Карта сайта Версия для слабовидящих

Воспоминания о хорошем. Таишев М.М.

Прежде чем изложить в небольшой статье свои фрагментарные воспоминания о проведенной работе за годы моей работы Министром культуры Республики Татарстан, я хотел бы высказать свое мнение об отношениях, сложившихся в те годы в работе с Министерством культуры РСФСР. Ведь от взаимоотношений с руководством Министерства, с работниками аппарата, от их отношения к республике, к сотрудникам нашего министерства во многом зависело решение большинства вопросов в сфере культуры и искусства.

С большим удовлетворением вспоминаю годы совместной деятельности с коллегами из Министерства культуры РСФСР. Все основывалось на взаимопонимании, уважительном отношении и доверии. Не помню, чтобы я не мог попасть к Министру и его заместителям, не надо было унижаться, ждать, терять время и тратить нервы. Всегда проявлялся интерес к делам в республике, чуткое, внимательное отношение к работникам культуры, деятелям искусства. Вопросы рассматривались и, в основном, решались положительно и оперативно. Все это придавало дополнительный стимул, хороший настрой в работе и, естественно, было о чем доложить, вернувшись с командировки. Тем более, что то время было временем централизованного материально-технического обеспечения объектов культуры и искусства, рассмотрения и утверждения бюджета в Министерствах финансов и культуры РСФСР. Было значимо, с чем же ты вернулся из Москвы. Помнится, незабываемым событием явилось выделение 28 автоклубов для учреждений культуры и 6 автобусов для театров и библиотек республики. И это притом, что мы в плановом порядке получали 14–18 единиц этой техники ежегодно. Думается, такая поддержка осуществлялась с учетом реальных дел, достижений Татарстана в сфере культуры и искусства.

Встречаясь в отделах Министерства со специалистами и обсуждая различные вопросы, я неоднократно убеждался, как квалифицированно подходили они к поднимаемым проблемам и, главное, прекрасно владели положением дел на местах. При этом, удивляло их внимательное и чуткое отношение к кадрам культуры на местах, которых они прекрасно знали, которых привлекали к взаимопроверкам, обмену опытом работы, проводимым регулярно. Этому способствовали также семинары, совещания, курсы повышения квалификации кадров, организуемые Министерством в плановом порядке. Надо отдать должное системе, когда специалисты сельских учреждений культуры – клубные работники, библиотекари, преподаватели детских музыкальных и художественных школ, средних специальных учебных заведений, музейные работники постоянно привлекались к повышению своих знаний, поиску нового, передового, обмену опытом. Такая система действовала как в масштабах России, так и на республиканском и областном уровнях. К сожалению, сегодня такая действенная система переподготовки кадров нарушена, по моим наблюдениям, редко проходят заседания Коллегии Министерства, в своем роде огромной школы по обмену опытом работы, критической оценки состояния культурологической работы и, в целом, состояния культуры и искусства.

Волею судьбы, нашему поколению пришлось поработать и в период советской власти, централизованного руководства сверху вниз, и захватить период перемен, преобразований, когда все рушилось, ломалось, устанавливались рыночные отношения – шло становление нового государственного строя, когда не было ясности, что же мы строим – то ли социализм, то ли капитализм с «человеческим лицом», то ли еще что-то другое.

Творческие коллективы, учреждения культуры многонациональной суверенной Республики Татарстан оказались в гуще событий, вызванных всеми этими преобразованиями. В этих сложных условиях Министерство культуры делало все возможное для того, чтобы сохранить вековые культурные традиции, богатое духовное наследие, чтобы помочь работникам культуры, деятелям искусства пережить трудности, неизбежно возникающие при таких коренных преобразованиях.

Учитывая, что в такое бурное время ломаются иногда судьбы людей, и чтобы защитить и сохранить коллективы учреждений культуры и искусства, нашим Министерством культуры был подготовлен и подписан Президентом Татарстана Указ «О неотложных мерах по социально – экономической защите работников культуры и искусства», принят целый ряд постановлений кабинета Министров, предоставляющих гарантии государственной поддержки и социальной защиты театров, музыкальных и танцевальных коллективов, всех других учреждений культуры. Для приоритетного финансирования учреждений культуры и искусства, различных культурных программ и мероприятий создан Фонд поддержки развития культуры при Президенте.

В своих действиях в то время мы исходили из принципа: нет культуры – нет нации. Именно такой принцип был заложен в принятую Государственную программу развития культуры в Республике Татарстан на 1991–1995 гг. Программа, направленная на возрождение духовных начал, национального достоинства, на использование во всей полноте культурного наследия татарского народа, духовных ценностей, созданных многими поколениями народов, проживающих на татарстанской земле, сыграла огромную положительную роль в деятельности учреждений культуры и искусства.

Основной формой реализации Государственной программы стала концепция развития национальных культур, различных направлений искусства, а также целевые программы культурного развития, утверждаемые Главами администраций, Советами народных депутатов и обеспечиваемые за счет их собственных ресурсов. Внедрилось территориальное управление деятельностью учреждений культуры, был передан ряд функций Министерства культуры на места. Как ожидалось, последовательная, подготовленная экономическая и юридическая передача прав на места принципиально изменит ситуацию в сфере культуры. К сожалению, благие пожелания не всегда исполняются так, как хотелось бы. На мой взгляд, произошло отдаление местных органов культуры от деятельности Министерства культуры, отделов культуры друг от друга. По причине уменьшения финансирования сферы культуры на местах прошли сокращения, увольнения работников культуры, во много раз сократилось строительство учреждений культуры в сельской местности и др. Отказ от проведения семинаров, совещаний в масштабах республики, проведения заседаний Коллегии Министерства – все это привело, как мне кажется, к самоизоляции территориальных органов культуры, «каждый варится в своем котле» – как заявляют начальники управлений и отделов культуры районов и городов.

Представляется, так произошло по всей матушке Руси. Где сегодня гремевшие в свое время Всероссийские смотры коллективов художественной самодеятельности (их нет и в республиках, и в областях), смотры – выставки народных умельцев, мастеров прикладного искусства, фестивали коллективов детской художественной самодеятельности, Всероссийские конкурсы чтецов, баянистов и т.д.? Прекратилась организованная гастрольная деятельность концертных и театральных коллективов. Сельский зритель сегодня лишен возможности общения с большим искусством. Благо, если снизойдет до приглашения своего любимого приближенного певца какой-нибудь сегодняшний толстосум или администрация на местах надумает выделить средства на просмотр спектаклей известного театра или музыкального коллектива. Такие вот времена, такие нравы.

Я немного ушел в сторону от изложения сути Государственной программы развития культуры, хотя перед собой такую задачу и не ставил. Просто хочу привести еще один факт того, как серьезно и тщательно готовили мы этот документ, так же, как и другие. В ходе его подготовки Министерством культуры с привлечением специалистов было обследовано состояние материально-технической базы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, детских музыкальных и художественных школ, других объектов и учреждений культуры и искусства. Изучали обеспеченность населенных пунктов, районов и городов учреждениями культуры согласно установленным нормативам. Составлялись планы программы ввода новых объектов в районах и городах. Хотя необходимо, наверное, отметить, что на протяжении многих лет республика занимала одно из ведущих мест в России по выполнению социально – экономической программы в области развития материально – технической базы учреждений культуры и искусства. Только за 1989–1991 гг. на строительстве объектов культуры было освоено 33,3 млн. рублей (по тем временам большие средства) капитальных вложений, введены в эксплуатацию 117 клубов, 2 музыкальные школы, 2 кинотеатра и 3 историко – мемориальных музея. Эти голые цифры вроде бы сами по себе ничего и не значат. Но в сравнении с тем, что со времен перестройки таких показателей и в помине не было, и нет, эти результаты как бы высвечивают отношение к обсуждаемой сфере в столь недалекие времена и, конечно, сегодня.

Хотелось бы вспомнить еще об одной интересной и волнующей меня проблеме – это памятники.

Республика богата многочисленными памятниками истории и культуры. На начало 90-х годов на территории Татарстана было выявлено их более 5 тысяч.

Исходя из необходимости усиления работы в области сохранения, консервации и реставрации исторических памятников, сокровищ культуры и искусства, мы одной из главных задач в этот период считали задачу выявления и обследования памятников, определения их исторической, научной, художественной ценности, поскольку без данных результатов нельзя было представить масштабы и значимость богатства, оставленного предшествующими поколениями, и, соответственно, принять меры по внедрению их в культурный оборот.

Было принято решение о проведении сплошного обследования территории республики с целью выявления, изучения и паспортизации памятников истории и культуры, подготовки «Свода памятников истории и культуры». Под патронажем и непосредственным финансированием Министерством культуры Татарстана в 1989 г. в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР была создана группа, а с 1990 г. – отдел Свода памятников истории и культуры, который с 1997 г. был передан Институту истории АН Республики Татарстан. Группы специалистов выехали во все города и районы республики. Обследование показало, что на изученных территориях имеются памятники по своей исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, не уступающие памятникам, состоящим на государственной охране. Были выявлены более 1700 памятников истории и культуры и включены в «Списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Из них – более 1500 памятников связаны с историей и культурой татарского народа и его предков. Кроме того, итогом изучения памятников археологии явилась вновь составленная «Археологическая карта Татарстана». По мере подготовки учетной документации (учетных карточек и паспортов) и проведения историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, они ставились на государственную охрану. В 1990-е годы постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, Глав администраций городов Казани, Набережные Челны и ряда других на государственную охрану регионального (республиканского) и местного (городского, районного) значения было принято более 500 памятников.

На охрану поставлены многочисленные культовые здания (мечети и медресе, соборы, церкви, часовни, синагоги, молельные дома), жилые и общественные здания, а также объекты, связанные с именами общественных деятелей, революционеров, деятелей науки и культуры. И что интересно, в государственные списки памятников включены архитектурные сооружения советского периода. Это такие же памятники для будущего подрастающего поколения.

Так, если в 1987 г. на государственной охране состояло всего 8 мечетей и 2 медресе (из них лишь две мечети находились вне Казани), то в настоящее время на государственной охране находятся более 100 мусульманских культовых зданий. Среди них удивительно сохранившиеся сельские культовые здания конца 18 начала 19 веков, вызывающие живой интерес не только у жителей сел и районов, но и представляющие огромный научный пласт для изучения научной общественностью.

В 1998 г. «Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля», «Болгарский историко-архитектурный комплекс» и «Ансамбль городской застройки бывшего г. Свияжска» были представлены в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО и включены в Предварительный список всемирного культурного и природного наследия по Российской Федерации (список ожидания).

Уникальность Казанского Кремля как исключительного свидетельства исторической непрерывности и культурного многообразия в течение длительного периода времени была подтверждена 30 ноября 2000 г. на Сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии включением его в Список всемирного культурного и природного наследия.

В процессе работы над Сводом памятников истории и культуры были выявлены новые аспекты и вопросы изучения многовековой истории и наследия народов республики и татарского народа. Поэтому, в целях сохранения и пропаганды культурных и исторических ценностей, связанных с историей формирования и развития татарского народа, в местах его компактного проживания начата работа по их выявлению и изучению, которая продолжается и в настоящее время. Результатом столь важного труда должен стать «Свод памятников истории и культуры татарского народа».

В своей деятельности по выявлению новых памятников, в осуществлении реставрационных работ мы всегда находили понимание соответствующих инстанций Российской Федерации. Двери Министерства культуры России, его отделов и различных подразделений, занимающихся вопросами памятников, всегда были открыты перед нашими специалистами. Обоснованные советы, своевременные консультации, научные анализы представляемых документов благотворно способствовали выработке новых подходов в решении возникающих проблем.

Именно такой подход, взаимопонимание общих задач позволили включить во вновь утвержденный Список исторических городов и населенных пунктов Российской Федерации ряд наших новых объектов. В него вошли: Казань (рубеж X–XI в.), Елабуга (XI в.), Бугульма (1781 г.), Булгар-Спасск (X–XV вв., 1781 г.), Биляр-Билярск (X–XIII вв., XVII в.), Мензелинск (1781 г.), Мамадыш (1781 г.), Тетюши (1578 г.), Чистополь (1781 г.), Лаишево (1557 г.), Свияжск (1551 г.), Менделеевск (1781 г.). А раньше в этот Список входил только один город – Казань. Вероятно, дальнейшие исследования и изыскания дадут возможность расширить этот список, главным образом, за счет исторических сел и деревень.

В последние годы, наряду с охраной отдельных памятников истории и культуры, все больше внимания стало уделяться сохранению историко-культурных территорий (исторических городов и поселений, музеев-заповедников) или крупных фрагментов исторических городов, отличительной чертой которых является органическая взаимосвязь природного и культурного наследия. В период моей работы в республике создана целая сеть государственных музеев-заповедников, историко-культурных заповедных территорий, которые призваны были вести работу по сохранению уникальных историко-культурных и природных объектов:

Свияжский архитектурно-художественный музей – филиал ГМИИ РТ (1987 г.), Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1990 г.), Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Высокогорском районе (1992 г.), Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник в Алексеевском районе (1992 г.), Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (1995 г.), Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ленино-Кокушкино» (2003 г.).

Сегодня мы являемся свидетелями того, как за последние годы преобразился Казанский Кремль. Из руин восстановлен Пушечный двор, отреставрирован Губернаторский дворец (Резиденция Президента РТ), построены Соборная мечеть Кул-Шариф, отреставрированы Благовещенский собор и Юнкерское училище, где создан комплекс музеев, в том числе, Эрмитажный Центр, Художественная галерея и Музей исламской культуры.

Результат археологических исследований на территории Казанского Кремля и городов Казани, Елабуги, Болгарского, Билярского и ИскеКазанского заповедников и других объектов прошли научную апробацию на симпозиумах и конференциях, доведены до сведения научной общественности и получили широкое освещение в средствах массовой информации. В 2005 г. был принят Указ Президента Республики Татарстан о праздновании в 2007 г. 1000-летия города Елабуги.

Организуя работу, мы старались подходить комплексно к реставрации определенных категорий памятников истории и культуры, на основе долговременной (до 2000 г.) программы реставрации и использования памятников истории и культуры. Это позволило нам провести значительные ремонтно-реставрационные работы на памятниках Казанского Кремля, Казани, Булгар, Свияжска, Елабуги и Чистополя, культовых зданиях, памятниках, связанных с именами выдающихся деятелей.

Считаю примечательным явлением проведение реставрационных работ по укреплению фундамента и восстановлению легендарной башни Сююмбеки (имела сильный наклон), воссоздание в целях восстановления исторической справедливости и культурной преемственности мечети Кул Шариф в Казанском Кремле. Серьезное внимание уделялось реставрации памятников татарского национального зодчества в населенных пунктах Заказанья.

К сожалению, имеются и факты, вызывающие тревогу за состояние дел в сохранности памятников, организации реставрационной работы. В последнее время наметились тенденции, свидетельствующие о том, что организация реставрационного дела ведется не на должном уровне и, как особая профессиональная сфера, реставрация начинает деградировать. Кроме общих причин, связанных с переходом на рыночные отношения, резким сокращением финансирования, ростом стоимости строительных материалов, беспокойство вызывает и уменьшение культурного, интеллектуального слоя специалистов, составляющих научную основу реставрации из-за отсутствия условий для их профессиональной подготовки и дальнейшего развития. Резко возросло число подрядчиков, которые не имеют опыта реставрации и не владеют технологией таких работ, становится все больше сторонников замены подлинных памятников на воспроизведенные копии.

Встречаются случаи разрушения, уничтожения памятников. И это, к сожалению, делается при попустительстве и не без ведома тех, кто должен стоять на страже последних – это и Мэрия Казани, и Министерство культуры республики, и другие органы управления, имеющие отношение к памятникам. И, кажется, в этом вопросе долго еще не будет наведен порядок, так как много еще лакомых кусочков земли, занятых памятниками, привлекающих интерес сегодняшних, неожиданно разбогатевших материально, но, к сожалению, не нравственно. Сколько потеряно в Казани объектов деревянного зодчества, улиц, могущих стать памятниками под открытым небом, домов и зданий, связанных с именами известных людей, выдающихся деятелей культуры и искусства, просветительства, образования и науки. Этим фактам оценку смогут дать, наверное, только потомки.

В сфере культуры и искусства всегда остро стояла проблема состояния материально-технической базы учреждений культуры и искусства, вопрос финансирования капитального строительства постоянно оставался актуальным. Тем не менее, оглядываясь назад и вспоминая только некоторые объекты, которые в свое время были построены, отремонтированы или отреставрированы, можно отметить, что наши усилия не прошли даром.

С каждым годом постепенно увеличивалось финансирование отрасли на реконструкцию и строительство, что позволило резко увеличить ввод в эксплуатацию и модернизацию объектов культуры. Так, в 1997 г. завершена реконструкция паркового ансамбля Государственного музея изобразительных искусств РТ, отреставрирован и открыт музей Б.И. Урманче в Казани, в 1998 г. закончена реставрация и реконструкция Татарского государственного ансамбля песни и танца, введен в эксплуатацию учебный корпус Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева, в 1999 г. завершены реставрация и реконструкция Казанского хореографического училища и здания Мензелинского государственного татарского драматического театра, построен 30-ти квартирный жилой дом в Мензелинске для работников театра, реконструкция Республиканской юношеской библиотеки и введены в эксплуатацию производственные мастерские Татарского государственного академического театра имени Г. Камала и многие другие объекты. Радует то, что все это нашло дальнейшее продолжение в делах нынешних. Открытие новых музеев Ш. Марджани, М. Магдеева, Х. Туфана, ввод в эксплуатацию I очереди Казанского театра юного зрителя, Национального музея Республики Татарстан, завершение I очереди Казанского государственного академического Большого театра им. В.И. Качалова, завершение работы реставрации здания Татарского государственного академического театра им. М. Джалиля и т.д. говорит о том, что в республике поддерживаются и продолжаются заложенные традиции.

Свое место в сохранении культурного наследия народов Татарстана занимали и занимают музеи, хранящие, изучающие и пропагандирующие значительную и своеобразную часть этого наследия. Татарстан давно стал одним из музейных центров России, благодаря богатой истории музейного дела и музейным традициям.

Невиданные ранее масштабы и динамику музейная жизнь республики приобрела с конца 80-х годов прошлого века, когда развитие культуры в республике стало осуществляться в новых социально-экономических условиях становления суверенитета Татарстана, возрождения национального самосознания. Начался активный процесс создания и открытия в районах и городах республики музеев историко-краеведческого профиля и мемориальных музеев, посвященных видным деятелям культуры и искусства: музей С. Сайдашева, архитектурно-этнографический комплекс К. Насыри в с. Большие Ачасыры, музей композитора Ф. Яруллина в Мамадышском районе, писателя Ш. Маннура в Арском районе, художника Б. Урманче в Казани, историко-мемориальный и этнографический комплекс Г. Исхаки в с. Кутлушкино Чистопольского района, музей Б. Пастернака в Чистополе, выдающегося чувашского педагога и просветителя И.Я. Яковлева в Тетюшском районе и др. Достаточно сказать, что музейная сеть в этот период увеличилась в 3,5 раза.

Большие усилия пришлось приложить Министерству культуры республики для придания процессу строительства и открытия новых музеев организованный плановый характер. Выступающие против этого ссылались на отсутствие финансов, высказывались сомнения в необходимости увеличения количества музеев, в возможности их дальнейшего содержания и эксплуатации. Наша позиция в этом вопросе была однозначной – жители каждого района должны знать историю своего края, города, района, села, своих выдающихся известных уроженцев. В этом смысле неоценима роль музеев как познавательных, научно – исследовательских, воспитательных центров. Наша идея придания музейному строительству организованный, плановый характер нашла поддержку и в правительстве. Поэтому Государственная программа развития культуры в Республике Татарстан до 1995 г. и Республиканская программа развития культуры на 1998–2001 гг., утвержденные правительством Татарстана, нашли поддержку и одобрение у широкой общественности, в научных кругах, у деятелей культуры и искусства. В качестве основного принципа развития музейной сети была выдвинута идея государственной поддержки общественной инициативы в создании музеев, что выразилось, прежде всего, в переводе на государственный бюджет музеев, работающих на общественных началах. Таким образом, музейные коллекции памятников истории и культуры, собранные энтузиастами – краеведами, получили вторую жизнь в государственных музеях.

Думаю, что одним из условий успешного развития музейного дела стала централизация музейной сети. В результате создания Государственного объединенного музея Татарии, сложной многопрофильной системы со своими принципами функционирования, значительно повысился уровень экспозиционной, научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельности музеев, улучшилась их материально-техническая база. Дальнейшее расширение музейного объединения за счет включения в него новых, строящихся музейных объектов, подтвердили целесообразность такого управления музейным строительством.

К слову сказать, разделение собственности согласно принятым законодательным актам в 2000-х годах привело к децентрализации музейной сети, что, в конечном счете, ухудшило положение дел в муниципальных музеях. Этот акт явился очередным разрушительным фактором сложившейся отлаженной системы, как и всего нормально функционирующего в старые добрые времена. Это не невосприятие нового, а не восприятие безумной, непродуманной ломки того хорошего, полезного, что наработано было временем.

В годы моей работы деятельность Министерства была направлена не только на создание и открытие новых музеев, но и на поддержку различных культурных и выставочных проектов. Яркими, запоминающимися событиями в культурной жизни России и Татарстана стала серия крупнейших выставок в музеях Казани из собрания Государственного Эрмитажа: «Сокровища Хана Кубрата», «Сокровища Золотой Орды» (Государственный музей изобразительных искусств РТ), «Памятники исламского искусства» (НКЦ «Казань») и др.; выставки в Москве в Государственном историческом музее – «Сокровища музеев Татарстана», в Государственной Третьяковской галерее – «Музей изобразительных искусств Республики Татарстан» в рамках проекта «Золотая карта России».

Данные мероприятия стали праздником как для жителей столицы и всей республики (организовывались экскурсии из многих районов), так и для гостей Казани. Тысячи и тысячи людей выражали свою благодарность за предоставленную возможность окунуться в мир незабываемых шедевров, своими глазами увидеть исторические сокровища.

Эти выставки стали не только замечательными событиями в музейном мире, они явились демонстрацией возможностей взаимной, целенаправленной деятельности Министерств культуры России и Татарстана, известных российских и татарстанских музеев. Как мне представляется, такие крупные проекты явились новыми формами, направлениями в организации работы, в культурной жизни Российской Федерации.

Многое было сделано по улучшению материально-технической базы музеев. Была развернута крупномасштабная реконструкция и реставрация одного из крупнейших музеев России – Государственного объединенного музея Республики Татарстан, аккумулирующего в своих фондах богатейшие коллекции по истории и культуре народов многонационального Татарстана. Несмотря на отсутствие средств на капитальное строительство за счет денег, выделяемых на капитальный ремонт, было построено здание фондохранилища Государственного музея изобразительных искусств РТ, проведены реконструкция флигеля и создание экспозиции музея Е. Боратынского, реставрация и строительство пристроя литературно-мемориального музея А.М. Горького и многое другое.

Таким образом, не растеряв наследия, доставшегося нам от предков, мы сумели не только сохранить, но и преумножить его, заложив прочный фундамент, на котором сегодня строится вся музейная отрасль культуры.

Еще хотелось бы вспомнить о волновавшем в то время вопросе – о суверенитете республики. Считаю, что с принятием Декларации о суверенитете в государственной политике в области культуры произошли серьезные перемены. Новая культурная политика была направлена в созидательное русло и благоприятствовала дальнейшему развитию культуры и искусства. Это показывает анализ проведенной в те годы работы по возрождению духовного и культурного наследия татарского народа.

За небольшой промежуток времени было принято около 40 основополагающих документов по вопросам развития национальной культуры (Указы Президента и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан). Поддержка наших начинаний руководством республики позволила осуществить большое количество крупных и интересных мероприятий. Это проведение международных фестивалей, конкурсов и форумов. Среди них фестиваль камерной музыки «Европа – Азия», международный оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина и фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, фестиваль искусств детей народов Татарстана, конкурс «Татар жыры» («Татарская Песня»), конкурс оперных певцов, праздник «Играй, гармонь» и другие, вышедшие за рамки республиканского значения.

В те годы значительно активизировались контакты учреждений культуры и искусства республики с профильными учреждениями в других регионах, усилился поиск новых совместных форм деятельности. Взаимоотношения между Татарстаном, республиками, краями и областями стали строиться на основе заключаемых договоров и составляемых на основе их планов мероприятий. За короткое время было заключено более 20 договоров и соглашений с различными регионами по линии Министерства культуры Республики Татарстан и с 25 регионами по линии Республиканского научно – методического центра народного творчества, Национальная библиотека Республики Татарстан сотрудничает с более чем 40 издательствами. Проводилась большая работа с национальными диаспорами на территории Татарстана и в регионах компактного проживания татарского населения. Это также оживило культурную жизнь республики. Стали привычными межреспубликанские смотры, фестивали, конкурсы, учебно–методические семинары, научно–практические конференции, фольклорные праздники и другие мероприятия.

Благодаря самостоятельности мы увеличили число творческих коллективов – появились новые национальные коллективы, молодежные театры в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, танцевальный ансамбль «Булгар» и камерный оркестр в Набережных Челнах. Взят под юрисдикцию республики Казанский цирк, созданы Государственный центр сбора, хранения и пропаганды татарского фольклора, 36 народных коллективов и 47 национально – культурных центров.

Суверенитет создал предпосылки для решения многоплановой проблемы библиотек в области развития национальных культур и реализации национально – культурных запросов. Стала ощутимой помощь Национальной библиотеки Татарстана в обслуживании представителей татарской национальности за пределами республики. Библиотека приступила к реализации разработанной системы взаимообмена книгами на языках народов Поволжья с национальными библиотеками этих республик для ретроспективного комплектования фондов. Было положено начало формированию национальной коллекции через международный книгообмен и взаимную информацию с крупнейшими библиотеками мира, такими, как библиотека Конгресса США, Нью-Йоркская публичная библиотека, библиотека Стамбульского университета и др.

Продолжая тему суверенитета, можно было бы обозначить вопросы подготовки национальных кадров, открытия татарских отделений в средних специальных училищах, Казанской государственной консерватории и Академии искусств и культуры, расширения творческих контактов во всех сферах культуры, организации персональных выставок художников Татарстана в таких странах, как Голландия, Германия, Турция, США и т.д. (такого вообще ранее не было), организации международных праздников поэзии и многое другое. Но рамки одной статьи не позволяют изложить в широком плане тот огромный пласт работы, который незаметно осуществлялся работниками культуры и искусства – бесконечно преданными своему делу людьми и бескорыстно отдающими свои знания, опыт, навыки. Культпросветработники, как их называли в народе, зажигали искры, которые поддерживали огонь в очагах культуры, разраставшиеся впоследствии в яркое пламя вечного искусства.

Годы работы в Министерстве культуры Татарстана и далее работа, связанная с культурой и искусством, оставили у меня самые хорошие впечатления. Работники аппарата, а их было всего 23 человека, были прекрасными специалистами, жили одной семьей, делали одно дело – дело служения культуре и искусству, преданно и беззаветно. Не считаясь с семьями, болезнями, через «не могу» – они всегда были в командировках, в поездках, проводили фестивали, конкурсы и всевозможные различные мероприятия, при этом, как известно, получая мизерную заработную плату. Коллектив был стабилен, един, не было жалоб ни в какие инстанции. Многие специалисты работали по 25–30 и более лет. И это оправдывало себя – нас ждали не только в районах и городах республики, очень часто приглашали по обмену опытом, по оказанию помощи в организации мероприятий в соседние регионы, где компактно проживало татарское население.

Наши специалисты постоянно привлекались Министерством культуры Российской Федерации для участия в составе различных комиссий по обмену опытом работы, постоянный контакт осуществлялся со многими отделами. Мы, в свою очередь, никогда не встречали отказа, приглашая специалистов из Москвы, всегда встречали взаимопонимание и поддержку. По-другому не могло и быть – мы все понимали, что наша общая деятельность направлена на благородное дело – дело процветания культуры и искусства.

Таишев Марсель Масгарович,
Министр культуры Республики Татарстан (1985–1999 гг.)


Дата создания:
Дата изменения: 07.02.2013 13:46
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 19:54 23.06.2017