Карта сайта Версия для слабовидящих РусEng

Екатерина Чуковская: формирование бюджета - это своего рода азартная игра

Дата: 05.08.2010
Источник: Газета «Культура»
Автор: Мария ТОКМАШЕВА

О предстоящей реформе бюджетных учреждений и о других нововведениях в сфере культуры мы беседуем со статс-секретарем, заместителем министра культуры РФ.

- Реформа бюджетных учреждений - это этап очередной попытки привести всю инфраструктуру в чувство. "Разброд и шатания", которые происходили последние десять лет, вынуждают правительство призвать руководителей учреждений к ответственности: чтобы они не просто существовали, а выполняли определенную функцию, если не сказать - миссию. Первая попытка была сделана, когда вводилась новая форма - автономные учреждения. Но тогда сами подходы не были достаточно проработаны, процесс задержался. В итоге ни одно из федеральных учреждений в "автономку" так и не перешло. Кроме того, тогда сложилась ситуация, отличающаяся от сегодняшней: был выбор, переходить в автономное учреждение или оставлять все как есть. 83-й закон выбора не оставляет: учредителем должна быть выбрана одна из трех форм организации. Причем казенное предприятие - форма, довольно закрытая и ограниченная. У нас очень условно в эту форму могли бы перейти архивы и библиотеки. Хотя все равно мы рекомендуем большинству учреждений культуры форму бюджетных учреждений нового типа и переход на финансирование по субсидиям. В любом случае выбрать путь дальнейшего существования придется всем.

Эта реформа - во-первых, попытка направить бюджетные и внебюджетные средства в нужное русло. И, во-вторых, это, конечно же, способ разгрузить бюджет. Государство не отказывается от содержания учреждений, оно просто пытается эту систему оптимизировать. Я предполагаю, что в результате этой реформы количество учреждений сократится. Но не за счет их ликвидации, а за счет укрупнения. Какие-то учреждения, возможно, обретут большие полномочия, большие виды деятельности. Сокращение может произойти за счет организации общих служб: содержания не двух администраций, а одной. Таким образом, появятся многофункциональные учреждения - "очаги культуры" с полноценными полномочиями.

- Учреждения культуры уже готовы к этому процессу? Они сами будут выбирать форму дальнейшего существования? Или все будет решать их учредитель - Министерство культуры?

- Наше министерство проводит сейчас большую разъяснительную работу: юристы и экономисты на специальных семинарах рассказывают представителям учреждений культуры об аспектах грядущей реформы. Я помню, что, когда вводили форму автономных учреждений, проходили настоящие митинги. Так вот в данном случае важно не допустить подобной паники, тем более что закон уже принят и реформа неизбежна. Никто насильно никого никуда не гонит. Но многие учреждения культуры сами согласились перейти на новую форму существования уже с 1 января 2011 года. Для этого из каждой отрасли было выбрано по одному-два учреждения. Все с большой осторожностью, конечно, к этому переходу относятся. Но уже сейчас понятно, что, к примеру, форма автономных учреждений наиболее благоприятна для театров и филармоний. Последние даже с большей охотой говорят о своем желании перейти в "автономку". У филармоний ведь нет закрепленного за ними имущества. Перевести на финансирование по субсидиям мы хотим и одно учебное учреждение. Сейчас решается, какое именно.

- Как же все-таки быть библиотекам? У них 83-й закон вызывает, кажется, наибольшие опасения. Если музеи и театры могут за счет своих посетителей зарабатывать хоть какие-то средства, то в библиотечной сфере такой возможности практически нет. А форма казенного предприятия, как вы уже сказали, довольно закрытая, значит, и библиотекам придется перейти на новую форму финансирования.

- В казенных предприятиях никакой речи о привлечении внебюджетных источников дохода идти не может. Все, что в этой форме зарабатывается, перечисляется в бюджет. Поэтому форму казенных предприятий мы никому не рекомендуем, кроме архивов, мне кажется, они могут довольно уютно существовать именно в таком формате. А вот с библиотеками все гораздо сложнее. Когда на первом этапе разработки законопроекта шел разговор о выявлении критериев, по которым можно будет разделить учреждения на автономные и бюджетные нового типа, то были представлены очень интересные цифры по соотношению в учреждениях бюджетных и внебюджетных доходов. Так, из девяти наших подведомственных библиотек у РГБ был показатель внебюджетных доходов - 11 процентов, а у Библиотеки иностранной литературы - 66. Хотя они выполняют одинаковые функции, а РГБ, кроме того, является получателем обязательного экземпляра и, казалось бы, имеет большие преимущества, но Екатерина Юрьевна Гениева умеет лучше зарабатывать. Библиотеки все разные. Поэтому бюджетные учреждения нового типа - для них вполне подходящая форма, нужно только грамотно расписать государственное задание. К тому же все острые вопросы с госзаданием нам удалось решить. Было две проблемы: мы не могли разделить услугу и функцию.

Функция хранения в музее, например, и услуга по обеспечению доступа неразрывно связаны, но для того, чтобы получить необходимые субсидии, их нужно было нормативно разделить. И вторая проблема - это частично дотируемые услуги. Изначально идеология реформы была такая: услуги либо оказываются бесплатно, либо за плату, которая полностью окупает расходы по оказанию этих услуг. Но далеко не во всех учреждениях культуры был возможен такой подход к финансированию. К счастью, идеологи бюджетной реформы согласились со всеми нашими предложениями на этот счет, и теперь с формированием госзаданий проблем возникнуть не должно.

- В регионах учреждения культуры все-таки опасаются, что местные власти будут насильно переводить учреждения на "новые рельсы".

- Процесс перевода должен быть совершенно одинаков и для федеральных, и для региональных, и для муниципальных учреждений, и рамки его заданы законом. Конечно, все российские регионы разные: есть такие, где на культуру выделяются большие средства, есть, где средств на культуру практически не выделяется. Все вопросы реформы с региональными министерствами культуры мы обсудим на Координационном совете, ближайший пройдет в сентябре. В регионы также отправляются все наши внутренние документы, графики работы над ними. Если возникают какие-то вопросы, то специалисты Министерства культуры РФ всегда готовы на них ответить.

Что касается деятельности региональных учреждений культуры, то, например, в Дагестане, насколько мне известно, уже все учреждения перешли в автономные. Тот же процесс прошел в Тюмени. А есть регионы, где только сейчас узнают о предстоящей реформе.

Ситуация во многом зависит от главы региона, местных чиновников, руководителей учреждений культуры. Если работа налажена, грамотно поставлена, то она будет идти, несмотря на то, в какой форме существует данное учреждение. Никто никого не собирается топить, все хотят, чтобы работа была построена наиболее эффективно. Поэтому один из основных смыслов реформы - повышение ответственности руководителя. В этом смысле характерна история с банкротством жостовской фабрики. Это не учреждение культуры, а предприятие. Но там был совершенно расслабленный руководитель, который считал, что раз он возглавляет государственное предприятие, то ничего с ним не случится.

- Что сейчас должны делать учреждения культуры для того, чтобы с переходом на новую форму продолжить полноценную работу?

- До 1 ноября этого года должна завершиться работа по учету принадлежащих учреждениям культуры объектов недвижимого имущества. Это не требующий никаких финансовых вложений процесс, а исключительно нормативная работа. Важно предельно внимательно отнестись к имуществу каждого учреждения культуры и четко зафиксировать все на бумаге. Это необходимо для того, чтобы потом получить полноценную субсидию, выделяемую не только на деятельность, но и на содержание имущества.

- При формировании проекта федерального бюджета на будущий год была опасность, что культура может лишиться 15 миллиардов рублей, но, по последним документам, уровень бюджетного финансирования отрасли сохраняется на уровне этого года.

- Мне кажется, что формирование и утверждение бюджета - это своего рода азартная игра, способ у всех игроков выбросить часть адреналина. Культура живет в очень скромных условиях, поэтому срезать еще больше было бы как минимум неразумно. Это, к счастью, стало понятно всем участникам процесса формирования бюджета. Главный способ убедить их сохранить бюджет - это умение манипулировать цитатами из президентских посланий. Поскольку в этом году в послании было о культуре хоть что-то сказано, окончательный бюджет на следующий год, думаю, будет не хуже, чем в этом. Бояться надо проекта бюджета на 2012 год, когда закончатся наши большие стройки, завершится федеральная целевая программа "Культура России 2006 - 2011" и в бюджете останутся только незащищенные статьи. Конечно, если не будут начаты другие проекты. Реконструкция ГМИИ имени А.С.Пушкина, например.

- Или строительство нового здания Российской государственной библиотеки.

- Там специалисты ведут расчет, но, думаю, пока острой необходимости в новом помещении у Ленинки нет. Гораздо более серьезная проблема, которую необходимо решать, - это перевод книг в цифру.

- Вы же курируете в Минкультуры этот вопрос. Какие-то изменения есть? Издатели, кажется, по-прежнему не доверяют даже национальным библиотекам.

- При формировании новой идеологической основы Президентской библиотеки был, на мой взгляд, допущен некий просчет. Надо было сразу же заложить в смету авторские вознаграждения. Это не такие большие деньги. И многие авторы с удовольствием разрешили бы Президентской и другим общенациональным библиотекам сканировать и размещать свои книги. Это скорее почет, нежели способ заработать. Почему это не было сделано изначально, мне трудно сказать. Но мы сейчас вынуждены искать пути разрешения этой проблемы. Процесс перевода бумажных носителей в цифру неизбежен, он постоянно обсуждается на различных встречах. Недавно было совещание у Игоря Ивановича Шувалова по поводу легального использования цифровых форм произведений. И там господин Онищенко очень верно сказал: "Поймите, вы криминализируете все общество, вы пытаетесь каждого, кто хоть раз прикасался к компьютеру, обвинить в том, что он пират".Поэтому надо искать пути, чтобы дать людям возможность легально использовать электронные тексты.

- Перспектива создания коллекторов - баз данных правообладателей или даже посредников между мной как пользователем и правообладателем - в России есть?

- Да, это пытаются сделать. В первую очередь такой посредник нужен для трех национальных библиотек. Сейчас существует "Книгофонд", который закупает права на размещение произведений. У Евгения Ивановича Кузьмина была идея сделать то же самое для учебных пособий в сфере культуры (не только учебники, но и ноты, альбомы, технологии пошива костюмов и т.д.). Но как бизнес-проект это невыгодно. Такой ресурс может быть создан либо на бюджетные средства, либо на спонсорские деньги.

- Другое нововведение, касающееся легального использования видео произведений, - это электронный кинобилет, который должен был быть введен с 1 мая. Какова ситуация с ним?

- Подготовлен проект постановления Правительства РФ, которое определяет порядок и условия функционирования этой системы. Главный вопрос тот же, что и был: должна ли информация из этого банка данных предоставляться безвозмездно или возмездно? Это любимый вопрос Минфина и Минэкономразвития. Но думаю, в самое ближайшее время нам удастся на него ответить. В конце концов, эта система уже опробована и кое-где внедрена. После выхода постановления нужно будет принять приказ Министерства культуры о требованиях к оборудованию, которым должен владеть показчик. Мы остановились на том, что это должно быть некое базовое оборудование, способное перерабатывать информацию в любой форме. Оно не должно быть дорогим. Мы бы хотели, чтобы к нам стекалась информация о каждом проданном билете, как только кассир послал билет на печать. Но это требование сложно выполнить кинотеатрам, не имеющим подключения к Интернету. Такие кинотеатры есть. Проблема в том, как юридически прописать норму, по которой кинотеатры, не имеющие доступа к Интернету, передавали бы информацию не сразу, а, к примеру, раз в сутки, и чтобы этой лазейкой не воспользовались крупные кинотеатральные сети.

- С 2012 года меняется бюджетная политика государства, и мы переходим на программно-целевое финансирование. Готово ли Министерство культуры предлагать свои программы, или процесс должен пойти снизу?

- Мне кажется, что в культуре может существовать несколько программ развития, инициаторами которых могут выступать как чиновники, так и сами учреждения, деятели культуры. Нынешняя ФЦП "Культура России" - механизм довольно неповоротливый, где любая переброска средств требует тяжелых согласований. Нужны узконаправленные программы, с которыми можно было бы работать более оперативно. Пока мы еще расслаблены, но уже в следующем году первое, что нам необходимо, - это осмыслить дальнейшие направления деятельности министерства и искать новые пути развития отечественной культуры.


Дата создания: 05.08.2010
Дата изменения: 30.08.2012 12:13
Опубликовать в социальных сетях:

Последнее обновление на сайте: 20:07 24.05.2016