Карта сайта Версия для слабовидящих

Вся жизнь в культуре. Шубин Ю.А.

С культурой я связан практически на протяжении всей моей сознательной жизни. Могу точно сказать, если буду находиться вне культуры – морально погибну. Много лет назад свою трудовую деятельность я начинал заведующим передвижным клубом. Мы готовили мероприятия и вывозили их на село. Передвижной клуб – это такое советское ноу-хау. Оно и сейчас актуально, потому как в России полно сел, где нет стационарных учреждений культуры. Например, есть кустовой дом культуры, который вывозит свои мероприятия в сельские клубы или библиотеки, но автоклуб – это люди, коллективы, которые выезжали с подготовленными мероприятиями и показывали свои представления сельским зрителям прямо в поле или на ферме. Потом работал директором сельского дома культуры, заведующим отделом райкома КПСС, заместителем председателя и председателем райисполкома. Затем меня назначили заместителем главы администрации, Председателем комитета культуры, кино и туризма Новгородской области (с апреля 1986 по декабрь 2004 гг.). Сказали: «Ты единственный у нас в области специалист, – а у меня к тому времени уже было окончено культурно-просветительское училище, Новгородский педагогический институт и высшая партийная школа, – возглавляй всю культуру области». К этому времени я занимался другими хозяйственными вопросами, было много интересных проектов. Но после назначения, проработав два-три года, понял – это мое, родное, от своего призвания не уйти. Почти двадцать лет работал в этой должности.

За это время была проведена большая работа по сохранению и развитию культурного потенциала Новгородской области. Сохранялась и развивалась сеть областных и муниципальных учреждений культуры, укреплялась их материальная база. Были созданы областные учреждения культуры: Дом народного творчества, Детский культурный центр, Музей художественной культуры Новгородской земли, видеоцентр, центры российского кино и информационных технологий, открыто 15 муниципальных домов народного творчества.

В течение семи лет возглавлял Координационный совет по культуре Северо-Запада России. Вот уже 11 лет являюсь координатором с российской стороны Российско-Финляндского культурного форума.

На каком-то этапе ты понимаешь, что можешь и хочешь сделать что-то большее. Я бывал и ранее на заседаниях Координационного совета и понимал: мне есть что сказать и сделать, с учетом накопленного опыта. Впервые Координационный Совет был создан в 1987 г. как совещательный орган при Министерстве культуры РСФСР, куда вошли руководители органов культуры всех регионов и на котором обсуждались вопросы о том, как Министерству культуры России выстраивать культурную политику в стране, куда направлять в первую очередь средства, выделяемые Министерству на отрасль культуры. Помню первый Координационный совет (в те времена он назывался Федеральный Совет) прошел в Республике Марий-Эл. Без споров, понимая проблемы каждого региона, мы делили выделенные федеральные средства на реставрацию, строительство учреждений культуры, их оснащение оборудованием, строительство жилья для работников культуры. Да, тогда деньги выделялись Федерацией на эти цели, чего сейчас нет, что в принципе разрушил 131-ФЗ Закон о местном самоуправлении.

Надо отдать должное бывшему Министру культуры РСФСР Мелентьеву Юрию Серафимовичу, который очень много сделал для работников культуры, учреждений культуры, особенно в регионах, сельской местности. В обязательном порядке предусматривались средства на гастроли по регионам лучших театров, филармонических коллективов, отдельных исполнителей. Юрий Серафимович был уникальным Министром, истинным борцом за решение проблем, накопившихся в сфере культуры.

А какие проходили Всероссийские смотры художественного творчества, которые давали огромный стимул для развития народного искусства на местах! Все стремились попасть на заключительный показ в Кремлевском Дворце съездов, где обычно собирались лучшие самодеятельные творческие силы страны. На концерте присутствовали все члены Политбюро. И этого добивался, как мы его звали в кулуарах, "наш папа", Ю.С.Мелентьев. Работники культуры России до сих пор боготворят этого подвижника, человека любившего не только московское и питерское искусство, но, прежде всего, работников села, которые сохраняли и сохраняют наши российские традиции. Когда он появлялся в сельском клубе, всегда низко кланялся работникам культуры и говорил "Здравствуйте, люди песен достойные!". Не чурался вместе с ними, после мероприятия, сесть за стол, выпить рюмочку и закусить отварной деревенской картошкой с огурчиком. Много можно говорить о тех прекрасных временах и его замечательных людях.

Потом, как я уже говорил, прошло много лет, и я оказался сотрудником Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В декабре 2004 г. Министр А.С. Соколов назначил меня своим Советником по региональным вопросам. Я начал готовить первый Координационный совет. После административной реформы мы в новом Министерстве возобновили работу Совета, потому что он был нужен, как никогда. На мой взгляд, в период с 2002 по 2005 гг. был резкий отход Министерства культуры от региональной политики. Федеральная целевая программа «Культура России» работала только на центр.

Сейчас ситуация поменялась. Нынешний Министр культуры РФ А.А. Авдеев стремится вникать в проблемы регионов, и, наверное, впервые за многие годы, нерешенные вопросы, которые там есть, постепенно решаются. Координационный совет выполняет очень важную функцию – он дает возможность ориентироваться нам в культурном пространстве всей России, определяет самые актуальные проблемы отрасли культуры.

В Совет входят руководители органов культуры всех субъектов Российской Федерации. Раз в год Совет собирается в одной из территорий Российской Федерации, на заседание, посвященное конкретной теме. Такие заседания уже прошли в Санкт-Петербурге, в Чебоксарах, в Бурятии, в Воронеже и везде обсуждались наиболее острые проблемы, стоящие перед отраслью, в числе которых вопросы развития культуры села, проблемы художественного образования, традиционной народной культуры и многие другие. Помимо этого, один раз в год Совет собирается в Москве. На нем с итоговым докладом о результатах проделанной работы в отрасли культуры выступает Министр.

В первую очередь, Координационный совет активно участвует в выработке основных направлений государственной политики в области культуры. И они были одобрены Правительством Российской Федерации в 2006 г. Это прецедент – приняты основные направления госполитики, так необходимые для регионов России в послеперестроечный период. Такого внимания к культуре не было многие годы. Это большая победа. Ведь раньше отношение к культуре было по «остаточному принципу». Сейчас все меняется к лучшему. При подготовке к заседанию мы проводим мониторинг – собираем информацию со всей России. Очень важна та живая информация, которая поступает из регионов. На заседания Координационного совета приглашаются депутаты Государственной Думы, представители администрации Президента, Совета Федерации, профсоюзов – одним словом, присутствуют все ветви власти. На заседаниях, как правило, идет острая дискуссия.

Во-вторых, Координационный совет активно занимается законотворческой деятельностью. Россия – сравнительно новое государство. Был социализм, образовалась иная социально-экономическая формация, которая требует соответствующих законов. Прежние основы законодательства о культуре утрачивают свою актуальность. К примеру, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сфера культуры на муниципальном уровне была не прописана. По этому закону можно было, не задумываясь, закрывать учреждения культуры. Нам многое пришлось сделать, чтобы внести поправки в существующий закон в последний момент, и тем самым спасти от ликвидации десятки тысяч библиотек, музеев, домов культуры, музыкальных школ, домов народного творчества. В декабре 2006 г. были внесены поправки в закон, а с января 2007 г. он уже начал работать. Считаю, что мы сделали это вовремя.

Кроме того, вышел очень серьезный Закон «Об автономных учреждениях». Проект, который нам был предложен, как бы давал самостоятельность учреждениям культуры в решении всех финансовых и организационных вопросов, особенно боролись за этот Закон московские театры, которые финансово выглядят в десятки раз лучше, чем региональные. Их этот закон устраивал. Есть бюджетное финансирование по социальному заказу, и есть самостоятельность в решении всех творческих вопросов: определении репертуарной политики, выделении средств. Кроме этого, ты можешь, к примеру, открыть ресторан в театре и иметь дополнительный доход, сдать помещение в аренду за большие деньги. А в региональных театрах – гибель, там денег на культуру выделяется недостаточно не потому, что власть не желает это делать, просто у нас пока много дотационных территорий. Закон серьезно обсудили на заседании Координационного совета, обратились в Государственную Думу к депутатам, и они поддержали членов Координационного совета: были внесены и приняты соответствующие поправки, защитившие учреждения культуры от ликвидации или коммерциализации. По инициативе Координационного совета в 2007 г. Указом Президента РФ был учрежден наш профессиональный праздник – День работника культуры, который труженики и ветераны отрасли отмечают ежегодно 25 марта.

На сегодняшний день ряд серьезных проблем существует в художественном образовании. Я веду разговор о музыкальных школах, детских школах искусств. Нигде в мире нет уникальной системы трехуровневого музыкального образования. Для того, чтобы поступить в музыкальное училище, нужно иметь свидетельство об окончании музыкальной школы. Чтобы поступить в консерваторию, нужно окончить училище. На мой взгляд, это абсолютно правильная система. Весь мир восторгается нашим художественным образованием. Но в этой сфере есть очень серьезные проблемы. Когда принимали Закон «Об образовании», образование в сфере культуры и искусства прописали как дополнительное. А ведь речь идет о профессиональном образовании. Это целая система методологической работы с музыкальными школами и училищами, выстроенная до уровня Министерства культуры. Нельзя разрушать целостность, которая создавалась многими десятилетиями. Важно сохранить традиционное управление всем художественным образованием и, в частности, сохранить музыкальные школы в административных границах отрасли культуры. Важным шагом Министерства в решении всего комплекса проблем, сложившихся в системе художественного образования стала разработка и утверждение Правительством Российской Федерации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства.

Помимо этого, сегодня регионы ставят перед нами очень важный вопрос относительно стандартов услуг. Какое количество и на какое число жителей должно быть учреждений культуры? Какие основополагающие мероприятия эти учреждения должны проводить? Какой норматив финансирования на эти мероприятия и на содержание домов культуры должен выделяться?

Сегодня Министерство ведет большую работу по формированию нормативной правовой базы культурно-досуговых учреждений: подготовлена и утверждена Правительством Российской Федерации Методика расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в учреждениях культуры; утверждена номенклатура государственных и муниципальных услуг, выполняемых организациями культурно-досугового типа; разработаны примерные положения об учреждениях культурно-досугового типа; подготовлены методические рекомендации по разработке государственных заданий и рекомендованы укрупненные нормативы финансирования услуг; ведется работа по подготовке стандартов услуг, оказываемых учреждениями культурно-досугового типа и нормативов штатной численности этих учреждений.

Сегодня развитие культуры села является одной из главных задач государства. Все государственные интересы неразрывно связаны именно с этой областью, поскольку здесь воспитывается любовь к Родному краю, формируются духовно-нравственные ценности, закладываются основы социальной ответственности государства.

Село всегда было для России жизненной опорой, ведь именно сельское население страны сохранило основным приоритетом важнейшие человеческие качества: трудолюбие, милосердие, бескорыстие, порядочность. Словом, российское село – является хранителем основных нравственных ценностей общества.

В декабре 2006 г. на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации обсуждались проблемы традиционной народной культуры. Было рассмотрено несколько серьезных для всей отрасли вопросов, в частности, предложено провести корректировку Федеральной целевой программы «Культура России в 2006-2010 гг.» с целью укрепления материально-технической базы сельских учреждений культуры.

В 2009 г. в программу был включен раздел «Поддержка культуры народов Российской Федерации».

Кроме того, по инициативе Министерства были внесены поправки в Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 г.», в которой увеличено финансирование за счет средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию сельских учреждений культуры, поставку специализированного автотранспорта в муниципальные районы.

Вместе с тем, исходя из существующей практики, стоимость полного строительства сельского дома культуры в среднем составляет 100-150 млн. рублей, в связи с чем, определенный данной программой объем средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации позволяет осуществить полное строительство лишь 5 учреждений в год.

Очевидно, что мер, принимаемых сегодня как на федеральном, так и на региональном уровнях, не достаточно для эффективного развития культуры села.

Последние 15-20 лет материально–техническая база села не обновлялась. Регионы в рамках своего бюджета не в состоянии оснастить клубы новой звукотехнической и светотехнической аппаратурой, поменять кресла, одежду сцены, обновить библиотечный фонд. На селе аппаратура осталась на уровне катушечного магнитофона. Ведь в 90-е годы для культуры ничего не делалось. Истинную российскую культуру сохраняют люди, которые работают в сельских учреждениях. Благодаря этим энтузиастам сохраняется наша российская самобытность. Ведь в Москве и Питере в большей степени стилизованная культура. А корни наши сохраняются именно там – в российской глубинке.

Сегодня назрела острая необходимость разработки Государственной программы развития культуры села, в которую бы вошли: создание современной социальной инфраструктуры села и модернизация учреждений культуры; поддержка инновационных форм работы сельских клубов и создание многофункциональных культурных центров; сохранение культурного наследия; развитие сельских библиотек и поддержка гастрольной деятельности театров и концертных учреждений для жителей села.

За последние годы Президент России сделал очень много для поддержки наших творческих организаций, театров, музыкальных коллективов, оркестров. Сегодня гранты Президента для ведущих театральных коллективов России, музыкальные гранты для симфонических оркестров и академических хоров, а также гранты в области народного искусства дают возможность платить артисту в среднем 20-25 тыс. рублей. В 2006 г. было принято постановление Правительства РФ об учреждении Премии «Душа России» в области народного творчества. Ежегодно присуждается 15 таких премий и выделяется 100 грантов Президента РФ для общенациональных проектов. Каждый год мы получаем где-то 600-700 заявок, которые присылают нам на рассмотрение региональные музеи, библиотеки, дома народного творчества.

С 2010 г. увеличено с 20 до 25 число премий Правительства Российской Федерации в области культуры в размере 1 млн. рублей каждая, принято решение об увеличении суммы грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Общий объем финансирования в бюджете Минкультуры России на выплату грантов в 2010 году составит 50 млн. рублей, вместо 25 миллионов.

Кроме того, увеличена государственная поддержка творческим союзам для выплаты единовременной материальной помощи неработающим членам творческих союзов, находящимся на пенсии, а также деятелям культуры и искусства, являющимся членами творческих союзов, имеющим почетные звания "Народный артист СССР" и "Народный художник СССР" до 80 млн. рублей.

И наверное, одна из главных задач Министерства на современном этапе это разработка отраслевого закона «О культуре».

До настоящего времени вся деятельность в нашей сфере регулируется рядом федеральных и региональных законов, а также комплексом нормативных правовых актов, базу которых составляют принятые в 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Этот законодательный акт сыграл важную роль в формировании правовой базы Российской Федерации, но принятые за прошедшие десятилетия многочисленные федеральные законы в различных областях культурной деятельности, делают их применение практически не возможным.

Работа над проектом ведется Комитетом Государственной Думы по культуре совместно с Министерством. Концепция закона неоднократно обсуждалась на заседаниях президиума и Координационного совета по культуре.

Мы уверены, что принятие нового закона должно стать правовой базой для сохранения и развития культуры всей страны, быть фундаментом для последующего нормотворчества в нашей сфере.

Шубин Юрий Александрович,
Советник Министра культуры и массовых коммуникаций РФ по региональным
вопросам (декабрь 2004 г. по март 2005 г.),
Директор Департамента культуры Министерства культуры и массовых
коммуникаций РФ (апрель 2005 г. – 2007 г.),
Директор Департамента государственной политики Минкультуры РФ (2007г.),
Директор Департамента Генерального секретариата Министерства культуры РФ
(с 2008 г. по настоящее время)


Дата создания: 20.02.2013 12:22
Дата изменения: 20.02.2013 12:23
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017