Карта сайта Версия для слабовидящих

Служение культуре. Морозов Н.К.

Полвека моей трудовой деятельности прошло в органах и учреждениях культуры, в т.ч. более 20 лет с 1968 г. по 1991 г. – в Министерстве культуры РСФСР. Являясь пенсионером, и по настоящее время не порываю связи с родным Министерством.

В 2006 г. бывшие сотрудники Министерства – участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. избрали меня Председателем Совета ветеранов Министерства. Нас – участников войны осталось 15 человек. По мере возможности, сколько позволяет здоровье, все они активно участвуют в героико-патриотическом воспитании школьников.

К нам проявляет внимание и заботу руководство Министерства культуры. В дни Победы с нами ежегодно встречались Министры культуры Мелентьев Ю.С., Егоров В.К., Швыдкой М.Е., Соколов А.С., Авдеев А.А. Встречи всегда проходят сердечно и тепло.

Каждый из нас по-разному пришел к служению культуре. Вот как было со мной…

Лето 1953 г. Северный флот, город Североморск. Борт эскадренного миноносца «Оберегающий». Самый пик периода холодной войны. Старшему матросу команды рулевых Морозову – руководителю флотской художественной самодеятельностью корабля – поступила вводная – в ближайшие 2-3 дня быть готовыми к выступлению самодеятельных артистов прямо на палубе корабля.

Военные моряки, не в ущерб боевой подготовке, регулярно выступали в Доме офицеров города Североморска, в т.ч. и моряки нашего эсминца, но вот быть готовыми к выступлению на палубе корабля – это впервые.

Каково же было наше удивление, когда на наш корабль, только что вернувшийся с учений в Баренцевом море, пожаловала Министр культуры РСФСР, только что образованного в России нового министерства, Зуева Татьяна Михайловна. Командир корабля, офицеры и все матросы торжественно встретили Татьяну Михайловну – веселую, радостную, несколько стеснявшуюся таким морским приемом. Польщенные присутствием такой высокой гостьи участники самодеятельности дали на корабле отличный концерт. Лихая морская пляска, песни, гармонь, матросский юмор покорили Министра, и мы были удостоены высокой похваля и рукопожатия. Для меня, руководителя художественной самодеятельности, этот концерт запомнился на всю жизнь.

Уже много лет спустя, работая в центральном аппарате Министерства культуры РСФСР, я понял, что встреча на палубе военного корабля с Первым Министром культуры РСФСР – не случайность, а судьба. Поэтому и ВУЗ мной был выбран без колебаний – Московский институт культуры.

А до того?!

Детство мое пришлось на военное лихолетье, вспоминаю его в стихах:

В «войну» мы тогда не играли,
Ребята московских дворов,
А в жизни ее испытали,
Мальчишки военных годов.
Худы, угловаты, гривасты,
В тринадцать непризнанных лет,
Досыта мы ели не часто,
Утрами вставали чуть свет.
Землю на себе мы пахали,
Мы знали блокаду, детдом,
Отцам мы своим помогали,
В смертельной их битве с врагом.
Усталые руки, худые,
В мозолях, в железной пыли,
И волосы наши седые,
От тягот военной поры.
Хватало нам трудного дела,
С лихвою, тогда и потом,
Война наши судьбы задела,
И врезалась острым углом.

Уже в августе 1941 г. начались налеты фашистской авиации на Москву. Мы – мальчишки дежурили на крышах домов, тушили зажигалки. Отец и два старших брата на фронте и мать, от беды подальше, отправила меня к бабушке в деревню Верейскую (ныне Наро-Фоминского района). И кто бы подумал, что и до этих мест Подмосковья, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашистам удастся продвинуться. Я, как и многие наши соотечественники, испытал все ужасы трехмесячной фашистской оккупации. Уже много лет спустя мне довелось в качестве полпреда Министерства в составе группы с симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер Китаенко Д.Г.) быть с гастролями в ФРГ. И глядя на заполненные до отказа площадки поклонников классической музыки, ухоженные города, благополучие немецкого общества, думалось: «Ну, как же так?! Немецкая нация, которая дала мировой культуре и Бетховена, и Гёте, и Карла Маркса, как же эта нация могла убивать ни в чем не повинных людей на оккупированных территориях нашей Родины?»

В конце 50-х годов прошедшего столетия жизнь меня вновь «свела» с культурой. По заданию ЦК ВЛКСМ группа активистов была направлена в село Петрищево, место гибели Зои Космодемьянской. Посещение музея, в рамках проведения в Москве Всемирного фестиваля молодежи, запланировали несколько молодежных делегаций ряда стран. Обеспечить проведение мероприятий в Петрищево входило в круг наших обязанностей, за что я лично был награжден Почетной грамотой Министерства культуры СССР, подписанной Екатериной Алексеевной Фурцевой.

Вот так жизнь и связала меня с работой в органах и учреждениях культуры Подмосковья и Москвы, а в 1968 г. я был принят на работу в Министерство культуры РСФСР. Инспектор, начальник отдела, Заместитель начальника Управления – вот вехи моей трудовой деятельности в Министерстве. Наиболее значимые решения Министерства в эти годы: усиление вертикали власти, т.е. повышение роли Министерства в руководстве культурным развитием на местах; расширение межнациональных культурных связей АССР, краев и областей России; организация соцсоревнования местных органов культуры за лучшее культурное обслуживания сельского населения. И мне довелось быть причастным к решению этих вопросов.

Значительное повышение роли Министерства в культурном развитии России в 70-80 годы произошло благодаря тому, что в эти годы Министерство культуры возглавлял крупный организатор культурного строительства в России Юрий Серафимович Мелентьев, его заместители Василий Михайлович Стриганов, Владимир Васильевич Кочетков. Мне посчастливилось в эти годы работать с такими замечательными товарищами, руководителями отраслевых управлений Министерства, как Борис Николаевич Бачалдин, Анатолий Николаевич Баданов, Владимир Николаевич Кудряков, Алексей Дмитриевич Понько, Игорь Николаевич Романов, Борис Юрьевич Сорочкин, Владислав Степанович Ходыкин, Сергей Михайлович Шишкин.

Хочу заметить, что работа в Министерстве – это совсем нелегкое дело. Она требует широкого государственного кругозора, глубоких знаний, высокой ответственности за порученный участок работы, умение анализировать и вырабатывать реальные предложения по своему направлению для последующего принятия государственных решений. Очень важно уметь работать с людьми, особенно с творческой интеллигенцией, создателями художественных произведений, предметов искусства.

Государственный служащий – он лишь тогда настоящий «слуга государства», когда работает с полной отдачей. Горжусь тем, что все двадцать лет моей работы в Министерстве меня окружали в большинстве своем именно такие товарищи по работе.

Морозов Николай Кириллович,
Около 50 лет работал в органах и учреждениях культуры,
из них более 20 лет в Министерстве культуры РСФСР,
Заслуженный работник культуры РСФСР


Дата создания: 18.02.2013 09:43
Дата изменения: 18.02.2013 09:44
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 08:06 26.03.2017