Карта сайта Версия для слабовидящих

Государственному республиканскому центру фольклора - 20 лет. История и перспективы. Каргин А.С.

Государственному республиканскому центру русского фольклора Министерства культуры РФ в июне 2010 г. исполнилось 20 лет. Для многопрофильной организации, каким создавался Центр, сочетающий одновременно различные виды деятельности – исследовательскую, методическую, издательскую, концертно-фестивальную, популяризацию ценностей традиционной культуры в нашей стране и за рубежом – это был сложный этап становления, совпавший хронологически с перипетиями политической, экономической, духовной жизни страны последних десятилетий ХХ – начала ХХI в.

Об истории становления Центра, проблемах, решенных и не решенных на этом пути, уже довелось писать, в частности, в материалах к 10-летию Центра, юбилейным изданиям журналов Центра «Живая старина», «Традиционная культура», «Народное творчество». Поэтому, остановлюсь на реализуемых в эти годы программах Центра, а также тех новых задумках, которые будут реальностью завтра.

С учетом исторической ситуации, очевидно, что даже далеко не полная реализация задуманной концепции Центра русского фольклора в конце 1980-х гг., сыграла трудно переоцениваемую миссию в подъеме социальной престижности традиционной культуры в жизни социума, в деле становления новой русской фольклористики, ее выведения на магистральный путь международной науки, для консолидации ученых и практиков, информационной координации фольклористической деятельности и т.д. Сам факт создания Центра способствовал значительному укреплению в то время действующих небольших научных и научно-практических структур (кафедр, отделов, секторов); они укрепились количественно, на их базе стали проводиться исследования, представляющие большой интерес; в регионах появились самостоятельные новые Центры фольклора: научные, образовательные, методические и т.д. (в Татарстане – Центр русского фольклора и Центр татарского фольклора, в Томске – Центр сибирского фольклора, Краснодаре – Кубанский региональный центр русского фольклора и др.).

Создание специализированного учреждения, занимающегося изучением, сохранением и популяризацией традиционного русского народного творчества, сыграло роль своеобразного катализатора. Подобная работа стала разворачиваться на местах путем создания разнообразных структур, сочетающих творческую, собирательную, образовательную деятельность. Многие регионы стали изыскивать средства для соответствующей работы. Одна из важных задач Центра заключалась не в централизации науки, а в децентрализации, в формировании соответствующих структур на местах, вплоть до деревенских и сельских музеев, клубов, центров этнокультуры и т.п. Только так представлялось возможным актуализировать, оживить поле традиционной народной культуры в ее локальных вариантах. Уже тогда было ясно, что фольклористика не может ограничиваться крупными столичными центрами. Такая централизация не способствует развитию науки. Никто лучше местных фольклористов не сможет собрать, сохранить, издать свой региональный материал, и нигде лучше, чем в регионах, он не будет воспринят. Жизнь доказала полностью правоту этой идеи. Сегодня в Центр приходит сотни изданий фольклора, выпущенных на местах. Но чтобы эта идея «заработала», нужно было показать её жизненность и важность. С этой целью Центр воссоздал в 1994 г. дореволюционный фольклористический журнал «Живая старина» (издавался в 1889 – 1917 гг.), спас от небытия научно-популярный журнал «Народное творчество», учредил научный альманах «Традиционная культура», отметивший в 2010 г. свое 10-ти летие. Вокруг них объединились лучшие силы российской науки и практики, они вошли в состав редколлегий, редсоветов, советов региональных представителей и т.п.

Публикации журналов оказались в русле наиболее крупных теоретических исканий в российской фольклористике, которая постепенно из науки об устно-поэтическом творчестве превратилась в науку обо всей традиционной культуре. Отражением этой тенденции стало постепенное расширение тематики исследований Центра: от первоначальных занятий лишь музыкальным фольклором, сбором его текстов пройден сложный путь к осмыслению различных явлений традиционной культуры в целом – игр, праздников, обрядов, ремесел и промыслов, фольклора малых социальных групп и Интернета.

На это были нацелены как научно-исследовательская, так и экспедиционная деятельность, результатом которой стали опубликованные в разные годы около ста сборников трудов и статей, монографий, учебных пособий, исследовательских проектов, в том числе по традиционной культуре районов Владимирской области, являющейся базовой для Центра. (Традиционная культура Судогодского края 1998 г.; Традиционная культура Гороховецкого края в 2-х т. М., 2004 г.; Традиционная культура Муромского края в 2-х т. М., 2008 г. и др.).

Особо нужно сказать об издательской программе Центра, ее смысле и задачах. Для нас публикация – это не только способ общения ученых или еще одно дополнение в научно-фактологический арсенал (по крайне мере, так выглядят публикации многих фольклорных материалов). Это, безусловно, важная задача. Но не единственная. Для нас публикация – это важнейший способ популяризации народной культуры, внедрения ее ценностей в сознание педагогов всех уровней и руководителей фольклорных ансамблей, школ, студий. Это и способ утверждения ценностей традиционной культуры в духовной жизни человека, семьи, коллектива. Это способ конкурентной борьбы традиционной культуры с массовой, с элитарной – за право быть представленной в общественной жизни, в СМИ и т.п. Поэтому Центр наряду с большими усилиями по реализации научных программ серьезную работу ведет по отбору, поиску и публикации программ, методик приобщения к творчеству. Журнал «Народное творчество» соединяет серьезную науку с практикой, вооружает последнюю новейшими технологиями, предлагает соответствующие методики, учит педагогов понимать ценности подлинные, вечные и мнимые, сиюминутные подделки.

Вышли в свет 9 выпусков серии «Сохранение и возрождение фольклорных традиций». Каждый выпуск посвящен различным аспектам традиционной культуры: это и концептуальные разработки по организации центров народной культуры, фольклорных студий, детских школ народных искусств (вып. 1); и рассмотрение новых методологических вопросов, связанных с культурно-экологической значимостью фольклорной традиции (вып. 2); и осмысление форм традиционного досуга и их реконструкция, характерная для отечественной культуры (вып. 3, 5, 6, 7, 8); и конкретный анализ произведений народного творчества (вып. 4); и проблемы взаимодействия различных пластов художественной культуры (вып. 9).

Среди монографий, изданных Центром, – «Фольклор и кризис общества» А.С. Каргина и Н.А. Хренова (1993); «Русь избяная» В.Г. Смолицкого (1993); «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции» А.А. Банина (1997); курс лекций А.С. Каргина «Народная художественная культура» (1997), который адресован студентам, избравшим своей специальностью традиционную культуру и народное искусство; «Мифология досуга» Н.А. Хренова (1998), «Предметные реалии русской волшебной сказки» В.Е. Добровольской (2009).

В Центре сложился научный коллектив, способный решать сложнейшие задачи современной фольклористики, который объединяет ученых разных поколений, чьи имена могут украсить любой научный коллектив страны; работают 3 доктора и 10 кандидатов наук.

Главными редакторами научных журналов являются известные ученые доктора филологических наук С.Ю. Неклюдов и В.Л. Кляус. Отделы музыкального и хореографического фольклора возглавляет кандидат искусствоведения Е.А. Зайцева, фольклорно-этнографический отдел кандидат филологический наук В.Е. Добровольская, отдел современного фольклора кандидат филологических наук М.Д. Алексеевский и т.д.

Полевые исследования проводятся главным образом в богатых традициями историко-культурных регионах России. «География» материала в архиве Центра охватывает Архангельскую, Белгородскую, Владимирскую, Волгоградскую, Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орловскую, Ростовскую, Смоленскую, Тверскую, Ульяновскую, Ярославскую области, Краснодарский и Ставропольский края, Удмуртию, Якутию. Сбор материала осуществляется в соответствии с плановыми научными темами: «Казачьи былины и былинные песни», «Трудовые артельные команды и припевки», «Музыка пастухов-рожечников», «Русские в иноэтническом окружении» и др.

В настоящее время фонограммархив содержит около 1000 магнитных пленок, что составляет более 18000 номеров фольклорных записей. Архив видеоматериалов основан в 1991 г. Видеосъемка проводилась в Курской, Белгородской, Вологодской, Пермской и Тверской областях.

Задачей Центра в плане координационных усилий стало регулярное проведение конференций и семинаров. Ежегодно в рамках Дней славянской письменности и культуры проводится конференция «Славянская традиционная культура и современный мир», на которую съезжаются ученые из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По материалам конференций центр выпустил серию сборников под общим названием «Славянская традиционная культура и современный мир» (13 выпусков).

Второй традиционной конференцией Центра стала конференция «Фольклор и художественная культура: история и современность». На ней обсуждается широкий круг вопросов, посвященных взаимодействию различных пластов художественной культуры: профессионального искусства, фольклора и массовой культуры. Особое внимание участники конференции обращают на функционирование так называемой «третьей» культуры, под которой понимается сочетание традиционного фольклора и элементов нефольклорного характера.

Одним из наиболее значимых проектов Центра, получивший огромный общественный резонанс, стали проводимые один раз в четыре года Всероссийские конгрессы фольклористов (2006, 2010 гг.). В них принимают участие фактически все ведущие специалисты страны и зарубежья, из всех регионов России, представляющие теоретиков, практиков, методистов, преподавателей, творческих деятелей. Так, в работе Конгресса в феврале 2010 г., приняло участие более 700 человек, в том числе из 15 зарубежных стран – Канады, Польши, Литвы, Украины, Белоруссии и др.

Значение Конгрессов трудно переоценить, прежде всего, с точки зрения подъема престижности фольклористики и фольклора. Не случайно на последний Конгресс откликнулись десятки периодических изданий, радио, телевидение. При этом, не менее важна и социальная роль Конгрессов. Участники Конгресса видят реальную позицию государства, общества, их поддержку этой важной сферы жизни (в частности, на проведение Конгрессов выделены немалые средства из Федерального бюджета).

Центр осуществляет серьезную международную деятельность, ежегодно направляя за рубеж до 30 профессиональных и любительских фольклорных ансамблей на международные конкурсы и фестивали. Конечно, не все, из задуманного двадцать лет назад, удалось реализовать. Остро не хватает своего концертного и выставочного зала, где можно было бы по-настоящему развернуть пропаганду лучших аутентичных образцов традиционной культуры. Эпизодические мероприятия, проводимые сегодня различными организациями «по случаю», не могут решить проблему. А значит – традиционная культура проигрывает в общественном сознании той культуре, которой она по определению не должна и не может проигрывать, – массовой, информационно-развлекательной.

Перешагнув свое двадцатилетие, Центр вновь нацелен как на планомерное развитие своих прежних замыслов и программ, так и выдвигает новые проекты, которые оказываются на острие социальной востребованности. Несколько лет Центр проводит конкурсный отбор завершенных работ фольклористов для их публикации. Опубликовано две серьезные монографии И. Амроян «Повтор в структуре фольклорного текста», и И.В. Корольковой «Лирические песни Северо-Запада России», на стадии подготовки работы С.И. Жданова из Самары, В.А. Апраксина из Волгоградской области.

Подобная помощь важна, прежде всего, региональным исследователям, не имеющим порой финансовых возможностей для публикации книги. В этом плане основной фактор – это научный уровень выполнения исследования.

Не менее перспективной выглядит и поддержка Центром инициативных программ регионов по подготовке крупных сводов по традиционной культуре. Сотрудники Центра выступают своего рода организаторами, помощниками, экспертами, научными редакторами, а весь авторский коллектив представлен местными учеными и специалистами. Это объединяющая идея порождает подлинный энтузиазм специалистов. В стадии завершения находится подготовка проекта «Традиционная культура Орловской области», согласуется проект «Традиционная культура Кемеровской области».

Как известно, Центр своими силами в течение 15 лет собирал материал во Владимирской области. Издал, как уже говорилось, несколько томов материалов по районам области. Ведется подготовка очередных томов. Но, как показывает не только практика Центра, но и других крупных научных центров – РАМ им. Гнесиных (по Смоленской области), Санкт-Петербургской консерватории (по Псковской области) и др., путь этот весьма дорогостоящий и длительный по времени. Сборник «Народная культура Псковской области» готовился несколько десятков (!) лет.

Центр считает, что наряду с такими программами могут иметь место иные варианты организации работы, а именно – организация и объединение местных специалистов в работе над сводом материалов своей области. Благо, что во многих областях России сегодня имеются крупные силы в вузах, музеях, библиотеках, других учреждениях, которые способны решать серьезные научные задачи. От столичных коллег требуется организационная поддержка, а на завершающей стадии – финансовая помощь. Что и обеспечивает Центр.

Интересным оказался и проект последних лет, связанный с проведением конкурса научных работ по фольклористике, опубликованных за определенный период. Первый такой конкурс, проведенный в 2007-2008 гг., собрал работы, увидевшие свет в 2005-2007 гг. В конце этого года планируется объявить конкурс на работы, опубликованные в 2008-2010 гг.

Сегодня острейшая проблема – это проблема межпоколенной и межличностной трансляции традиционной культуры. В фольклоре произошел разрыв межкультурной коммуникации. Выросли десятки поколений, чей опыт включения в повседневную культуру (в которой чаще всего проявляется традиция) минимален. С разрывом межпоколенных культурных связей необходим поиск новых путей, новых технологий включения человека, начиная с младенческого возраста, в этнокультурное пространство. Причем, это должна быть система, по типу системы образования. В этой системе каждое звено должно быть обязательным до определенного возраста. Система внешкольного образования может быть лишь дополняющей, а не основной, как она рассматривается сегодня.

Безусловно, это лишь видимая и наиболее острая часть вопросов. Подход к ним с «кондачка», с объявления той или иной методики в качестве единственной заведомо чреват серьезными изъянами.

Внедрение этнообразовательных программ это сложный взаимодополняющий поиск разных школ, разных практиков, методистов и педагогов. Реальное дело – это и есть тот показатель, который олицетворяет собой востребованность и культуры, и наших усилий.

Каргин Анатолий Степанович,
Генеральный директор
Государственного республиканского центра русского фольклора,
профессор


Дата создания: 20.02.2013 12:26
Дата изменения: 20.02.2013 12:26
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017