Карта сайта Версия для слабовидящих

Российский институт культурологии: взгляд сторожила. Шулепова Э. А.

За время своей более чем 75-летней истории Российский институт культурологии (РИК) занял особое место в развитии отечественной культуры. Он родился в сложное, грозное время нашей истории, а его появлению предшествовали долгие поиски отечественной науки XIX – начала ХХ в. Оставаясь всегда сугубо российским институтом, он был повернут к решению проблем развития культуры отечественной провинции, к изучению культурного пространства на основе детального анализа «точек роста».

1940-е и 1950-е: от музейного дела к музееведению

С самого основания Института его научно-исследовательская работа была направлена на решение проблем, имевших наиболее актуальное значение для развития краеведческих музеев. Послевоенные сороковые годы памятны двумя знаменитыми сессиями Ученого Совета тогдашнего Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы, оказавшимися заметным явлением в развитии отечественного музееведения.

Первая – прошла в ноябре 1948 г. и по составу стала общесоюзной: в заседаниях участвовало около 300 человек из многих республик СССР. Музееведы определили это событие как переломный момент в развитии музейного дела страны – именно с этого времени музеи стали рассматриваться как учреждения научно-исследовательского характера.

Вторая сессия была посвящена районным краеведческим музеям, и хотя она внесла очередной «вклад» в унификацию местных музеев, в ходе ее работы был поставлен вопрос о повышении профессионализма сотрудников данного типа учреждений культуры. Уже к 1949 г. в Институте заработали курсы повышения квалификации, положив начало практике профессиональной переподготовки в системе музейных учреждений России. Кроме того, с октября 1948 г. по решению СНК СССР началась разработка научных методов охраны недвижимых памятников истории и культуры, их реставрации и определения подлинности. С этого же времени в нашей стране стала осуществляться крайне важная работа по радикальному пересмотру значимости архитектурных форм историко-культурных объектов, по их включению в новые функциональные и, прежде всего, музейные системы.

В далекие уже 1950-е годы директором Института стал известный историк, профессор Г.А. Новицкий, сблизивший исследования Института и Кафедры музееведения исторического факультета МГУ. В результате образовался своеобразный научный треугольник: Истфак МГУ, Государственный Исторический музей и Институт музееведения, объединив специалистов, занятых в различных сферах музейного дела – практической, образовательной и научной. С этих пор исторический факультет МГУ регулярно пополняет коллектив Института своими выпускниками; к их числу принадлежала и Д.А. Равикович, проработавшая в Институте 45 лет и стоявшая у истоков концепции «Музейной энциклопедии». Этот период в истории Института связан и с деятельностью таких известных специалистов как П.И. Галкина, репрессированная и отсидевшая в сталинских лагерях, А.М. Разгон, двадцать лет проработавший в Институте и принявший активное участие в создании очерков по истории музейного дела. Итогом целенаправленной работы по созданию истории музейного дела России стали семь томов знаменитых «Очерков», опубликованных уже в 1960-е гг. В 1955 г. вышла коллективная монография «Основы советского музееведения», начала издаваться серия работ А.И. Михайловской по экспозиционной деятельности музеев. Сегодня практически нет ни одной диссертационной работы или монографического исследования, так или иначе, не затрагивающих основные положения этих трудов, созданных в стенах Института.

1960-е и 1970-е: от музейного мира к сфере культуры

С 1960–70-х гг. в нашей стране с учетом международного опыта и, прежде всего, дошедших до специалистов программ ЮНЕСКО, ИКОМа, ИКОМОСа и других международных организаций, историко-культурные объекты стали рассматриваться как структурные звенья, соединяющие нас с прошлым, во всем культурном богатстве и разнообразии. Потребность выстраивать широкие культурно-исторические связи на конкретных территориях повлекла за собой написание определенных работ по стратиграфии памятников истории культуры и потребовала детального изучения отечественной региональной культуры. Путь отечественного музееведения не был простым. На совести исследователей Института были проекты, в результате осуществления которых музеефицированный памятник уходил за пределы жизненного контекста конкретного «месторазвития», и только в 1970–80-е гг., в ходе научно-реставрационных исследований стал утверждаться средовой подход к сохранению историко-культурных объектов.

Необходимость введения широкого культурного контекста в анализ объектов культуры заставила Институт искать свои пути в более широких сферах. В 1970 г. он стал именоваться Научно-исследовательским институтом культуры, и его возглавила доктор исторических наук Т.А. Кудрина, проработавшая здесь до начала 1980-х годов. В соответствии с духом времени, ведомственную науку ориентировали на решение прикладных задач, а результаты исследовательской работы Института должны были служить основанием для принятия управленческих решений в отрасли культуры.

В Институте получили развитие экономические и социологические исследования, изучалась деятельность массовых культурно-просветительных учреждений, планирование и прогнозирование развития учреждений культуры, взаимоотношения государственных и общественных организаций в области охраны и использования памятников. Тогда же трудами докторов философских наук Н.С. Злобина, Э.А. Баллера и М.Б. Туровского стали создаваться работы, посвященные теории культуры.

1980-е: от отраслевых исследований к культурологии

1980-е гг. вошли в историю Института как новый, серьезный подъем. Во главе Института встал доктор философских наук, профессор В.Б. Чурбанов, а сам Институт продолжал стоять «на страже» интересов отрасли, решая ее практические задачи. Так, например, благодаря деятельности Института при Министерстве культуры была создана и успешно работала отраслевая социологическая служба. В те же годы установилась прочная связь с Академией наук СССР и, особенно, с отделениями истории, языка и литературы. Институт получил известность как центр распространения деловых игр; сюда пришли новые сотрудники, открывшие перспективные направления исследований: управление, социальное проектирование (в недрах которого стало выстраиваться и музейное проектирование), комплексные проблемы развития российских городов, информационная деятельность. В этот же период впервые появились работы, использующие понятие «культурология»: в одном из сборников Института была опубликована статья Э.А. Чамоковой под названием «Культурологический подход в информатике».

В 1980-е гг. были опубликованы серии работ по методологии и методике исследования культуры (под редакцией Я.С. Капелюша), проблемам социального проектирования (под редакцией Д.Б. Дондурея), по вопросам качества городской среды (под редакцией В.Л. Глазычева), развития народного творчества (под редакцией Н.Г. Михайловой), а также сохранения и возрождения фольклорных традиций (под редакцией А.А. Банина) и ряд других. Музееведение и изучение наследия по-прежнему оставались ведущими направлениями в деятельности Института, но, по сути, это были уже качественно иные исследования. Масштабное социологическое обследование «Музей и посетитель», проведенное в 22 регионах России, позволило рассмотреть проблему музея в широком социокультурном контексте. Сборники трудов «Музееведение: вопросы теории и методологии» (под редакцией В.Ю. Дукельского) и «На пути к музею XXI века: региональные проблемы развития музейного дела» (под редакцией Н.А. Никишина) получили широкий резонанс в профессиональном сообществе. Были подготовлены и опубликованы «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР» по многим регионам России, ныне ставшие уже библиографической редкостью. После вынужденного длительного перерыва был воссоздан Специализированный совет по защите диссертаций в области музееведения, ставший первым в России.

1990-е: культурология теоретическая, историческая, прикладная

Перечисленные выше исследования, как и деятельность Института в целом, практически подготовили его переход к постановке и изучению проблем культурологии. Институт продолжил свою работу под руководством доктора искусствоведения, профессора К.Э. Разлогова, получив в 1992 г. название Российского института культурологии. Спектр исследований Института значительно расширился и охватил всю систему культуры – от музеев и памятников до кино, телевидения и новых информационных технологий, от краеведения и фольклористики до художественного творчества и культурной жизни населения, – преодолев ведомственную принадлежность и традиционную научную направленность. Были созданы два филиала – в Омске и Санкт-Петербурге, – укрепились позиции РИК в Российской академии наук, заработали три специализированных совета по защите докторских диссертаций.

Особенно активно в первой половине 1990-х гг. развилось новое для Института направление, возглавленное доктором философских наук Э.А. Орловой, включившее социально-культурную антропологию и анализ модернизационных процессов в России. Под руководством доктора философских наук О.К. Румянцева ярко заявило о себе и направление, связанное с теорией культуры, в рамках которого была опубликована уникальная серия сборников «Постижение культуры». Отдельное направление исследований составило изучение теории и истории художественного процесса, возглавленное К.Э. Разлоговым.

Проблемы истории культуры России не могут быть правильно поняты и оценены без учета современных подходов к изучению, сохранению и использованию культурного наследия. Это, собственно, и есть предмет исторической культурологии, которая выросла в важнейшее направление работы Института (руководитель – доктор культрологии Э.А. Шулепова). Важнейшим этапом его становления стала подготовка «Музейной энциклопедии» – уникального научно-справочного издания, увидевшего свет в 2001 г. и переизданного уже в 2005 г. В последнее десятилетие ХХ в. была завершена многолетняя работа сотрудников Института по созданию «Свода памятников истории и культуры» по регионам России. Последним из такого рода публикаций стал фундаментальный том «Историко-культурного наследия Воронежа» (руководитель проекта – Э.А. Шулепова), который используется в качестве учебного пособия для средних школ города.

Новый импульс получили прикладные исследования: к числу важнейших направлений в этой области можно отнести анализ культурной политики, а также изучение проблем социализации и инкультурации. Под руководством К.Э. Разлогова было начато изучение массовой и экранной культуры; важным этапом в истории Института стала подготовка Доклада по национальной культурной политике, ознаменовавшего вступление России в Совет Европы (1996). Во второй половине 1990-х гг. была осуществлена серия работ по музейной педагогике (М.Ю. Юхневич) и создан Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики (руководитель Р.В. Соколов). Весьма популярным среди молодых ученых страны стал Научно-образовательный центр РИК, узнаваемый по своим научно-практическим конференциям и семинарам для молодых ученых «Науки о культуре – шаг в XXI век» (руководитель – доктор философских наук И.М. Быховская).

2000-е: «время культурологии»

Как и прежде, Институт остается детищем российской гуманитарной интеллигенции, местом научных поисков и свершений Человека гуманитарных знаний. В различных областях научной деятельности его исследовательских коллективов формируются многообразные подходы к решению современных проблем в изучении культурных процессов. При всей разнородности источников и методологий ведущихся исследований их взаимодействие, взаимовлияние и взаимозависимость превращают культурологию в самостоятельную отрасль знаний. Акцент на пограничных явлениях делает культурологию наиболее перспективной и современной в совокупности социальных и гуманитарных наук – наук об обществе и человеке в прошлом и настоящем.

Исследования института отражают различные точки зрения на ряд современных процессов в культуре. Объединяет же их представление о том, что одним из фундаментальных явлений современности является глобализация, а ее основанием – информационные технологии, ведущие к становлению информационного общества. Поэтому исследовательские стратегии необходимо направить на анализ динамики культурных форм, развитие культуры во времени и изучение культурного опыта.

В рамках направления «Теоретическая и прикладная культурология» продолжилась работа по уточнению предмета и метода исследовательских стратегий, а также дескриптивных процедур культурологии и ее концептуальных понятий, существующих как в самой культурологии, так и в частных дисциплинах, и взаимодействующих с ней смежных наук.

Культура и человек, как носитель памяти поколений, формы и способы отображения этой памяти на современном этапе в России и за ее пределами, охрана культурного наследия как составная часть культурной политики страны, общее и особенное в развитии «русского мира», особенности его сакрального пространства в контексте различных этапов исторического бытия России составляют основу исследований, проводимых в рамках направления «Историческая культурология». Научный подход к сохранению и трансляции культурного наследия состоит в постепенном осмыслении его артефактов не только как самоочевидных, самодостаточных образцов, но и как целостной системы, роль которой в обществе постоянно возрастает. Культурное наследие невозможно изучать без понимания исторической динамики культуры, которая раскрывает изменения взаимосвязей человека с окружающей средой и появления новых условий его адаптации в результате разных условий среды.

В рамках научного направления «Гуманитарные исследования» продолжается изучение проблем теории искусства, художественного опыта в контексте социальной реальности, форм и методов отображения конкретных страниц культуры в гуманитарном мышлении, а также реализация новых исследовательских стратегий применительно к массовой культуре, массмедиа и «техническим» видам искусства, в первую очередь, экранным (кино, телевидение, видео) и разработка проблем прикладной культурологии, включая методологию исследования и формирования социокультурных практик.

В работе Института начало столетия ознаменовалось реализацией ряда крупных издательских проектов. В 2005 г. началась публикация многотомной серии «Энциклопедии культурологии», в которой к настоящему времени вышли два тома: «Теоретическая культурология» и «Культурология: люди и идеи». В рамках мегапроекта Министерства культуры РФ по обновлению учебников культурологического и искусствоведческого профиля в том же году были опубликованы «Основы музееведения» (ответственный редактор Э.А. Шулепова), «Новые аудиовизуальные технологии» (ответственный редактор К.Э. Разлогов), «Основы культурологии» (ответственный редактор И.М. Быховская), а также подготовлены хрестоматии к ним.

Институт выступает как центр, объединяющий культурологов – исследователей и преподавателей вузов.

В 2006 г. РИК стал одним из учредителей Российского культурологического общества. Сотрудники института взаимодействуют с Научно-методическим Советом по культурологии Министерства образования и науки РФ, принимают активное участие в обсуждении третьего поколения стандартов по дисциплине «Культурология».

Совокупность основных направлений научных исследований, существующих в Институте и объединяющихся под общим понятием «культурология», обогащается и развивается благодаря знаниям и подвижническому труду его сотрудников. Они – главная составляющая Российского Института культурологии, их работы сделали многое для трансформации культурологии в самостоятельную область знания. Это наше научное достояние.

Состоявшиеся в последние шесть лет три культурологических конгресса, организованных в Санкт-Петербурге на базе отделения российского института культурологии, продемонстрировали потребность современного российского общества в инновационном развитии, что и подтвердили научные доклады и сообщения.

На последнем III конгрессе (октябрь 2010 г., председатель доктор искусствоведения, профессор К.Э. Разлогов) основной обсуждаемой темой была «креативность в пространстве традиций и инноваций». Она рассматривалась исследователями не только как потребность к творчеству, как технологические подходы к творчеству, но и как умение видеть объекты в новом контексте, в современном ракурсе.

Учеными было предложено рассматривать творчество в единстве с инновационными результатами и процессами самореализации личности, а также с учетом реализации национальных культурных стереотипов.

Шулепова Элеонора Александровна,
Доктор культурологии, профессор,
Заслуженный работник культуры России


Дата создания: 20.02.2013 12:27
Дата изменения: 20.02.2013 12:28
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017