Карта сайта Версия для слабовидящих

Глава II. Государственное управление культурным строительством. 1936 год — апрель 1953 года

К концу 30-х годов в РСФСР существенно выросли масштабы деятельности учреждений культуры и искусства, значительно возросла роль культуры в духовной жизни общества, в решении социально-экономических задач, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, укрепления обороноспособности государства. Выросла грамотность населения — основа культуры. В 1939 году грамотность населения РСФСР составляла в среднем 81,9% (в царской России — 24%), а среди мужчин грамотность достигла 92,3%. В школах обучалось 20,4 млн человек (в 1914–1915 годах — 5,5 млн человек). Грандиозные успехи были и в высшем образовании. Действовало 470 вузов (в 1914–1915 годах — 71). В них обучалось 400 тысяч студентов. В техникумах обучалось 605 тысяч человек. Значительно расширилась сеть учреждений культуры и искусства. На 1 октября 1939 года действовало 54 119 массовых библиотек, 40 956 клубных учреждений (из них 33 000 — избы-читальни), 559 музеев, 449 театров, 727 научно-исследовательских учреждений. В 1938 году издавалось более 1 000 наименований журналов и 1 277 газет с разовым тиражом 26 710 экземпляров. В начале 1940 года в СССР действовало более 12 000 киноустановок в городах и 18 800 в деревнях. Значительно вырос отряд творческой интеллигенции, ее участие в развитии литературы и искусства.

В связи с увеличением количества школ и дошкольных учреждений Наркомпрос не мог в полной мере уделять должного внимания и растущим объемам деятельности учреждений культуры и искусства, увеличившейся потребности еще более широкого развития культуры в целях удовлетворения растущих духовных запросов населения. Встал вопрос о создании самостоятельных (вне Наркомпроса) государственных органов управления культурным строительством в РСФСР и СССР.

Развитие культуры требовало усиления государственного управления, координации и концентрации руководства, повышения организационного и профессионального уровня деятельности соответствующих структур власти.

В 1936–1937 годах были созданы Комитет по делам искусств при Совнаркомах СССР и РСФСР; Управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совнаркоме РСФСР; Народный комиссариат кинематографии.
На них были возложены задачи государственного управления культурным строительством в РСФСР. Они действовали почти 17 лет, до апреля 1953 года. В них работал большой отряд квалифицированных управленцев. На их счету много полезных и интересных дел. В целом они смогли обеспечить дальнейшее развитие культуры и искусства в сложных условиях предвоенной поры, четырехлетней Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, послевоенного восстановления народного хозяйства, нарушенного жестокой войной, особенно на оккупированных немецко-фашистскими захватчиками территориях РСФСР.

Значительную роль в государственном управлении культурой и искусством сыграл Комитет по делам искусств при СНК СССР, созданный постановлением Совнаркома от 17 января 1936 года. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) от декабря 1935 года, предрешившем создание Комитета, было определено главное назначение Комитета — руководить всеми делами искусства.

Первым Председателем Комитета с 17 января 1936 г. по 15 января 1938 г. был Керженцев Платон Михайлович (1881-1940 гг.), член ВКП(б) с 1904 г., в 1918-1919 годах — член Коллегии Наркомпроса, с 1919 г. — ответственный руководитель РОСТА, зам. Заведующего агитпропотдела ЦК ВКП(б), 1930-1936 гг. — Председатель Комитета радиовещания. Теоретик пролеткультовского театра, отрицавший классический реализм и предреволюционные театральные искания. В этом же духе он действовал и на посту руководителя Комитета. Его политика вызвала глубокое недовольство деятелей искусства.

Немногим более года с 19 января 1938 г. по 1 апреля 1939 г. Председателем Комитета работал Назаров Алексей Иванович, бывший заместитель Заведующего отделом ЦК ВКП(б) по печати, а его заместителем и Начальником управления театров стал Храпченко Михаил Борисович. Начальником управления изобразительного искусства был назначен Солодовников А.В., с февраля 1938 г. он стал Начальником театрального управления. Начальником Главреперткома при Комитете был Вдовиченко. Назаров А.И. был освобожден по болезни.

С 1 апреля 1939 г. по 25 января 1948 г., почти 10 лет, Комитетом по делам искусств при СНК СССР, и позже, с 15 марта 1946 г. при Совмине СССР, руководил видный деятель литературы и искусства, литературный исследователь и критик Храпченко Михаил Борисович (1904–1986). Член ВКП(б) с 1928 г., с 1931 г. руководил учебной частью Института литературы и искусства Коммунистической Академии, затем Заведующий кафедрой русской литературы Института красной профессуры. В 1967 г. стал академиком АН СССР, в 1960-1980-е годы руководил филологической наукой. Заместителем Председателя Комитета работал И.И. Анисимов.

У Председателя Комитета М.Б. Храпченко была сосредоточена огромная власть. В аппарате Комитета работали чуть более 300 сотрудников. В Комитет входило девять управлений: музыкальных учреждений, музыкальных театров, драматических театров, по контролю за репертуаром, изобразительного искусства, цирка, учебных заведений, кадров, промышленных предприятий и снабжения. Некоторые управления позже стали Главными управлениями. Комитет контролировал издательства «Искусство», «Музыка», «Советский художник», «Советский график», «Издательство ВТО», «Издательство Музфонда». Кроме административных рычагов М.Б. Храпченко имел и финансовую власть, которая распространялась также на писателей и поэтов. С 1940 г. руководил Литературным фондом. Подконтрольны Комитету были и Всероссийское театральное общество, Союз архитекторов, оргкомитеты Союзов композиторов и художников. М.Б. Храпченко был представителем Правительства в Комитете по Сталинским премиям и в Президиуме профсоюза работников искусств, руководил Художественным Советом по театру и драматургии. Некоторые деятели искусств называли его «маршалом советского искусства», «министром культуры». Его организаторские способности ценил И.В. Сталин, хотя к нему было неоднозначное отношение секретаря ЦК ВКП (б) А.А. Жданова, ведающего идеологическими вопросами. В Правительстве Храпченко поддерживал руководитель Бюро по культуре Правительства К.Е. Ворошилов. В периоде плодотворного государственного руководства культурным строительством во главе с Председателем Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко можно выделить ряд особенностей.

Страна переживала сложное время предвоенных, военных и первых послевоенных лет, потребовавших невероятного напряжения всех сил народа. Объективно к культуре предъявлялись повышенные требования в интересах мобилизации населения на решение возникших в стране сложных задач.

В эти годы вели активную деятельность выдающиеся, весьма авторитетные в стране и мире представители творческой интеллигенции — писатели, поэты, театральные режиссеры и драматурги, композиторы, артисты с различными взглядами на художественное творчество, представлявшие различные художественные школы и направления. Большинство из них являлись яркими творческими индивидуальностями.

От представителей государственных органов культуры требовалось особое умение и навыки работы с творческой интеллигенцией, учитывая еще и необходимость строгого исполнения в работе с интеллигенцией партийных установок по вопросам развития культуры и искусства.

И, наконец, созданный Комитет не имел еще достаточного опыта работы. К руководству Комитетом пришли молодые люди. Храпченко было лишь 34 года. Такого же возраста были и другие руководители. Им приходилось изучать театр, драматургию, музыку, изобразительное творчество, находить рычаги воздействия на творцов искусств, проявляя терпение, дипломатичность, четко и ясно ставить задачи и настойчиво их реализовывать.

В этих непростых условиях Комитет и его руководство в основном успешно действовали, выполняя функции регулирования государством культурного строительства, и вписали одну из ярких страниц в развитии культуры и искусства. М.Б. Храпченко завоевал высокий авторитет у большинства выдающихся деятелей литературы, театра, художников и музыкантов. Он был сторонником многообразия течений и форм в искусстве, свободного творчества, его гуманистического содержания.

В июне 1939 г. состоялась Всесоюзная режиссерская конференция, на которой выступили Храпченко и Солодовников. Руководитель Комитета подтвердил курс на развитие «творческой индивидуальности театров», на свободу выбора репертуара. В январе 1939 г. на общемосковском собрании драматургов М.Б. Храпченко подтвердил, что театральный коллектив должен самостоятельно создавать репертуар и нести ответственность за свою работу.

Культурная политика в государстве вырабатывалась в Политбюро, Оргбюро и Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Этим Управлением руководил Г.Ф. Александров, его заместителями работали А.М. Еголин, П.Н. Поспелов, заведующий отделом искусств — П.И. Лебедев, заведующий отделом культурно-просветительных учреждений — Д.А. Поликарпов.

По инициативе Комитета Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило «Художественный Совет при председателе «Всесоюзного комитета по делам искусств». Он состоял из трех секций: театра и драматургии, музыки и изобразительных искусств.

В секцию театра и драматургии вошли: Вл. И. Немирович-Данченко, Б.В. Щукин, А.А. Хорава, С.М. Михоэлс, А.Б. Бучма, К.А. Тренев, А.Н. Толстой, Н.Ф. Погодин. В секции музыки: С.А. Самосуд, Р.М. Глиэр, У. Гаджибеков, И.О. Дунаевский, Н.Я. Мясковский, В.В. Барсова. В секцию изобразительных искусств: А.М. Герасимов, В.И. Мухина, Б.В. Иогансон, И.Э. Грабарь, В.А. Веснин.

Все они внесли заметный вклад в разработку советской темы в искусстве. Они представляли различные художественные школы, некоторые из них были связаны с новыми течениями в искусстве.

В декабре 1939 г. Правительство постановило учредить премии имени Сталина (по 100 тыс. рублей каждая). Учрежден «Комитет по Сталинским премиям в области искусств и литературы». Политбюро определило состав Комитета: председатель — Вл.И. Немирович-Данченко, заместители председателя Р.М. Глиэр, М.А. Шолохов и А.П. Довженко и 36 членов, в т.ч. Храпченко и Александров. Секции возглавляли: по литературе — А.Н. Толстой, по театру и кино — И.М. Москвин, по музыке — Р.М. Глиэр, по ИЗО — И.Э. Грабарь.

Проявляя незаурядный талант руководителя, М.Б. Храпченко продолжал налаживать общественные связи, укреплять престиж Комитета на основе расширения права «общественного мнения», но не забывал и указаний высших партийных инстанций. На совещании драматургов в марте 1940 г. он подтвердил, что «мы не позволяем себе мелочной опеки», но и «отстаиваем идейную помощь». Разъяснил установки XVIII съезда ВКП(б) (доклад В.М. Молотова) о необходимости отражения в советской драматургии и других видах искусств образа «советского человека, который преодолевает трудности нашего строительства», что в искусстве нужны «большие характеры советских людей».

В конце 30-х годов Комитетом проведены многочисленные смотры, конкурсы, творческие конференции детских, молодежных и колхозносовхозных театров, оркестров народных инструментов, артистов оперы и балета, эстрады. Организовано Всесоюзное концертно-эстрадное гастрольное объединение, Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр народных инструментов, Государственный джаз, Оперный ансамбль, Московская филармония. В 1940 г. открыт Концертный зал им. П.И. Чайковского. Выросла сеть учебных заведений культуры и искусства.

В начале Великой Отечественной войны Комитет по делам искусств развернул большую организаторскую работу по эвакуации деятелей искусств и учреждений культуры из столицы и других центров страны.

К ноябрю 1944 г. в восточные районы страны было эвакуировано около 60 театров из Москвы, Ленинграда и других городов. Большая группа старейших деятелей искусства эвакуирована в Нальчик, а затем в Тбилиси. М.Б. Храпченко выезжал в Ленинград, в Куйбышев, на Западный фронт. К заботам о репертуаре, о руководящих творческих кадрах добавились заботы о жизни деятелей искусств, их материальном обеспечении.

В докладе «Искусство на службе Отечественной войны» на собрании работников искусств в Куйбышеве 4 февраля 1942 г. Храпченко говорил об отклике интеллигенции на призыв Сталина «Все для разгрома гитлеризма». В 1942 — 1943 гг. начался уже процесс реэвакуации театров в Москву (МХАТ, Большой театр). Большое значение во время войны приобретали духовно-исторические ценности русского народа. В 1942г. организуется Государственный хор русской песни (руководитель А.В. Свешников). На Сталинскую премию были выдвинуты оперы М.В Коваля «Емельян Пугачев», «Иван Сусанин», с новым текстом С.Н. Городецкого.

В среде творческой интеллигенции все эти годы шло противостояние с одной стороны национально-романтических исканий в искусстве и литературе, национального, русского, с другой стороны — классового, советского, политического подходов, имели место стилистические разногласия. Часть интеллигенции (А.Н. Толстой) требовали свободы творчества, невмешательства в творчество, отрицали социальный заказ.

Обстановка была очень противоречивой. А.А. Жданов, Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) особый упор делали на отражение в искусстве современной темы с партийных позиций того времени, не могли терпеть «надпартийной правды» и внеклассовой этики в искусстве. Комитету (М.Б. Храпченко), стоявшему ближе к творческой интеллигенции, требовалось в своей работе все это учитывать, лавировать, очень много работать с каждым деятелем искусства, внимательно к ним относиться, проявлять чуткость и заботу, ориентируясь, прежде всего, на сочетание эстетического и политического в содержании, форме, стиле произведения. Например, в это время много споров вызывало отношение к творчеству новаторов-композиторов Д.Д. Шостаковича, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова; писателей и драматургов Н.Ф. Погодина (пьесы «Лодочник», «Сотворение мира», А.Н. Толстого («Иван Грозный»), Л.И. Леонова («Метель»), В. Катаева («Домик»), М.Э. Казакова («Когда я один»), К.А. Федина («Горький среди нас»), А.Т. Твардовского («Василий Теркин»); художника П.Д. Корина (триптих «Александр Невский»). В этих произведениях авторы обращались к народным истокам.

Критерием оценки художественной ценности произведения у Храпченко были пробуждение в произведении радости, силы, желания жить, бороться и победить.

В Комитете в это время рассматривались вопросы отношения к деятелям искусств, оказавшимся в эмиграции, полагая, что возвращение некоторых из них обогатило бы национальную культуру. Возвратившиеся из эмиграции художники И.Я. Билибин и его жена А.В. Щекотихина-Потоцкая талантливо выполнили эскизы декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», создали иллюстрации к лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», иллюстрации былин. Щекотихина-Полоцкая в 1944 г. расписала две вазы «Александр Невский» и «Дмитрий Донской».

Возвратился композитор С.С. Прокофьев, создавший в России много новых сочинений. Осенью 1943 г. в Россию вернулся А.Н. Вертинский. Широкое распространение получила музыка С.В. Рахманинова, находящегося в эмиграции. В первый послевоенный сезон были организованы «Рахманиновские дни» с циклом концертов и научных сессий. В печати появилась серия статей, освещавших достижения С.П. Дягилева, К.А. Коровина, И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина. В европейских столицах было широко представлено русское народно-национальное искусство.

Вместе с тем, давление на Комитет (Храпченко) со стороны Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б() усиливается.

В декабре 1943 г. Секретариат ЦК ВКП (б) принял постановление «О контроле над литературно-художественными журналами» и «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов». Жестокой проработке подверглась книга К.А. Федина «Горький среди нас». В марте 1944 г. обвинили А.П. Довженко в отрицании классовой борьбы. 18 апреля 1946 г. на совещании по улучшению агитационно-пропагандистской работы Жданов потребовал резко изменить репертуарную политику театров.

В августе 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Затем приняты постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», о кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» (февраль 1948 года).

Этими документами был дан сигнал к суровой критике творчества А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа, С.С. Прокофьева, В.Я. Шебалина, В.И. Мурадели, Д.Д. Шостаковича, Г.М. Козинцева, В.И. Пудовкина, С.И. Юткевича, С.М. Эйзенштейна. Главная задача состояла в том, чтобы «приструнить» интеллигенцию, повернуть ее лицом к «социалистическому реализму». Только 20 октября 1988 года Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» было отменено ЦК КПСС как ошибочное, в котором были искажены ленинские принципы работы с художественной интеллигенцией, грубой и необоснованной критике были подвергнуты видные писатели.

После посещения 5 января 1948 г. Сталиным и Ждановым оперы «Великая дружба» в Большом театре 26 января 1948 г. Политбюро ВКП (б) постановило сменить администрацию Комитета по делам искусств. Храпченко был освобожден «как не обеспечивший правильного руководства», якобы поощрявший формалистические искусства.

Представление о работе М.Б. Храпченко с творческой интеллигенцией, а также возможность познания процессов, происходивших в искусстве 40-х годов, знакомство с художественным колоритом той эпохи, масштабом личности руководителя Комитета по делам искусств дает эпистолярное наследие — изданные письма к М.Б. Храпченко 126 выдающихся деятелей литературы, театра, музыкального и изобразительного искусств. Среди них письма Вл.И. Немировича-Данченко, Д.Д. Шостаковича, А.Н. Толстого, Н.Ф. Погодина, Б.А. Пастернака, К.А. Федина, И.А. Орбели, В.И. Мухиной, И.А. Грабаря, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, И.Ф. Шаляпина.

Новым Председателем Комитета по делам искусств был утвержден Лебедев Поликарп Иванович, бывший Заведующий отделом искусств Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б). Позже, с 1953 г. по 1972 г., заместитель директора и директор Третьяковской Галереи. В должности Председателя комитета он проработал с 4 февраля 1948 г. до 24 апреля 1951г. За это время он запретил исполнять 8 произведений Шостаковича, в театрах сократил 22 тысячи штатных единиц. Был закрыт Музей нового западного искусства. Картины художников-импрессионистов отправлены в запасники. Деятели искусства Лебедева называли «полным профаном».

С 24 апреля 1951 г. по 15 марта 1953 г. Председателем Комитета был назначен Беспалов Николай Николаевич (1906-1980 гг.), член ВКП(б) с 1926 г., с 1938 г. работал инструктором в ЦК ВКП(б), с 1938 г. в Комитете по делам искусств при СНК на различных руководящих должностях. С 1953 г. — заместитель Министра культуры СССР, в 1954 г. — зам. Председателя правительства РСФСР, с 1959 г. по 1962 г. — директор музея Л.Н. Толстого.

6 февраля 1945 г. постановлением СНК РСФСР был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений (КПУ) при СНК РСФСР, преобразованный в 1946 г. в Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР. Руководителем Комитета была назначена Леонтьева. Комитет работал до 25 апреля 1953 г. и был ликвидирован в связи с образованием Министерства культуры РСФСР. В Комитет входили инспекция при Председателе Комитета, планово-финансовое управление, управление библиотек, управление клубных учреждений, управление пропаганды, отдел учебных заведений и централизованная бухгалтерия. Также был уполномоченный Комитета по делам КПУ при Совмине РСФСР по Берлину в 1945-1949 гг.

В субъектах РСФСР действовали автономно-республиканские управления по делам КПУ, краевые и областные отделы по культурно-просветительской работе. В Комитете проходили совещания работников КПУ, на которых обсуждались вопросы по музыкально-зрелищной, физкультурной, затейно-игровой работе, состояние и деятельность библиотек и музеев, в т.ч. работа Государственного музея И.С. Тургенева в Орле и его филиала в Спасском-Лутовинове, Московского Планетария, научно-методического кабинета, Центрального лекционного бюро и т.д.

В Комитете утверждались и рассматривались положения и штатные расписания о районных отделах культуры и методических кабинетах, о краеведческих и других музеях, о районных и сельских лекториях, о проведении выставок работ самодеятельных художников, смотрах художественной самодеятельности, планы работы, сметы расходов и отчеты Государственной библиотеки им. Ленина, Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Центральной библиотеки иностранной литературы, вопросы приема иностранных делегаций и направления в загранкомандировки. Был создан Госкультпросветиздат. Комитет занимался всем комплексом культурно-просветительной работы. В то время были заложены основы культурно-просветительной работы будущего Министерства культуры РСФСР. В июне 1947 г. было проведено Все российское совещание по культурно-просветительной работе, на котором были определены задачи дальнейшего развития культпросветработы, особенно, на селе.

В эти же годы действовал Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Руководил Комитетом Будаев Сергей Александрович, ранее работавший в ЦК ВКП(б). Заместителями руководителя были Малышев Юрий Владимирович, Глина Алексей Георгиевич, Ширяев Кирилл Иванович. Начальником отдела учебных заведений работал Щепалин Глеб Александрович, начальником театрального отдела — Ефремов Виктор Павлович, начальником управления ИЗО — Калашнев Филипп Васильевич, старшим инструктором по театрам — Скачков Игорь Павлович, кадры режиссеров театров курировала Казарова Ида Сергеевна. Комитет располагался в здании Политехнического музея на Лубянке. В Комитете работала коллегия, на которой рассматривались важнейшие вопросы деятельности учреждений искусств РСФСР. Комитет осуществлял централизованное управление театрами и концертными организациями всей России.

Тяжелым испытанием для страны явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., первые послевоенные годы восстановления народного хозяйства. Главное внимание всех государственных органов культуры СССР и РСФСР, всех учреждений культуры и искусства, творческой интеллигенции было сосредоточено на мобилизации народа средствами литературы, журналистики, культуры и искусства на победу в войне, на культурном обслуживании частей действующей армии и флота, а также военизированных тыловых учреждений и организаций. В начале войны Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР совместно с Военно-шефской комиссией ЦК профсоюза работников искусств взяли на себя централизованное руководство военно-шефской работой. Они организовывали фронтовые артистические бригады, фронтовые театры, оказывали помощь художественной самодеятельности.

Центральная военно-шефская комиссия, ее областные и районные отделения, совместно с органами и учреждениями культуры проводили работу по культурному обслуживанию военнослужащих на мобилизационных и сборных пунктах. Все артисты театральных и концертных коллективов, художественной самодеятельности страны активно включились в эту работу, считали своим патриотическим долгом выступать в военных госпиталях не только в залах, но и даже в палатах, где лечились раненые, на железнодорожных вокзалах, где останавливались военные эшелоны.

В первые ноябрьские дни, когда враг находился в 30-40 км от Москвы, по поручению Сталина Г.К. Жуков обратился к артистам Большого театра с призывом: «Нам нужна ваша помощь! Сейчас для бойцов работа Большого театра — это моральная поддержка фронта. Тогда каждый боец будет стоять за двоих. Начало спектаклей означает, что ни одно государство мира не открывало театра, когда враг стоял в тридцати-сорока километрах от города. В современные дни искусство для фронтовиков нужно как хлеб, как окопная солдатская махорка!...»

19 ноября 1941 г. в филиале Большого театра на Пушкинской улице состоялся необыкновенный концерт артистов оперы и балета. Начался он в час дня. Трижды прерывался из-за воздушной тревоги и завершился в шесть часов вечера. От имени фронтовиков артистов поблагодарил командующий 16-й армией Рокоссовский. 22 ноября уже другие фронтовики слушали С. Лемешева и Н. Бурлака в опере «Евгений Онегин», а 23 ноября смотрели балет «Тщетная предосторожность». Вся Пушкинская площадь была заполнена перекрашенными в белый цвет фронтовыми машинами. И так продолжалось все годы войны. Перед фронтовиками выступали И. Козловский, С. Лемешев, М. Рейзен, В. Барсова, В. Михайлов, Д. Ойстрах.

28 октября 1941 г. в четыре часа дня у колонн Большого театра разорвалась полутонная бомба. Разрушилась часть фасада. Нарушена была часть потолка театрального зала. Концерты и спектакли артистов проходили в других помещениях, в том числе, в Кремле.
В конце 1943 г. основная труппа Большого театра вернулась из Куйбышева в Москву. Большой театр заработал в полную силу. Он всегда был заполнен военнослужащими. Здесь проходил также конкурс, на котором выбирали мелодию для нового Гимна Советского Союза. Утвержден Государственный Гимн СССР «Союз нерушимый республик свободных», на текст С.В. Михалкова и Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова. 1 января 1944 г. новый Гимн Советского Союза впервые прозвучал по радио. Исполнил его оркестр Большого театра под управлением А. Мелик-Пашаева.

В художественном обслуживании фронтов участвовало 45 тыс. творческих работников. Они дали 1350 тыс. концертов. Во время войны выступали 3952 артистические бригады, в т.ч. в Москве было сформировано свыше 700 бригад. Среди участников фронтовых бригад были корифеи русской сцены И.М. Москвин, А.К. Тарасова, Н.К. Черкасов, М.И. Царев, А.А. Яблочкина. В помощь армейской художественной самодеятельности было послано 435 режиссерских инструкторских бригад. Огромную работу провели фронтовые театральные коллективы, созданные во время войны на базе ведущих театров страны. Например, театр, созданный на базе ГИТИСа в 1942 году из выпускников 4 курса, провел 1500 выступлений на фронтах. Центральный театр Красной Армии (сейчас Центральный академический театр Российской Армии) направил на фронт 19 бригад. Последняя 19-я бригада давала концерты уже в победном 1945 г. в Берлине. Фронтовой отряд им. Евгения Вахтангова за 11 месяцев непрерывных боев прошел с частями от Воронежа до Киева, от Дона до Днепра и дал на передовой линии более 500 спектаклей и концертов.

К 1944 г. работали 25 фронтовых театров и их филиалы. Действовала Дирекция фронтовых театров. Они продвигались по фронтовым дорогам вслед за наступающей армией. В репертуаре театров были военно-патриотические и героические пьесы, произведения русской и зарубежной классики.

Значительный вклад в художественное обслуживание Советской армии внесло Всероссийское театральное общество. 3 июля 1941 г. Президиум ВТО принял решение о работе по созданию патриотического репертуара театров, формированию театрально-концертных бригад. Было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад.

Огромная работа была проведена Комитетом по делам искусств по эвакуации и спасению фондов музеев и художественных галерей (Третьяковки, Эрмитажа и др.). Коллекции Исторического музея, Музея революции, ценные фонды Библиотеки им. В.И. Ленина, Исторической библиотеки и Библиотеки иностранной литературы были вывезены в Кустанай. На базе эвакуированных киностудий «Ленфильма» и «Мосфильма» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. На этой студии было создано около 80% всех отечественных и художественных фильмов во время войны.

Многие музеи в годы войны также проводили активную работу. За годы войны музеи организовали 227 выставок, в т.ч. многие экспозиции о войне. В 1944 г. музейной работой было охвачено 1,2 млн человек.

Около 200 художников, призванных в действующую армию, работали во фронтовой печати, создавали плакаты, листовки. Художники создали многие сотни значительных, высокохудожественных произведений живописи, графики, скульптуры, составивших художественную летопись войны. Проведены многие сотни художественных выставок.

Вместе с советскими воинами по фронтовым дорогам шли писатели, поэты, композиторы. Книгой, стихами, музыкой, средствами изобразительного искусства они воспитывали ненависть к врагу, любовь к Родине, укрепляли уверенность в победе. В действующей армии работали композиторы М. Фрадкин, Т. Хренников, Б. Мокроусов, В. Мурадели. В 1944 г. на фронтах находилось около 800 писателей. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза (Мусса Джалиль, П. Вершигора, А. Гайдар, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, Е. Петров).

Мощным средством воспитания воинов было киноискусство. Более 150 кинооператоров находились на передовой линии фронта и в партизанских отрядах.
24 августа 1941 г. мастера искусств, эвакуированные в Нальчик, дали первый концерт в Фонд обороны. В концерте приняли участие народные артисты В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, композитор С. Прокофьев. В годы войны в выходные дни и в неурочное время были организованы 5270 концертов и спектаклей. Общая сумма средств, поступивших в Фонд обороны, составила 98 млн рублей.

За годы войны в РСФСР было разрушено более 4 тысяч библиотек. В них погибли свыше 2 млн книг, разгромлено 8 тысяч клубных учреждений, 117 музеев. Пострадали богатейшие музеи Ленинграда, Новгорода, Пскова, Подмосковья. Из царских дворцов в Пушкине, Павловске, Гатчине, превращенных в 1917 г. в музеи, были вывезены в Германию гарнитуры стариной мебели, ценные книги, произведения изобразительного искусства. Фашистами были осквернены пушкинские места в Михайловском, «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого, музей-квартира П.И. Чайковского в Клину и многое другое. Практически полностью были разрушены учреждения культуры и искусства Ростова, Сталинграда, Пскова, Воронежа... История не знала столь чудовищных разрушений культурных учреждений, памятников истории и культуры.

После войны перед республиканскими и местными органами культуры встала тяжелейшая задача восстановить разрушенные памятники истории и культуры и развить заново сеть учреждений культпросвета. Активно восстанавливались дворцы и памятные места Ленинграда и его пригородов, архитектурные исторические памятники Новгорода, Смоленска, Пскова, Суздаля, реставрировались усадьбы А.С. Пушкина в Михайловском и Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и др.

Создавались новые музеи, в т.ч. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, музей В. Васнецова, музей А.С. Пушкина в Москве, Бородинская панорама, а также многочисленные музеи, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Восстановлен памятник 1000-летия России в Новгороде, разобранный немецко-фашистскими захватчиками.

Уже к 1947 г. сеть культпросвет учреждений почти достигла довоенного уровня, а к 1953 г. сеть учреждений культуры значительно превысила довоенный уровень. Отдельные музеи начали восстанавливаться уже в ходе освобождения территории. Например, Государственный Бородинский музей-заповедник возобновил свою работу в 1944 г., а Дом-музей П.И. Чайковского в Клину — 1 марта 1942 г. был открыт для посетителей.

В победе над фашистской Германией помимо экономического фактора решающую роль сыграло морально-политическое единство русского народа и других народов, живущих в России, глубокие чувства патриотизма, осознание смертельной опасности, нависшей над Отечеством. Велик вклад творческой интеллигенции — писателей, поэтов, журналистов, художников, композиторов, кинематографистов, ученых, преподавателей, артистов в воспитание патриотизма и готовности народа к самопожертвованию.

Патриотические голоса, призывы с особой силой звучали в созданных во время войны и в первые послевоенные годы талантливых, ярких произведениях М. Шолохова, А. Толстого, И. Эренбурга, Вс. Вишневского, Л. Соболева, Н. Тихонова, К. Симонова, А. Фадеева, Л. Леонова, В. Гроссмана, А. Бека, Ф. Гладкова, стихах А. Твардовского, А. Суркова, С. Щипачева, С. Маршака, Е. Долматовского, М. Исаковского, О. Берггольц, В. Инбер, М. Алигер, М. Шагинян и др. Мощное развитие получила массовая песня, созданы высокохудожественные произведения детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто, А. Гайдар). Печатаются произведения А. Толстого, А. Чапыгина, Ю. Тынянова, О. Форш, С. Сергеева-Ценского, В. Соловьева, С. Бородина. На сцены театров выходят пьесы К. Тренева «Любовь Яровая», Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», Вс. Иванова «Броненосец 14-19», К. Симонова «Парень из нашего города», «Русские люди»; А. Афиногенова «Накануне», Мдивани «Батальон идет на запад», К. Финка «Петр Крымов» и «Рузовский лес». В музыкальных театрах появились оперы «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Мастер из Кламеи» Д. Кабалевского, «В бурю» Т. Хренникова, «Семен Котко» С. Прокофьева.

Появились замечательные произведения русского симфонизма выдающихся композиторов Н. Мясковского, Д. Шостаковича (особенно, пятая симфония, квинтет и седьмая симфония, созданные в осажденном Ленинграде). Тема войны звучала в кантате Д. Кабалевского «Родина великая», оратории М. Коваля «Народная священная война», в опере И. Дзержинского «Кровь народа». Появились балеты Р. Глиэра «Красный мак», Б.В. Асафьева «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», звучали массовые песни И. Дунаевского, Дм. и Дан. Покрасс, А. Александрова, В. Захарова, М. Блантера и Н. Богословского. Многие патриотические песни звучали в исполнении Л. Утесова, Л. Руслановой, К. Шульженко. Одной из лучших песен, отразившей тему войны, явилась «Священная война» А. А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, впервые прозвучавшая по радио 26 июня 1941 г.

В изобразительном искусстве созданы работы А.А. Дейнеки, С.В. Герасимова, А.А. Пластова и др. Особое развитие получили политический плакат и карикатура (Кукрыниксы, П. Ефимов, В. Серов), плакаты «Окна ТАСС», плакат И.М. Тоидзе «Родина-Мать зовет!», Д.С. Мора «Ты записался добровольцем». 70 художников в содружестве с поэтами создали 1250 выпусков «Окна ТАСС». Неоценимый вклад внесли документальные и художественные фильмы «Черноморцы», «Народные мстители», «Фронт», «Зоя», «Два бойца», «Жди меня», «Радуга», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

Лишь небольшое перечисление имен и выдающихся произведений говорит о крупных художественных достижениях в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, появлении выдающихся талантов во всех областях литературы и искусства. «Спасибо, товарищи артисты!» — тысячи и тысячи раз эти слова произносились в ходе войны. Искусство помогало советским воинам побеждать. Искусство сражалось!

В годы войны затихают гонения на русскую православную церковь. 4 сентября 1943 г. в Кремле И.В. Сталин принял патриаршего местоблюстителя Сергия и позволил провести выборы Патриарха Московского и Всея Руси и образовать Святейший Синод. 8 сентября Сергий был избран Патриархом.

В первые послевоенные годы в классическом исполнительском искусстве работала плеяда великих музыкантов — В.В. Сафроницкий, М.В. Юдина, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган. Началась творческая биография С.Т. Рихтера, М.Л. Ростроповича. В Большом театре были поставлены балеты С.С. Прокофьева, в Ленинграде работал великий дирижер Е. А. Мравинский — первый исполнитель пяти симфоний Д.Д. Шостаковича. В литературе и изобразительном искусстве проходило становление нового поколения писателей и художников. М. Исаковский пишет стихотворение «Враги сожгли родную хату». А. Твардовский создает поэму «Дом у дороги», Ц.П. Некрасов публикует новую повесть «В окопах Сталинграда». Творческая интеллигенция ощущала ослабление идеологического контроля.

Но вскоре осложнение международной обстановки, наступление «холодной войны», потребовавшие мобилизации внутренних сил, привели к усилению идеологического контроля со стороны государства. Как уже выше упомянуто, ЦК ВКП(б) в августе 1946 г. принимает постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Вслед за этим, последовали еще ряд постановлений: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели. По стране прокатилась волна идеологических компаний с целью недопущения и тени инакомыслия. Повсеместно строго проводилась линия на утверждение партийных позиций по всем вопросам жизни, науки и культуры. На 1945-1949 гг. пришелся новый пик репрессий, коснувшийся и некоторых деятелей искусства (актер С.М. Михоэлс).

Развернулась борьба с «формализмом, «космополитизмом» и безыдейностью в искусстве. В 1948 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание музыкальных деятелей в ЦК партии, на которых проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. В формализме вновь были обвинены Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В. Шебалин, В. Мурадели, А. Хачатурян. Это негативно сказалось и на развитии профессиональной эстрады. Поменяли репертуар джазы Л. Утесова и Э. Рознера.

Активно включилась в борьбу с формализмом и созданная в 1948 г. Академия художеств СССР во главе с А.М. Герасимовым. Преимущественно изобразительное искусство было ориентировано на повествовательность и бытовую достоверность (работы художников Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы» 1948 г., «Опять двойка» 1952 г., А.И. Лактионова «Письмо с фронта» 1947 г., «В новую квартиру» 1952 г.).

Идеализация советской действительности стала основным направлением в литературе и искусстве. Яркий тому пример — кинофильм И.А. Пырьева «Кубанские казаки. В архитектуру, скульптуру, прикладное искусство пришли сюжеты и символы украшательства, парадности, достоверности (вестибюли Московского метрополитена, высотные здания, многофигурные полотна в интерьерах). Возобновились массовые праздники на площадях. Широко отмечено 800-летие Москвы. Возобновилось телевещание из центра на Шаболовке, завершена радиофикация страны. Особенно бурно развивалось кино. На рубеже 40-50-х годов на экраны вышло свыше ста новых фильмов. Появлялись и трофейные фильмы. Витриной достижений страны стал комплекс достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР).

Популярными центрами культуры и досуга стали парки культуры и отдыха, клубы, особенно на селе. На государственном уровне проводилась некая унификация культурной жизни путем изъятия или замалчивания нежелательных элементов культурного наследия и некоторых новых направлений, и одновременно, провозглашением академическими ряда классических и новых направлений, поддержкой их государством (финансы, награды, премии, звания). Власть стремилась находить конструктивные пути согласия власти, общества и интеллигенции. Новые планы развития культуры намечены в директивах четвертой пятилетки (1946-1950 гг.), решениях XIX съезда партии (1952 г.). Несмотря на крайнее напряжение государственного бюджета, были изысканы средства и на развитие культуры.

После войны быстро восстанавливалась сеть научных учреждений. Значительно увеличились вложения в науку. В 1949-1950 учебном году введено обязательное семилетнее образование, расширилась сеть ремесленных училищ и школ ФЗО. Число студентов в высших учебных заведениях выросло в 3 раза по сравнению с предвоенным временем и достигло к 1960 г. 2,5 млн человек. Таким образом, существенно расширилась база для развития культуры.

Известно, что часть интеллигенции покинула Россию в первые годы революции и военной интервенции, часть оказалась за рубежом в ходе Второй Мировой войны и, наконец, в послевоенное время. Надо отдать должное, что большинство творческой интеллигенции (писатели, поэты, философы, ученые и др.) не порвали с Россией, испытывали тягу к своей Родине, к русской литературе и искусству и продолжали вносить весомый вклад в русскую культуру. Особенно заметна роль писателей, поэтов, философов, ученых и других представителей интеллигенции первой волны (20-е — 50-е годы XX в.) — С.А. Франка, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Б.К. Зайцева, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой, Г.В. Адамовича,

И.А. Теффи, К.Д. Бальмонта, А.В. Тырковой-Вильямс, Г. Иванова, В.Ф. Ходасевича, В.В. Вейдле, П.М. Буцилли, З.Н. Гиппиус и др. Рассеянные по всему миру, они очень многое сделали по распространению за рубежом великих культурных ценностей России, особенно в юбилеи А.С. Пушкина (1937 г., 1949 г.), повсеместно создавали русские культурные центры, читали лекции, проводили вечера русской культуры. Значителен их творческий вклад. Ими написаны многие философские и критические книги, статьи. Большинство их работ уже в 80-90-е годы издавались в нашей стране и становились доступными для читателей. Эмигрировавшие музыканты, танцоры, артисты пропагандировали русское искусство.

Предметом особой заботы государственных органов культуры было активное участие в организации культурной работы с личным составом Советской армии и Флота. Через армию проходило не менее половины всего мужского населения страны. Наряду с боевой подготовкой, физической закалкой в армии большое внимание уделялось моральной подготовке, культурному обслуживанию личного состава.

В самих Вооруженных Силах была создана стройная система организации культурного обслуживания солдат и офицеров. В Главном Политуправлении СА и ВМФ работал отдел культуры, который организовывал культурную работу. Во всех видах Вооруженных Сил и Военных округах были офицеры-специалисты организаторы культурного обслуживания, работали окружные и флотские дома офицеров, в военных гарнизонах — гарнизонные дома офицеров, в полках — солдатские клубы. В этих структурах имелись библиотеки, специалисты по организации солдатской художественной самодеятельности, работе с семьями военнослужащих. В армии действовали музеи, ансамбли песни и пляски, театры, оркестры, различные студии.

Всю методическую работу по вопросам культурного обслуживания воинов вел Центральный Дом офицеров в Москве, ныне Дом Вооруженных Сил. В структуре Советской Армии, ныне Вооруженных силах, активно работают Центральный Академический театр Российской Армии, созданный в 1932 г., Центральный музей Вооруженных Сил, Ансамбль песни и пляски им. Александрова, Студия военных художников им. Грекова, духовой оркестр, дирижерская служба. Все они были созданы в 30-40-е годы XX века. Государственные органы культуры всех уровней постоянно оказывали помощь армейским учреждениям культуры, особенно, в организации шефской работы различными творческими коллективами и отдельными деятелями культуры и искусства, а также в методической помощи.

В 30-е — 40-е годы XX века значительного размаха достигла деятельность профсоюзов (ВЦСПС и отраслевых), комсомола в области культурной работы в производственных коллективах — на заводах, фабриках, стройках, в больших и малых городах. В ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ были свои отделы культуры. Профсоюзы совместно с руководством промышленных и транспортных наркоматов и министерств, руководителями заводов, комбинатов, фабрик, строек строили дворцы культуры, создавали свою сеть библиотек, музеев, организовывали творческие коллективы, вводились специальные финансовые фонды на культурное обслуживание рабочих и служащих. Огромное внимание профсоюзы уделяли развитию художественной самодеятельности. Например, в развитии художественной самодеятельности существовало даже некое разграничение обязанностей между профсоюзами и государственными органами культуры на местах. Профсоюзы занимались организацией художественной самодеятельности в городах, а государственные органы культуры — на селе. Те и другие, вместе, проводили заключительные мероприятия (фестивали, конкурсы и пр.) в областных, краевых центрах и в Москве. По инициативе профсоюзов в 1950-1951 гг. состоялся первый масштабный Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. В ходе смотра было показано 568 концертов и спектаклей, которые посетили 100 млн зрителей.

Многие отраслевые профсоюзы (железнодорожников, авиаторов, атомная промышленность) создавали свою структуру организации культурного обслуживания рабочих и служащих. В предвоенном 1940 г. профсоюзы имели около 6,5 тысяч клубов и дворцов на 2 млн посадочных мест с 50 тысячами комнат для кружковой работы, около 29 тысяч профсоюзных библиотек с книжным фондом 57,7 млн экз., а к 1957 г. число клубных учреждений увеличилось до 11,2 тысяч.

Комсомол оказывал помощь в культурной работе, особенно, на новостройках и в районах освоении целины. Вклад профсоюзов и комсомола в организацию культурной работы среди населения огромен, и опыт этой работы представляет большой интерес.

***
Комитеты по делам искусств и культурно-просветительской работы в центре и соответствующие органы на местах: в республиках, краях и областях заложили основы для формирования и совершенствования государственной системы регулирования культурой и искусством.

В сложное предвоенное, военное и послевоенное время в стране государственное управление культурой хотя и было несколько раздробленным, тем не менее, была проведена огромная работа, в основном обеспечившая мобилизацию творческих сил страны на успешное решение государственных задач — Победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление народного хозяйства.

Этот период нашел яркое художественное отражение в литературе, искусстве, в народном творчестве. Творческая интеллигенция занимала передовые позиции в жизни страны, достойное место в обществе. Накоплен большой и интересный опыт культурной работы с отдельными категориями населения, особенно в военную пору и на различных новостройках.

Мобилизующая роль культуры была очень высокой. Многие творческие деятели и работники органов культуры проявили личное мужество в годы войны на фронтах, участвуя в боевых действиях, и на трудовом фронте, сумели сохранить и обеспечить практически бесперебойную работу культурных объектов и организаций.


Дата создания:
Дата изменения: 25.03.2014 17:53
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 18:01 24.06.2017