Карта сайта Версия для слабовидящих

Глава I Государственное управление культурным строительством. 1917 г. – 1935 г.

25 октября (7 ноября) 1917 г. образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). На 2-м Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. образовано первое правительство РСФСР во главе с В.И. Лениным. Основы самостоятельного государства РСФСР были заложены в первой Конституции РСФСР, принятой на 5-м Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. 30 декабря 1922 г. на 1-м съезде Советов СССР было принято решение о добровольном образовании СССР. Вокруг РСФСР объединились УССР, БССР и ЗСФСР. 5 декабря 1936 г. принята новая Конституция СССР, а  21 января 1937 г. на 17-м Всероссийском съезде Советов утверждена новая Конституция РСФСР. Она соответствовала Конституции СССР и учитывала особенности республики. Высшим органом власти в РСФСР были Верховный Совет РСФСР и формируемое им республиканское правительство.

РСФСР занимала площадь от 16,9 до 17,1 млн. кв.км. Это почти в два раза больше площади США. Территория РСФСР составляла ¾ территории СССР. Население 108, 8 млн. чел. (по переписи 1939 г.), несколько больше половины населения СССР. РСФСР – самая многонациональная республики (4/5 – составляло русское население), занимала ведущее место по природным богатствам, экономическому и научно-техническому потенциалу, производила 2/3 промышленной продукции и около половины сельскохозяйственной продукции.

Новая социалистическая организация общественной жизни и государственной власти, огромные территориальные просторы РСФСР, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, наличие более семи десятков субъектов Федерации, ведущая роль РСФСР в Советском Союзе, были объективной основой развития культуры республики.

Объективными обстоятельствами для развития культуры в рассматриваемый период были также тяжелые исторические события, происходящие в стране: революция, Гражданская война, военная интервенция (временами до ¾ территории РСФСР были под властью белогвардейцев и зарубежных интервентов), жестокое противостояние двух мировых систем, восстановление народного хозяйства, преодоление голода и других тяжких испытаний для народа. Логично поставить вопрос: «До культуры ли было в это непростое время?»

Между тем, с первых же дней образования РСФСР, встал вопрос о расширении функций государства в сфере управления культурным строительством, определении целей культуры, выработки и осуществлении действенных мер по их реализации. Руководство государства признало, что культура может и должна стать одним из действенных рычагов решения всех сложнейших задач, во всей остроте вставших перед правительством РСФСР, а затем и СССР.

Строя свою государственную политику в сфере культуры, молодое государство действовало также с учетом еще двух важных обстоятельств, оставшихся в наследство от Царской России.

С одной стороны, великие достижения и благороднейшие традиции русской культуры, сложившиеся в XVIII-XIX веках и в начале XX в. Россия взрастила выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, философов, ученых, существенно обогативших мировую культуру и цивилизацию. В России были созданы великие архитектурные шедевры: кремли, храмы, монастыри, многочисленные усадьбы… Больших успехов достигло самодеятельное песенное и народное художественное творчество, театр, музыка.

С другой стороны, почти поголовная неграмотность народа, что, естественно, затрудняло освоение народом богатейших ценностей русской культуры. Царская Россия оставила 78 тысяч церквей, более 1 тысячи храмов и ¾ взрослого населения неграмотным. На территории РСФСР в 1914 г. обучалось лишь около 5,5 млн. человек. В 71 высших учебных заведениях обучалось всего около 85 тысяч студентов. Действовало только 237 клубов. На 100 жителей приходилось 29 книг. У 48 национальностей не было своей письменности.

Одним из первых государственных актов по управлению культурным строительством в молодой республике было образование 8 ноября 1917 г. Народного комиссариата просвещения РСФСР, в ведение которого были переданы все вопросы народного образования, культуры, искусства, культурно-политического просвещения народных масс, практически все сферы духовной жизни общества. Наркомпрос был размещен в бывшем здании Министерства просвещения на Чернышевской площади Петербурга. 9 ноября 1917 г. был издан Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В ней было 15 отделов, в т.ч. отделы искусств, научных учреждений, помощи самостоятельным классовым просветительским организациям. Наркомпрос был исполнительным органом Государственной комиссии. Председателем Госкомиссии был Нарком просвещения.

Первым наркомом просвещения был назначен публицист, историк искусства и литературы, видный политический деятель и строитель советской культуры Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933 гг.). Он был Наркомом около 12 лет, до сентября 1929 г. С сентября 1929 г. по октябрь 1937 г. Наркомом просвещения СССР работал государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, с 1924 по 1929 гг. – начальник Политуправления РККА, член РВС, член ВЦИК и ЦИК СССР, в 1937 г. репрессирован, Андрей Сергеевич Бубнов (1884-1940 гг.).

Важнейшей задачей культурного строительства стала в молодой республике коренная перестройка прежней системы просвещения, ликвидация неграмотности населения, образование и воспитание народа, что является базой культуры любого общества. Это явление было названо культурной революцией. Главная цель культурной революции состояла в том, чтобы, опираясь на государственную власть, политизировать культуру, обеспечить в ней безраздельное господство марксистской идеологии, превратить образование, науку, литературу, искусство, театр и другие общественные институты в инструмент воспитательного воздействия партии на народ. И вторая цель культурной революции: все средства культуры, ставшие общественным достоянием, крупные частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы, киностудии, театры сделать доступными для рабочих и крестьян, а также предоставить рабочим и крестьянам возможность получить полное, всестороннее и бесплатное образование. Были устранены все сословно-классовые различия в пользовании благами культуры. Народ становится единственным владельцем и потребителем всех культурных ценностей.

В основе культуры были гуманистические идеалы, солидарность, коллективизм, идея формирования всесторонне развитой личности, интеллектуализация жизнедеятельности общества, возрастание значения человеческого фактора, утверждение в культуре идей патриотизма, интернационализма, формирование патриотических чувств людей.

Совнарком РСФСР принял ряд важных декретов о школе и учительстве. Вопросам народного просвещения первостепенное внимание уделял председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин. Он был непременным участником всех крупных конференций и съездов в области массового образования. Им ставились и решались задачи, чтобы грамотность служила и повышению культуры, чтобы осуществлялась неразрывная связь культурной политики государства с развитием народного хозяйства.

По вопросам управления культурой Совнаркомом были приняты Декреты и Постановления:

«Об охране предметов старины и искусства, принадлежащих польскому народу» (12 (25) января 1918 г.), «О выдаче пенсии С.А. Толстой», «Об охране имения «Ясная Поляна» и утверждении за С.А. Толстой прав пожизненного пользования усадьбой» (30 марта 1918 г.), «О памятниках республики» (12 апреля 1918 г.), «О национализации Третьяковской галереи» (12 июня 1918 г.), «Об утверждении памятников великим людям» (30 июля 1918 г.), «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (14 сентября 1918 г.), «О национализации художественной Галереи Щукина» (5 ноября 1918 г.), «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» (25 ноября 1918 г.), «О национализации художественных собраний И.А. Морозова, А.В. Морозова, И.С. Остроухова» (19 декабря 1918 г.), «О временных правилах Совета Обороны», «Об учете сценических и театральных работников» (7 апреля 1919 г.), «Об объединении театрального дела» (25 августа 1919 г.), «О национализации «Дома Льва Толстого» в Москве» (6 апреля 1920 г.), «Об объявлении музея имени Чернышевского в Саратове национальным достоянием и передаче его в ведение Народного комиссариата просвещения» (17 сентября 1920 г.), «О Московских высших государственных художественно-технических мастерских» (29 ноября 1920 г.), «О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами» (20 мая 1920 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (16 сентября 1920 г.), «О централизации библиотечного дела», «О создании единой библиотечной сети РСФСР», «О выделении бесплатно на каждую библиотеку и читальню по 2-3 газеты, новых книг и учебников».
Принятые Декреты и Постановления Совнаркома РСФСР свидетельствуют о большой роли Совнаркома в культурном строительстве в стране в первые годы советской власти.

В работе Наркомпроса РСФСР и позже СССР, кроме А.В. Луначарского, принимали активное участие Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.К. Лепешинский, А.С. Бубнов, ученые, педагоги, новаторы просвещения П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, А.Г. Калашников и др.

Важным направлением деятельности Наркомпроса по строительству новой культуры было проведение культурно-просветительной работы. Под контроль были взяты народные дома, рабочие клубы, сады, парки, казенные и частные библиотеки, музеи, кинотеатры… Постепенно создавалась и развивалась государственная сеть культурно-просветительных учреждений.

18 июля 1918 г. в Наркомпросе РСФСР была создана коллегия. По протоколам заседания коллегии можно проследить некоторые вопросы культурного строительства. До 1920 г. в Наркомпросе были отделы по отраслям. С 1920 г. отделы были преобразованы в Главные управления. Постоянными членами коллегии были А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Н.К. Крупская. Им принадлежит главная роль в выработке основных направлений культурной политики страны, в том числе: создание необходимых условий для реального превращения культуры в дело и достояние масс; разработка принципов культурного строительства нового государственного аппарата по руководству культурным строительством; определение новых функций и задач культурных преобразований; политического просвещения масс; создание государственной сети библиотечного и музейного обслуживания; государственных издательств; охраны окружающей среды; формирование культуры труда; постановки вопросов национально-культурного строительства; межгосударственных культурных контактов.

Постановлением СНК РСФСР от 12 ноября 1920 г. был создан Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), который входил в общую систему Наркомпроса, утверждающего его организационные планы и контролирующего их реализацию. Председателем Главполитпросвета была назначена Н.К. Крупская, до этого возглавлявшая внешкольный отдел. Заместитель Председателя - Максимовский, члены – Михайлов (от ЦК РКП), Гусев (ПУР), Яковлев (пропагандистский отдел), Исаев (ВЦСПС), Шапиро (агитотдел). Центр тяжести работы Главполитпросвета лежал на агитационно-пропагандистской работе среди внепартийных масс и в их культурном просвещении. Главполитпросвет взаимодействовал с культурно-просветительными отделами ВЦСПС и губпрофсоветами, а также с РКСМ. Политорганы Красной Армии и Флота в деле ведения политико-просветительной работы среди военнослужащих подчинялись Главполитпросвету. Основные вопросы решались на заседаниях Комитета. С мая 1920 г. по сентябрь 1926 г. – было 45 заседаний Комитета. В Комитет входили отделы: агитации, пропаганды, библиотечный, художественный, национальных меньшинств, программно-библиографический; секции: военная, трудовая, массово-просветительной работы; бюро производственной пропаганды. В архиве хранятся многие тысячи документов, свидетельствующих о грандиозной практической работе Главполитпросвета.

Главполитпросвет сосредоточил в своих руках значительную часть партийно-государственной работы по просвещению масс. Этот орган занимался организацией клубов, домов культуры, изб-читален, пролетарских и деревенских университетов, развертыванием агитпунктов, организацией агитпоездов, агитпароходов, агитчумов, агиткараванов, красных повозок и чайхан, домов мусульманок и горянок. Повсеместно открывались курсы и кружки политграмоты, широко использовалось кино и диски с граммофонными записями, печатались миллионные тиражи листовок, брошюр, газет, улицы городов украшались флагами,  транспорантами, плакатами. Все это было направлено на воспитание и обеспечение политического и морального единства народа.

Среди крупных дел Главполитпросвета следует назвать создание в 1921 г. Дома театрального просвещения им. В.Д. Поленова, ставшего потом Центральным Домом искусств в деревне, позднее Центральным Домом самодеятельного искусства в городе и деревне. Главполитпросвет был ликвидирован в 1930 г.
 
Наркомпросом были предприняты меры по оформлению в самостоятельные отделы руководства развитием художественной культурой, проведена национализация театров, кинематографа, предприятий циркового искусства. Коллегия подбирала и утверждала руководителей отделов. Во главе театрального отдела был поставлен В.Э. Мейерхольд, литературного - были последовательно А.В. Луначарский, В.Я. Брюсов, А.С. Серафимович, музыкального – Н.Я. Брюсова, киноотдела – Д.И. Лещенко. Кроме этих отделов были отделы пролетарской культуры (пролеткульта) - в 1918-1920 гг., музеев и охраны памятников истории и обороны (1918-1922 гг.), фото и кинодела. 11 июля 1918 г. Наркомпросу  РСФСР были переданы дела Народного комиссариата имущества республики, действовавшего в 1917-1918 гг. В нем были отделы охраны памятников, архитектурно-технический (реставрационный), учетно-инвентарный. Они занимались вопросами национализации и охраны дворцов, дворянских имений, соборов, храмов, монастырей, библиотек и архивов, реставрацией и ремонтом памятников, созданием и открытием первых музеев, использованием зданий и имущества под культурно просветительские и детские учреждения.

При театральном отделе в январе 1918 г. была образована Секция цирка. Председателем секции был Н.С. Рукавишников. В состав Секции входили Илья Эренбург, скульптор Сергей Коненков, художник Павел Кузнецов. А.В. Луначарским в статье «Задачи обновленного цирка» (1919 г.) были сформулированы главные принципы художественной политики по отношению к цирковому искусству: сохранять классические традиции циркового искусства и обогащать классические образцы новым содержанием. В двадцатые годы было модным увлечение многих театральных деятелей цирком.

В 1922 г. Секция цирка при ТЕО Наркомпроса была преобразована в Центральное управление Государственными цирками (ЦУГЦ) и к январю 1927 г. в эту организацию входило 15 государственных цирков. В1936 г. при Совнаркоме СССР было создано Главное управление цирками (ГУЦ), объединившее 96 зимних и летних цирков.

Значительную культурно-просветительную работу проводила Главнаука Наркомпроса. Это видно из Обзора о деятельности Главнауки в1923/1924 гг. и Отчета Главнауки за 1926/1927 гг. Главнаука способствовала развитию краеведческого движения, расширению культурно-просветительной работы в музеях и дальнейшему их развитию. В 1924-1925гг. Главнаука создала 26 краеведческих обществ с выделением средств наих содержание. В эти же годы существенно повысилась посещаемостьГосударственного Политехнического музея. Эрмитаж, состоящий из315 экспозиционных залов (520 кв. сажень), с числом экспонатов несколько сотен тысяч, имел за 8 месяцев 1924 г. 103 496 посетителей. ВИсторическом музее в Москве было 3000 экскурсий в год и общее числопосетителей до 120000. Росла посещаемость краеведческих обществ имузеев по всей России.

В 1926-1927 гг. увеличилась сеть историко-культурных, художественных и мемориальных музеев, содержащихся на государственном бюджете до 71. Большого размаха достигла просветительско-популяризаторская деятельность искусствоведческих и художественных учреждений: Академии художественных наук, Института истории искусств, Государственного института музыкальной науки. В 1926/1927 гг. было организовано пять государственных выставок: «Современной архитектуры», «Современной скульптуры», Общества художников «Четыре искусства», Общества художников «ОСТ», произведений Д.П. Штеренберга. Много выставок было организовано в Третьяковской Галерее, Музееизящных искусств, Музее новой западной живописи, Театральном музее, Русском музее, Музее игрушки и др. Расширилось число лиц, на которых распространялось право бесплатного посещения музеев. Разработаны особые формы работы музеев с детьми и школьниками. Посещаемость музеев увеличилась на 25%. Созданы курсы для повышения квалификации библиотечных и музейных работников, расширен прием их в аспирантуру.

В Наркомпросе был создан Академический Центр (Центр общего теоретического и программного руководства), в котором были две секции: Научная секция (Государственный ученый Совет) и Художественная секция (Главный художественный Комитет) с пятью подсекциями: литературной, театральной, музыкальной, изобразительных искусств и кинематографической. В состав Академического Центра входили Главное управление архивными делами и Главный Комитет по делам музеев, подчинявшийся непосредственно коллегии Академического Центра через свои руководящие коллегии.

Нередко соответствующие подразделения, занимающиеся художественными вопросами (литература, театр, ИЗО и музыка), Глав науки, Академического Центра и Глав политпросвета повторяли друг друга, что приводило к осложнениям. Принимались меры к разграничению их полномочий и сосредоточению основных функций влияния на решение художественных вопросов в художественном отделе Глав полит просвета. В нем было три подотдела: изобразительный, театральный и музыкальный. В художественном отделе было шесть сотрудников. При Глав политпросвете было Бюро национальных меньшинств, которое занималось организацией политико-просветительной и культурной работой среди национальных меньшинств. В Бюро были национальные секции.

В системе Наркомата просвещения РСФСР в 1932 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы, который с 1933 по 1937 гг. был в ведении Центрального бюро краеведения Наркомата просвещения, ставший в 1965 г. институтом музейной и краеведческий работы Минкультуры РСФСР.

Постановлением Президиума ВЦИК от 30 апреля 1931 г. был образован Совет культурного строительства при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Он действовал до 1 сентября1934 г., ликвидирован в связи с образованием одноименного Совета в составе Наркомпроса РСФСР. В архивах имеется много документов о многогранной деятельности Комиссии, в т.ч. стенограммы выступлений М.И. Калинина и Н.К. Крупской. Советом руководил Президиум Совета, проходили Пленумы Совета.

К обсуждению вопросов художественной политики на коллегии Наркомпроса привлекались А.А. Блок, А.М. Горький, В.В. Маяковский, И.Э. Грабарь, А.И. Бенуа, Вячеслав Иванов, А. Белый, М.Ф. Андреева, К.А. Федин и др. Многие из них работали в аппарате Наркомпроса.

Коллегия Наркомпроса вырабатывала проекты декретов Совнаркома об охране культурного наследия, составлен список памятников искусства и старины, имеющих мировое значение. Реализуя ленинский план монументальной пропаганды, коллегия выделяла средства, организовывала конкурсы, подбор авторов памятников. Члены коллегии участвовали в открытии памятников. К воплощению в жизнь плана «монументальной пропаганды» и других форм наглядной агитации привлекались крупные мастера искусства Б.М. Кустодиев, А.В. Лентулов, П.В. Кузнецов, братья А.А. и В.А. Веснины и другие. В 1918-1921 гг. Наркомпрос поставил на учет 510 старинных усадеб, около 1 тыс. частных коллекций, 200 тыс. произведений искусств.

В освоении культурного наследия были проведены юбилеи выдающихся деятелей литературы и искусства – Ф.М. Достоевского, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, А.М. Горького и др.

Коллегия приняла решение по улучшению жизни потомков А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева. На коллегии рассматривались ходатайства перед СНК о присуждении званий заслуженных и народных артистов М.Н. Ермоловой, А.И. Южину, П.В. Собинову, А.В. Неждановой и др.

Для выработки единой культурной политики страны коллегия проводила научно методические совещания и конференции по вопросам защиты прав авторов на литературные и художественные произведения, по развитию межгосударственных культурных связей.

Наркомпрос занимался государственным руководством всем комплексом вопросов культуры и содержания культурной работы. 30-егоды – время формирования разветвленной системы партийно-государственного управления культурой.

Огромный пласт работы Наркомпроса и его органов на местах составлял привлечение на свою сторону интеллигенции, особенно, художественной и учительства. Уже в первом воззвании Наркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября1917 г. звучал призыв к интеллигенции включиться в активную работу с культурной отсталостью масс, унаследованной от прошлого. Во времяреволюции, Гражданской войны и иностранной интервенции в РСФСРбыло около одного миллиона человек интеллектуального труда (точной статистики нет). Интеллигенция была разнородной, ее верхушечный слой (значительная часть профессуры, журналистов, офицерства)поддержали контрреволюцию, выступили ее идеологическим штабом. Активно революцию поддержала сравнительно небольшая часть интеллигенции. Основная часть интеллигенции занимала выжидательную позицию, вела себя пассивно, вместе с тем, много и полезно, по мере возможностей, работала на культурном поприще. В 1918 – 1920 гг. произошел отток художественной интеллигенции из Москвы, Петрограда в южные районы России, в основном, из материальных побуждений, «на прокормление». На юг выехали: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, И.С.Шмелев, Н.А. Теффи, М.С. Шагинян, И.Г. Эренбург и др. Некоторые из них потом эмигрировали за границу. До революции на юге жили В.Г.Короленко, С.Н. Сергеев-Ценский, К.Л. Тренев, М.А. Волошин. Здесь же собрались и многие театральные деятели: Л.В. Собинов, В.И. Качалов,О.Л. Книппер-Чехова, М.М. Тарханов, Р.М. Глиер, М.Ф. Гнесин, В.Я.Хенкин, Л.О. Чтецов и многие другие.

Для серьезного искусства время и условия были трудными. В то же время, артисты Малого художественного, Александринского и некоторых других театров ставили пьесы классического репертуара. Но, в основном, процветали оперетта, эстрада. Абсолютное большинство артистов старалось держаться в стороне от «политики», в целом, были «лояльны» к власти, устраивали спектакли в пользу раненых, делали отчисления со сборов на покупку медикаментов. Хотя, были и артисты, служившие верой и правдой белому движению (В.Д. Блюменталь-Тамарин, В.Н. Давыдов и др.)

К лету 1918 г. на службу к большевикам добровольно перешли около 8 тысяч генералов и офицеров царской армии. Некоторые из них стали крупными советскими военачальниками. Вообще же, на стороне большевиков в Советских Вооруженных Силах было до 75 тыс.бывших офицеров и генералов. Это почти столько же, как и в белой армии (100 тыс.)

К концу Гражданской войны процесс размежевания интеллигенции ускорился. Война явилась школой воспитания русской интеллигенции. Преодолевая огромные психологические трудности, основная масса творческой интеллигенции, учительство, профессура включалась в культурное строительство.

Важную роль в процессе «примирения» интеллигенции и власти сыграл Всероссийский профессиональный союз работников искусств (ВСЕРАБИС), созданный 7 мая 1919 г. на базе многочисленных союзов, объединяющих отдельные профессии: художников, музыкантов, деятелей театра, киноработников. На Учредительном съезде присутствовало 163 делегата, представляющих 25 тысяч работников искусств. В 1923 г. уже было 70 тысяч членов Союза (95 % всех работников искусств). ВСЕРАБИС проявлял большую заботу об улучшении условий труда, быта, отдыха, социального обеспечения, регулирования зарплаты творческих работников наряду с заботой правительства, что положительно влияло на настроения интеллигенции, улучшение условий их труда. На IV Съезде работников искусств (апрель 1923 г.) с докладом о художественной политике выступил А.В. Луначарский. В его докладе были выделены четыре «ударные» задачи: « дело художественного образования, дело художественно-промышленное, художественно-агитационное и дело охраны искусства».

В 1932 г. уже 122 тысячи работников искусств были членами Союза. В составе ЦК ВСЕРАБИСа были выдающиеся деятели искусств: М.М.Качалов, В.И. Пудовкин, А.Я. Таиров, А.Н. Пашенная, А.П. Довженко. В декабре 1934 года был образован Союз работников политико-просветительных учреждений, куда вошли работники библиотек, клубных учреждений, музеев, ранее входившие в Профсоюз работников просвещения. О начале активной культурной жизни в столице РСФСР (в то время)– Петербурге свидетельствуют многие интересные, грандиозные культурные мероприятия, проведенные в 1918-1921 гг. В январе 1918 г. Наркомпрос учредил Литературно-художественную комиссию по изданию классиков литературы, которую возглавлял Луначарский. В ее составвходил А.А. Блок. Комиссия подготовила к изданию ряд собраний сочинений великих писателей. А.М. Горький задумал и осуществил создание издательства «Всемирная литература», выпустившее за 1918-1924гг. около 200 произведений классиков всемирной литературы. Это издательство превратилось в одно из заметных культурных мест тогдашнего Петербурга. Здесь собирались как известные, заслуженные писатели и ученые, так и талантливая литературная молодежь. В феврале 1919 г. открылся новый Большой драматический театр, учрежденный А.М. Горьким и группой видных актеров: М.Ф. Андреевой, Ю.М.Юрьевой, Н.Ф.Монаховой. А.А. Блок стал председателем «директории» (режиссерское управление) театра. Театр начинал работать в зале Консерватории, а слета 1920 г. перебрался в бывший Малый, или Суворинский театр на Фонтанке, где ныне работает Большой драмтеатр им. А.М. Горького. Горьким же был основан Дом искусств, разместившийся в большой трехэтажной квартире бакалейщика Елисеева. Горький становится центром притяжения писателей и поэтов разных направлений. Он защищает И.Э. Бабеля с его книгой «Конармия», М.А. Булгакова (пьеса «Бег»). К нему тянется творческая и научная интеллигенция. В городе создается Союз поэтов, председателем которого стал А.А. Блок. Через некоторое время в городе открылся Клуб поэтов, литературно-артистический Клуб «Привал комедиантов». В «Доме литераторов» 11 февраля(20 января) 1921 г. произошло чествование печальной пушкинской годовщины, где в битком набитом зале, в присутствии всего литературного мира Петрограда, первый певец Октября А.А. Блок, написавшийпоэму «Двенадцать», произнес свою вдохновенную речь «О назначении поэта».

Первое место в репертуаре театров в это время занимают пьесы Гоголя, Грибоедова, Островского, Чехова, Горького, Шекспира, Шиллера, Мольера, Голдони. В 1918 г. появляется «Мистерия-буфф» В. Маяковского, которая положила начало массовому агитационно-политическому театру. В первое десятилетие октября появляются пьесы на советские темы: «Броненосец 14-69» Вс. Иванова в МХАТ, «Любовь Яровая» Тренева в Московском Малом театре, «Шторм» Билль-Белоцерковского в театре им. МГСПС. Вслед за этим появляются пьесы Вс. Вишневского, Н. Погодина, Н. Вирты и др. В ряду лучших спектаклей классического репертуара являются «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира в Малом театре и в театре Революции в Москве, «Анна Каренина» по Л.Толстому, «Три сестры» Чехова в МХАТ.

На сценах театров показываются пьесы «Егор Булычев», «Враги», «Васса Железнова» М. Горького. Ряд значительных спектаклей созданы на историческую тему, в том числе, «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского в Центральном театре Советской Армии, «Фельдмаршал Кутузов» Вл. Соловьева в театре им. Вахтангова, «1812 год» по Л. Толстому в Московском Малом театре. Сценическое воплощение нашлиобразы Ленина (Б. Щукин в спектакле «Человек с ружьем» Погодина,М. Штраух в спектакле «Правда» Корнейчука). Новое революционноесодержание появилось в песнях известных авторов Д. Васильева-Буглая, Дунаевского, Дм. и Дан. Покрасс, А. Александрова, В. Захарова.

После революции надо было приобщать огромную массу беспризорных детей и детей из рабочих семей к культуре. В Москве в 1919 г. возник первый детский театр Моссовета. Его создателем была Н. Сац. На первом спектакле присутствовал Мейерхольд. Всячески содействовал открытию и работе театра Луначарский. В октябре 1919 г. вышло постановление Наркомпроса об организации Государственного детского театра на базе Детского театра Моссовета. Управлять новым театромдолжна была дирекция, председателем которой стал Луначарский. В театре играли Игорь Ильинский, Мария Бабанова, Николай Коновалов,Михаил Гаркави. В 1936 г. этот театр получил имя «Центральный детский театр», он был размещен в здании на Театральной площади. Вскоре возник детский театр в Петербурге. Его основателем был А.А. Брянцев. К 1927 г. в стране уже работало более 20 театров юного зрителя, а в1930 г. их было уже 72. В ТЮЗах начинали свою работу А. Товстоногов,А.В. Эфрос, О.Н. Ефремов, Л.А. Додин и др. В 1920-30-х годах активно создавались профессиональные театры кукол.

Важную роль в развитии театрального дела сыграл I Все российский съезд директоров театров, состоявшийся с 27 по 30 апреля 1927 г. Съезд по докладу Р.А. Пельше «Роль и задачи советского театра» принял развернутую резолюцию, в которой подчеркнул значение театра, как могучего оружия воспитания и подъема общекультурного уровня самых широких масс трудящихся и определил задачи театра на перспективу (репертуар, материальное положение артистов, национальные театры, театральной критики) и др.

Итоги культурного строительства в РСФСР и СССР за 10 лет были обсуждены на XIII Всероссийском съезде Советов в апреле 1927 г. и II сессии ЦИК СССР, где с докладами выступил Нарком просвещения А.В. Луначарский. Были отмечены серьезные успехи в деле повышения культурного уровня населения. Съезд Советов и ЦИК наметили новые задачи, обратив особое внимание на повышение бюджетных ассигнований на культуру. Съездом было отмечено, что главнейшим условием дальнейшего культурного роста страны является помощь со стороны всего населения.

В целом, литературно-художественная жизнь молодой республики отличалась многообразием, обилием различных творческих группировок и течений. В это время появилось много выдающихся произведений в разных областях культуры, созданных как признанными еще до революции мастерами, так и молодыми мастерами. О себе заявили М.А.Шолохов «Тихий Дон»(1928 г.), С.М. Эйзенштейн. Его фильм «Броненосец Потемкин» (1921 г.) с триумфом обошел весь мир. Писатели Серебряного века (А.А. Ахматова, В. Белый, В.Я. Брюсов и др.) публиковали свои произведения. В.В. Маяковский и С.А. Есенин получили новый импульс для своей творческой деятельности. Появился первый советский толстый журнал «Красная новь». Воспевали революцию, веру в беспредельные возможности человека нового времени молодые поэты Н. Асеев, А. Безымянский, М. Светлов, Н. Тихонов.

Устраивали выставки картин последователи объединений «Мираискусств», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Активность проявляли в поэзии, живописи, театре, архитектуре представители лево модернистских течений – футуризма, иманжинизма, кубизма, конструктивизма (В.Э.Мейерхольд, К.С.Мельников, В.Е.Татлин и др.)

Государство внимательно строило свою работу с интеллигенцией. Активно поддерживались выдающиеся ученые (Н.Е. Жуковский, И.П.Павлов, И.М. Губкина, И.И Вавилов, П.Л. Капица, Ф.Л. Цандер и др.), а также творческая интеллигенция, полностью перешедшая на сторону Советов. Вместе с тем, осуществлялся контроль за теми, кто был в оппозиции к Советам. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит. Вскоре к нему прибавился Главрепертком, созданный для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина из страны было выслано160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры. Прошла массовая чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг». К концу 20-х годов прекратилась деятельность всех частных книгоиздательств, возникших во время НЭПа, закрыты независимые научные и литературные журналы. Не признали революцию и эмигрировали из России С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Павлова, И. Бунин, В. Набоков, Д. Мережковский, А. Куприн,К. Бальмонт.

Государство стремилось постоянно держать под контролем культуру, ввести литературно-художественное творчество в управляемое русло. Сторонники «пролетарской чистоты» литературы и искусства: «Пролеткульт», образованный в 1917 г.; Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств; редколлегия и авторский коллектив журнала «На посту» - мечтавшие создать «новую» культуру, ничего общего не имеющую с традициями русской и мировой культуры, пытались внести классовую борьбу в художественное творчество, были предупреждены ЦК РКП (б) в 1925 г. о «коммунистическом чванстве». В этом же документе было подчеркнуто о необходимости крепить единство всех творческих сил на базе пролетарской идеологии. Культурно просветительская организация пролетариата (Пролеткульт), идеологом которой был большевик Н.А. Богданов, наибольшее развитие получает в 1919-1921 гг. В середине 20-х годов Пролеткульты приходят в упадок ив 1932 г. прекращают свое существование.

О масштабах деятельности Наркомпроса в области изобразительного искусства можно судить на примере деятельности Отдела изобразительных искусств, созданного при Наркомпросе (отдел ИЗО). Устав отдела ИЗО был утвержден Совнаркомом в январе 1918 г. Не посредственно в отделе ИЗО была создана коллегия, в составе которой в 1918-1921 гг. были известные художники Фальк Р.П., Лентулов А.В., Баранов-Россинэ В.Д., Кандинский В.В., Малевич К.С. и др. В отделе ИЗО были секции живописи, скульптуры. Секцию живописи возглавлял известный художник Кузнецов П.В. В отделе ИЗО работали известные художники Анненков Ю.П., Певзнер Н.А. Ленинградскую Ассоциацию художников возглавлял Петров-Водкин К.С.. Заведующим Московской коллегией Отдела ИЗО был Татлин В.Е.

Разработка принципов художественной политики принадлежит А.В.Луначарскому. Основной принцип советской художественной политики «искусство – в массы». Нарком считал, что надо больше уделять внимания промышленности, что вся художественная промышленность должна быть под контролем отдела ИЗО. В первый год работы отдел ИЗО изготовил 8 памятников согласно ленинскому плану увековечения образов великих революционеров, стал вводить такие формы агитации, как плакат и открытка, создание художественно-агитационной посуды, мебели, оформление помещений школ, музеев, театров, клубов, разработка декораций, плакатов. В 1918-1926 гг. развернул бурную деятельность в Петрограде (Ленинграде) Декоративный институт. Ведущей в нем была агитационно-плакатная мастерская. Агитационное искусство было массовым, охватившим все аспекты жизни. Многие предметы искусства экспонировались на крупнейших выставках того времени: на российской художественно-промышленной выставке в Москве (1923 г.) и на международных выставках – в Венеции (1924 г.)и в Париже (1925 г.).

Улицы Москвы, Ленинграда украшались знаменами, лозунгами, гирляндами, живописными панно, становились местом выставок, собирали много зрителей. В эти годы многочисленная группа мастеров изобразительного искусства широко развернула свою деятельность. Активно включились в работу крупные архитекторы Фомин, Жолтовский, Манизер, скульпторы Домогацкий, Н. Андреев, Матвеев, живописцы Нестеров, Юон, Бальницкий-Бирюля, Петров-Водкин, Кончаловский, Грабарь.

В годы Гражданской войны и военной интервенции стал популярным плакат и политическая карикатура (Моор, Дени, «Окна сатирыТАСС», созданные Маяковским и Милютиным). В это время образовалось немало различных обществ и групп художников «Левый фронт», «Новое общество живописи», «АХР» (Кустодиев, Касаткин, С. Герасимов), Общество художников станкистов (Дейнеко, Пименов), «Общество московских художников» (Кончаловский, Лентулов), «Общество русских скульпторов». Активно работали скульпторы Мухина, Меркуров, Томский, С. Лебедева, мастера живописи П. Корин, И. Бродский,Б. Иогонсон, М. Греков, В. Фаворский и др. Несколько позже был образован единый союз художников. Серьезное внимание было обращено на развитие народного творчества (Палех, Мстёра, Халуй, Федоскино, Хохлома, Жестово и др.)

Мастерами-художниками создано значительное количество прекрасных произведений, вошедших в классику изобразительного творчества новой России.

Особенно большое развитие в 1920-е годы получил «русский авангард» - уникальный исторический феномен изобразительного искусства, зародившийся еще до Октября, бурно расцветший после революции и получивший мировое признание. Русское, советское левое искусство вошло в историю как эстетическая революция XX века. По существу, произошел взрыв русского импрессионизма, примитивизма, модерна, символизма, беспредметных форм в искусстве, «не фигуративного творчества». Советский конструктивизм стал величайшим течением двадцатых годов. К 1922 г. появились объединения ЛЕФ (левый фронт), «Левое искусство», «Русский футуризм», «Русский авангард». Они пользовались полной свободой творчества. Яркими представителями этих течений были Кандинский В.В., Малявин Ф.А., Малевич К.С., Мансуров П.А., Ларионов М.Ф., Татлин В.Е., Филонов П.Н., Фальк Р.В., Шагал М.З., Наталья Гончарова, Максим Волошин. В России в новаторском стиле ими были созданы произведения высочайшего художественного уровня, ярких творческих индивидуальностей, небывалого разнообразия стилей и жанров. Примечательно явление левого искусства – взаимопроникновение поэзии и живописи. Авангард решительно порвал с реалистическим академизмом. Между теми и другими шла острая борьба.

Немало шедевров было создано в период 1919-1934 гг. в архитектуре. В эти годы бурно развивается советский архитектурный авангард, художественный опыт которого внес важный вклад в мировую культуру XX века. Основоположниками архитектурного авангарда выступили архитекторы Н.А. Ладовский, К.С. Мельников, И.И. Леонидов и творческие организации Живскультарх, Ассоциация новых архитекторов, Объединение архитекторов-урбанистов, ВХУТЕМАС. Основные направления новаторской архитектуры: конструктивизм, рационализм и символический романтизм. Устраивались многочисленные конкурсы. Значительную роль сыграло Московское архитектурное общество (председатель А.В. Щусев). Первым огромным вкладом новой советской архитектуры в мировую архитектуру стал павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 г.

В стиле архитектурного авангарда в стране были построены десятки грандиозных по масштабу и оригинальности зданий.

Одной из важнейших составных частей русского авангарда является фотографическое искусство 1920-1930 гг. Фотографический авангард базировался на идеологическом конструктивизме. Родоначальником модернизма в русской фотографии принято считать творчество Александра Радченко.

Особое место в русском авангарде занимает конструктивизм в театральной сценографии. Началом его являются декорации спектакля Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец» (по пьесе Фернана Кроммелинка), созданные театральной художницей Л.С. Поповой, а также сценографом Варварой Степановой, кубические декорации Камерного театра Александра Таирова «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина. Конструктивизм в театре по-новому возродил театр. Русское искусство авангардизма достигло больших высот.

Начиная с 1924 г., начались гонения на авангардистское, формалистическое искусство. В 1934 г. была провозглашена догма социалистического реализма. Официально признавались только художники, пропагандирующие советский образ жизни, роль партии, ее вождей в строительстве нового общества. Их творчеству был присущ оптимистический настрой. Авангардисты становились изгоями в своей стране. Многие из них покинули Советский Союз.

С начала 30-х годов усилилась политика жесткой регламентации. 23апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства были ликвидированы. На их месте создавались творческие союзы. В 1932 г. Были созданы Союз композиторов и Союз архитекторов. В 1934 г. – Союз писателей. В 1932 г.- Союз художников на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г. Господствующим творческим направлением был объявлен социалистический реализм.

В эти годы складывалась практика субъективного отношения к произведениям искусств. Судьба того или иного романа, оперы или кинофильма зависела от позиции Сталина. Одни подвергались гонениям, другие возвышались

Нарастала внутренняя противоречивость в культуре. С одной стороны огромными тиражами издавались произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, новые произведения М. Горького, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, А.Н. Толстого, других советских писателей. Открывались Дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Ставились спектакли К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова, Н.П.Акимова, появлялись первые звуковые фильмы «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экка, «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» С.и Г.Васильевых и др. Исполнялась музыка С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. Создавались скульптуры и картины В.И. Мухиной, А.А. Пластова, И.Д. Шадра, М.Б. Грекова, Е.Е. Лансере, А.А. Дейнеко, Е.А. Кибрика, С.В. Герасимова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А.А. Щусева.

С другой стороны стало недоступным искусство начала века и модернистов 20-х годов. Изымались из библиотек книги философов идеалистов, невинно репрессированных литераторов, замалчивалось творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, О. Э. Мендельштама, Б. Пастернака, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Фенелонова. Разрушались памятники архитектуры царского времени. Серьезный урон культуре был нанесен развернувшимися в стране репрессиями партийной и творческой интеллигенции. В 1935-1937 гг. прошла дискуссия по вопросам преодоления формализма и натурализма в литературе и искусстве.

Одним из показателей смены ориентиров в духовной жизни страны стал уход А.В. Луначарского в 1929 г. с поста Наркома просвещения. Наркомом просвещения был назначен партийный работник А.С.Бубнов. Созданное в Наркомпросе Управление пропаганды и агитации стремилось ужесточить культурную жизнь в стране. В 30-е годы расцвет переживала высшая школа. Открывались сотни новых вузов. Специалисты советской формации вливались в ряды интеллигенции. В основном была преодолена неграмотность. По переписи 1939 г. число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 80 %.Завершилось создание письменности для национальных меньшинств. Ее обрело 40 народностей Севера и других регионов. Особое внимание было обращено на патриотическое воспитание граждан. Литература, кино обратились к образам героев прошлого – Дм. Донскому, Петру Великому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову. Активизировалась оборонно-массовая работа. В добровольном обществе содействия обороне, авиации и космическому строительству к 1940 г. состояло около14 млн. человек.

Важным событием стало образование Постановлением ЦИК СССР от 16 декабря 1935 г. Всесоюзного Пушкинского комитета для проведения мероприятий в связи со столетием со дня смерти А.С. Пушкина. Председателем был назначен А.М. Горький, Заместителями А.К. Бубнови А.С. Щербаков. Всё делопроизводство комитета велось в Наркомате просвещения РСФСР. Комитет в 1935 – 1937 гг. провел значительную работу, посвященную юбилею. Были организованы выставки в Москве, выпущена медаль в честь столетия, проведены реставрационные работы в местах, связанных с жизнью А.С. Пушкина. Состоялся Пленум Президиума Союза писателей. Создана при Комитете специальная иностранная комиссия по проведению юбилея за пределами страны, а также Международного Пушкинского Фестиваля в Москве и Ленинграде 6 – 15 июля 1937 г.

Власть стремится к уничтожению религии. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников, а затем налажен выпуск журнала «Безбожник». В 1929 г. было подготовлено специальное указание, в котором все легально действующие религиозные объединения объявлялись«контрреволюционной силой». Началось повсеместное закрытие православных церквей, мусульманских мечетей, иудаистских синагог. Еслив 1928 г. русская православная церковь имела 30 тыс. церковных приходов, то к 1939 г. во всей стране насчитывалось около 100 действующих храмов. Погибли многие шедевры - знаменитые российские колокола. В Москве было около 200 колоколов весом от ста до тысячи пудов. Нетронутыми остались лишь два. Из 39 колоколов весом свыше одной тысячи пудов, что составляло 3/4 от общего числа столь большего веса колоколов в мире, до наших дней дошло лишь пять. Тысячами сжигались иконы, древние богослужебные книги, церковная утварь переплавлялась на лом, священнослужителей арестовывали. Но искоренить религию не удалось. Во время переписи в 1937 г. 2/3 сельского населения и треть городского считали себя верующими.

Трагическим явлением культурного строительства 30-х годов явилась распродажа коллекций Эрмитажа, музеев, бывших усадеб. Осенью1928 г. были отменены ленинские декреты, запрещающие вывоз и продажу за границу предметов особого художественного и исторического назначения. Уже в 30-м году мировой рынок был перенасыщен художественными ценностями из России. Полномочия реализации ценностей выполнял Комиссариат внешней торговли. За рубежом оказались многие коллекции ювелирного искусства, в т.ч., Петербургской ювелирной фирмы Карла Фаберже. Объяснялось это потребностью средств на индустриализацию страны.

***
Путь культурных преобразований в стране с 1917 по 1935 гг. был первопроходческим, сложным, противоречивым, порой действовали «на ощупь», особенно в годы Гражданской войны и военной интервенции. Вместе с тем, движение было поступательное, динамичное. Молодая советская культура впитала лучшие традиции, взяла на вооружение культурное наследие прошлого и обогатила его новым содержанием. На культуре 20-х годов сказывалось благотворное влияние блистательного Серебряного века русской культуры.

К началу 40-х годов была ликвидирована массовая неграмотность населения. Созданы условия для усвоения трудящимися азов культуры, произошло культурное возрождение основной массы населения, в целом, можно говорить о существенном подъеме культуры, более широком выходе ее на мировой уровень. Для культуры этого времени характерна высокая гражданственность, повышенный интерес к простому человеку, энтузиазму народа и созидательный пафос.

Одно из главных достижений – создание новой интеллигенции, достойной продолжательницы великой русской культуры прошлого времени. Интеллигенция, работники сферы культуры сыграли свою выдающуюся роль в подъеме духовной жизни общества, в решении социально-экономических задач 20-30-х годов, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, в укреплении обороноспособности государства в годы первых пятилеток.

В эти годы было и культурное многообразие, богатство стилевых и жанровых исканий в искусстве, пестрота литературно-художественного творчества, возможность альтернативного диалога культур и инакомыслия. Наряду с этим, происходило притеснение оппозиционной интеллигенции, в какое-то время нигилистическое отношение к духовному наследию прошлого, «вульгарная» «коммунизация» искусства, административное командование.

Тем не менее, опыт работы Наркомпроса с интеллигенцией, а также опыт интеграции Наркомпросом различных сфер и отраслей культуры представляет определенный интерес.

Ученые-культурологи, деятели искусства и образования, в том числе и Запада, отмечают ранний советский опыт регулирования культурой, как один из ярких, оригинальных и действенных.


Дата создания:
Дата изменения: 04.02.2013 13:53
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 16:24 25.05.2017