Карта сайта Версия для слабовидящих

Предисловие

История РСФСР, образованной в 1917 г., с 1922 г. по 1991 г. находящейся в составе СССР, затем история Российской Федерации, как самостоятельного государства с 1991 г., занимают в историческом масштабе сравнительно небольшой срок, немногим более 90 лет. Но это было время величайших событий: Октябрьской революции, Гражданской войны и военной интервенции, восстановления народного хозяйства, первых пятилеток, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., послевоенного восстановления народного хозяйства, времени «холодной войны», противостояния двух мировых систем, социально-экономического развития страны в ходе новых пятилеток, наконец, время развала СССР и образования новой России – Российской Федерации.Это время великих побед в войнах, крупнейших мировых достижений в экономике и науке, создания атомной промышленности, полета человека в космос, время взлета энергии, мужества, стойкости и отваги народа, время жертв и страданий.

Вместе с РСФСР и СССР, унаследовавших культуру Древней Руси и Российской империи, создавалась и новая многонациональная советская культура, тоже унаследовавшая великие достижения русской культуры XVIII-XIX веков. В РСФСР происходил мощный подъем культуры. Республика превращалась в страну с высокоразвитой культурой.

С историей РСФСР, СССР и Российской Федерации создавалась и история государственного управления культурным развитием страны. Культура, как совокупность достижений общества в области просвещения, литературы, искусств, науки, народного творчества и в других областях духовной жизни народа, является одним из важнейших регуляторов развития общества, государства. Она обладает особой силой воздействия на человека, на народ, на устойчивость государства. Развитие культуры такая же составляющая часть деятельности государства, как и развитие экономики, всех форм социального развития, без чего государство не может состояться. Развитие культуры – одна из важнейших функций государства. Благодаря особой роли культуры для развития общества, величины финансирования ее, в значительной мере зависит устойчивость государства, его поступательное развитие, застой или даже падение. Культуру справедливо называют учителем жизни. Сила, моральный дух народа в немалой степени зависят от состояния его культуры. Как государство не может поступательно развиваться без культуры, так и культура не может успешно развиваться без государственного регулирования, без разумной культурной политики, без максимальной поддержки культуры государством. Культура и власть всегда зависят друг от друга.

Культурная жизнь страны протекала в условиях напряженности и динамики, противоречивости и насыщенности яркими, поучительными событиями, пережила разные этапы, периоды поисков, перестроек, успехов, подъема и застоя, взлетов и падения, развивалась в целом поступательно, успешно выполняла свои функции благотворного влияния на духовную жизнь народа и способствовала решению задач, стоящих перед государством.

Для государственного управления и регулирования культурными процессами в стране высшая законодательная и исполнительная власти в РСФСР, СССР и Российской Федерации создавали соответствующие государственные органы. На них возлагались главные задачи по разработке предложений для определения культурной политики в государстве, организации самого процесса осуществления культурной политики и контроля за реализацией планов развития культуры.

За более чем 90 лет сменилось немало названий, структур государственных органов регулирования культуры. Поменялось более двух десятков первых лиц - руководителей этих органов: наркомов, председателей государственных комитетов, министров. Накоплен большой опыт государственного регулирования культуры.

Государство не единственный регулятор культуры в обществе. В её регулировании, поддержке участвуют и другие силы: предприниматели, бизнес, меценаты, различные коммерческие структуры, благотворительные фонды и пр. В условиях Советского государства значительную поддержку культуре оказывали профсоюзы, администрации предприятий.

Помимо государства и бизнеса, осуществляющих культурную политику в обществе, в самой культуре действуют структуры её самообеспечения и саморегулирования (творцы, потребители, культуроустроителииздатели, спонсоры, импресарио, менеджеры, продюсеры и т.д.). Они могут создавать свою культурную индустрию, например, шоу-бизнес.

Вся система и механизмы регулирования культуры (государство, бизнес, саморегулирование), так или иначе взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Они подвержены изменениям в зависимости от различных условий развития общества и государства.

История государственного регулирования развития культуры неотделима от истории как самой страны, так и от многогранной истории развития всех культурных, идеологических и духовных процессов, включающих просвещение, литературу, искусство, философию, религию, народное творчество ..., поэтому рассматривается в непосредственной связи всех культурных процессов.

Государственные органы занимают центральное, организующее, координирующее место в культурном строительстве.

В очерках выделены четыре основных этапа истории государственного управления культурным строительством:

I этап - с 1917 г. по 1935 г.
Вопросы культурного строительства входили в функции Народного
комиссариата просвещения;

II этап - с 1936 г. по апрель 1953 г.
Государственным регулированием культуры занимались Государственные комитеты по делам искусств и культурно-просветительных
учреждений при Совнаркомах СССР и РСФСР, а с 1946 г. при Советах
Министров СССР и РСФСР;

III этап - с апреля 1953 г. по март 1992 г.
Вопросами развития культуры занимались Министерства культуры
СССР и РСФСР;

IV этап - с марта 1992 г. по 2010 г.
Государственный орган управления культурой - Министерство культуры Российской Федерации.

Эта книга - лишь краткие очерки многогранной, насыщенной богатейшими событиями истории Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры Российской Федерации.

Автор не претендует на исчерпывающее изложение этой необъятной
темы и на истину в последней инстанции.

Автор и составитель, а также авторы воспоминаний выражают надежду, что работа над составлением Летописи Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры Российской Федерации будет продолжена. Огромный опыт культурного строительства, накопленный прежними поколениями сотрудников Министерств культуры и учреждений культуры и искусства, может быть использован в дальнейшей работе по совершенствованию государственного регулирования культурой в Российской Федерации.

Дата создания:
Дата изменения: 01.02.2013 15:22
Опубликовать в социальных сетях:
Опубликовать в социальных сетях:
Последнее обновление на сайте: 18:01 24.06.2017