда там был самый высокий в Союзе уровень образования населения), бодростью и оптимизмом людей. А когда мы поехали по районам, там свое. Например, в «моем» Тенькинском районе всюду небольшие клубы, библиотеки, стадиончики на гравии и теплицы на гидропонике, в которых я увидел гигантские (и вкусные) помидоры. Побывав на всех участках добычи золота (главная отрасль) – драги, промывочные приборы, рудник, старательские артели, я увидел везде порядок, заботу о людях, высокую культуру труда и общежития. Радостная была командировка.

В 1968 г. меня направили на работу заведующим Культурно-массовым отделом Московского Дома союзов ВЦСПС, директором которого начал работать коллега Ю.М. Попов, и с ним у нас сложились теплые деловые отношения. Передо мной открылся мир высокого искусства и широчайшей культурно-просветительной работы. Каждый из инструкторов отдела имел свой участок работы: лекционная пропаганда, тематические мероприятия, концертная деятельность, работа с молодежью, детьми и подростками, участие в обучении профсоюзного актива и др. К нашему отделу была причислена и работа библиотеки-читальни (создана в 1919 г. как первая общедоступная рабочая читальня на базе библиотеки Дворянского собрания). Включая знаменитую Елку Колонного зала, мы проводили в год более 300 мероприятий во всех четырех залах Дома союзов. Следует отметить, что сцена Колонного зала (хоть и не имеющая занавеса) стала традиционным стартом для эстрадных исполнителей высокого уровня, например, для Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Александры Стрельченко. А Москонцерт и Московская филармония, по согласованию с нами, далеко не каждому исполнителю предоставляли возможность выступить в Колонном зале. Высокий рейтинг учреждения обязывал и нас, творческих и технических работников Дома союзов (а тогда нас в штате было более 200 человек), ответственно относиться к делу, поддерживать лучшие традиции. Среди памятных мне событий особо хочется отметить вечера популярной классической музыки с одновременной трансляцией по Всесоюзному радио и Центральному телевидению, которые мастерски вела С.В. Виноградова; встречи-лекции с мастерами искусств (Ю.А. Завадский, Д.Б. Кабалевский, Ю.В. Силантьев, В.М. Шукшин); устные выпуски популярной газеты «Труд», встречи актеров театров и рабочих заводов под рубрикой «Союз искусства и труда», работа клуба кино-путешественников в Октябрьском зале со знаменитым ведущим В.А. Шнейдеровым, показ лучших коллективов художественной самодеятельности профсоюзов из всех союзных республик СССР, концерт в день 70-летия К.И. Шульженко, который чуть не сорвался из-за ее плохого самочувствия, но прошел блестяще, и многое другое. Кроме того, на многих мероприятиях в Колонном зале можно было увидеть знаменитостей, государственных и общественных деятелей. Здесь я имел честь разговаривать или просто обменяться добрыми словами перед началом мероприятия с Ю.А. Гагариным, П.Н. Поспеловым, С.М. Буденным, К.Е. Ворошиловым, И.С. Козловским, А. Эйзеном, И. Архиповой, Ю. Гуляевым, а также дикторами телевидения С. Жильцовой, С. Моргуновой, Ю. Ковеленовым, Т. Судец и другими.

После Дома союзов посчастливилось 13 лет возглавлять культурно-массовый отдел ЦК профсоюза рабочих геологоразведочных работ, что позволило побывать во всех столицах союзных республик и «медвежьих» углах, сотнях городов и поселков страны, встретиться с выдающимися специалистами и рабочими. Здесь мне хочется назвать имена первооткрывателя тюменской нефти, лауреата Государственной премии Ф.К. Салманова, буровых мастеров Героев Социалистического Труда А. Жукова из Оренбуржья, Т. Имамалиева из Таджикистана, В. Ницака из Иркутска, В. Галко из Беларуси. Их отличала не только высокая культура труда, но какой-то особый свет на лицах. Вот эти люди и составляли истинную соль земли.

Очень памятная страница моей жизни – почти 20 лет во главе крупных библиотек: Научной библиотеки профсоюзов и библиотеки Академии труда и социальных отношений. Они имеют уникальные фонды, в том числе дореволюционной профсоюзной литературы. На библиотечном поприще мы поддерживали контакты со многими государственными и базовыми библиотеками союзных республик. После библиотечной работы, в год 100-летия профсоюзов России (2005 г.), мне пришлось участвовать в создании первого Музея профсоюзов России и стать его заведующим.

На гуманитарном поприще встретились такие замечательные люди, как директор Исторической библиотеки М.Д. Афанасьев, заместитель директора «Ленинки» Н.П. Игумнова, мой предшественник, директор Научной библиотеки ВЦСПС, фронтовик Р.И. Тер-Захарьян, президент АТиСО Н.Н. Гриценко, председатель ВЦСПС С.А. Шалаев, бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников, помощник первого заместителя председателя ВЦСПС, писатель и журналист Ф.Е. Медведев, бывший заведующий Международным отделом ВЦСПС В.Е. Можаев, мой нынешний шеф, руководитель Центра профсоюзных исследований А.И. Чекменев, помощник председателя ФНПР Н.А. Уханов и другие.

За годы работы я был непосредственным или косвенным (как исследователь) свидетелем взаимодействия профсоюзов и органов культуры по многим направлениям работы. Вот несколько примеров.

В декабре 1954 г. принимается постановление Секретариата ВЦСПС «О проведении Всесоюзного смотра художественной самодеятельности рабочих и служащих». Можно ли такой смотр провести без специалистов? Конечно, нет. Министерство культуры направляет в Оргкомитет смотра директора Всесоюзного дома народного творчества А.Н. Котлярова и выдающихся артистов В.В. Барсову, О.В. Лепешинскую, И.А. Моисеева, Н.С. Надеждину. Этот первый после войны смотр прошел успешно и дал большой импульс развитию народного творчества не только среди рабочих и служащих, но и в культучреждениях государственной сети.

Продолжением этих действий стало в июне 1958 г. совместное постановление о проведении XII Всесоюзной выставки изобразительного искусства детей, которая прошла в октябре 1958 г. В ее организации участвовали также Министерство просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ.

Жизнь налаживается, значительно развивается народное творчество. Но возникают проблемы с репертуаром. В июле 1976 г. принимается постановление Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства культуры СССР и Коллегии Госкомитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли «О состоянии и мерах по улучшению выпуска репертуарной и методической литературы для коллективов художественной самодеятельности».

Дальше – больше. Постановлением Секретариата ВЦСПС и Коллегии Министерства культуры СССР от 15 сентября 1978 г. утверждается Положение о народных самодеятельных коллективах.

Очень интересным явлением в студенческой среде в конце 70-х годов стала тяга к освоению в ходе учебы дополнительной профессией – руководителя кружка, лектора, педагога-воспитателя и т.д., что приветствовалось руководством вузов. В целях упорядочения этой работы Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства культуры СССР, Секретариат ВЦСПС и Секретариат ЦК ВЛКСМ 14 апреля 1980 г. приняли совместное постановление «О работе факультетов общественных профессий высших учебных заведений и мерах по дальнейшему ее улучшению».

Новые времена в организации досуга молодежи не прошли мимо органов власти – уж слишком много было разночтений и вольности в организации танцевальных вечеров. 13 августа 1980 года Министерством культуры СССР по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ утверждает Примерное Положение о самодеятельной дискотеке.

В 80-е годы накалилась обстановка с библиотечным обслуживанием в связи с явлениями «где густо, а где пусто». Кроме того, наблюдались межведомственные распри в оценки приоритетности тех или иных библиотек, а также нерациональное использование средств на их содержание. Достаточно долго эти вопросы обсуждались на различных комиссиях и в коридорах власти. В результате 20 сентября 1983 г. Коллегия Министерства культуры СССР и Секретариат ВЦСПС согласовали и утвердили Положение о межведомственной централизации государственных массовых и профсоюзных библиотек. Важным в этом направлении документом Министерства культуры РСФСР, согласованным с ВЦСПС и другими ведомствами, явилась утвержденная в июле 2000 г. Национальная программа сохранения библиотечных фондов. В ней есть преисполненные высокого смысла слова о том, что проблема сохранения библиотечных фондов, находящихся на традиционных или электронных носителях, – не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой во многом зависит доступность общества в необходимой информации, в новых идеях и систематизированных знаниях.

Жизнь выдвигала новые требования, особенно в связи с либерализацией общества и подготовкой перестройки. В этой связи 28 мая 1986 г. принимается постановление Секретариата ВЦСПС, Коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О создании городских, районных молодежных культурных центров».

А что дальше?.. В закатные советские и 90-е годы произошел обвал не только всей многообразной культурно-просветительной работы, но и национальной культуры в целом, в том числе ее материально-технической базы. Здесь воспоминания неизменно упираются в стену горечи и досады. Несмотря на все трудности в области сбережения и развития культуры в советские годы, теперь возникло ощущение, что она вообще оказалась брошенной. Это коснулось и сферы профсоюзов, их сети клубных учреждений (около 13 тысяч), библиотек (10,7 тысячи), красных уголков на предприятиях и в рабочих общежитиях (100 тысяч).

В октябре 1991 г. Секретариат Совета Федерации независимых профсоюзов России своим постановлением образовал Ассоциацию работников учреждений культуры профсоюзов. Ее президентом был избран бывший руководитель группы экспертов по вопросам культуры Федерации независимых профсоюзов РСФСР С.И. Боровичев. В нее вошли руководители крупнейших дворцов культуры страны. В те же дни от имени 150 тысяч творческих работников в адрес Президента Б.Н. Ельцина и V (внеочередного) съезда народных депутатов Ассоциация направила Обращение, в котором призывала «законодательно запретить ликвидацию, продажу и передачу культурно-просветительных учреждений для использования их в целях, не связанных с воспитательной деятельностью и культурным обслуживанием населения».

Ассоциация пыталась всеми мерами «спасти» культучреждения от закрытия в условиях безудержной и беспардонной приватизации предприятий. Ее представители выезжали на места по конкретным случаям закрытия. В мае 1992 г. в Колонном зале Дома союзов состоялось организованное Ассоциацией красочное выступление лучших коллективов художественной самодеятельности, приуроченное к Дням славянской письменности и культуры, с участием Министерства культуры РФ. Ассоциация и позже проводила целый ряд мероприятий всероссийского масштаба. Однако ее деятельность постепенно и невольно теряла силу. Почти вся система государственных и профсоюзных учреждений культуры, созданная великими трудами и на деньги народа, была брошена государством, Теперь мы пожинаем плоды образовавшегося вакуума в культурно-воспитательной работе в виде резкого падения нравственности общества. Здесь вновь нужны серьезные государственные и профсоюзные меры хотя бы для частичного возрождения былой базы бесплатного доступа к культурным ценностям с учетом, конечно, реалий сегодняшнего дня, а также внушительная работа с представителями бизнеса. Иначе дело с цивилизованным становлением рыночных отношений заглохнет, а Россия, по сравнению с развитыми странами, еще долго будет плестись в арьергарде.

Простите меня, читатель, за грустные думы в финале. И пусть вас греют свои воспоминания от встреч с истинно хорошими людьми.

Киселев Юрий Михайлович,
С 1963 г. на разных должностях в ВЦСПС.
В настоящее время Ведущий научный сотрудник
Института профсоюзного движения АТиСО,
Заслуженный работник культуры РФ


Дата создания: 20.02.2013 12:31
Дата изменения: 20.02.2013 12:32
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 08:06 26.03.2017